Виталий Мухаметзянов, папа «Мухи»

О комиксах «Муха». Честный разговор с пионером отечественного комикса Виталием МУХАметзяновым о его главном детище, клипах и мультфильмах.
Фото: Наталия Романова
Текст: Алексей Яцык, Наталия Романова
Виталий Мухаметзянов, папа «Мухи»
О комиксах «Муха»
В конце 80-х, когда Железный Занавес наконец поднялся, советские граждане познакомились со многими достижениями массовой культуры Запада — видеофильмами и комиксами. И если видеофильмы всех сортов и степеней доступности (от детских фильмов до эротики и боевиков) шли в СССР на ура, то вот с комиксами дела обстояли совсем плохо. Несмотря на появление различных энтузиастов, которые занимались переводами западных комиксов, а также пытались создавать что-то своё, мало кто воспринимал комиксы всерьёз. А полноценная индустрия комиксов в России не могла сложиться вплоть до 2010-х гг.
Нет, конечно, ещё в 90-е годы можно было достать в киосках детские переводные комиксы вроде «Микки-Мауса-детектива», но всё это была капля в море, которая не влияла на всеобщую тенденцию смотреть фильмы и мультфильмы по мотивам популярных комиксов, но не читать сами комиксы.

Но всё же в первой половине 90-х одному комиксу удалось стать популярным и востребованным в пределах бывшего СССР. Речь пойдёт о серии комиксов «Муха» из Уфы, созданной талантливым художником Виталием Мухаметзяновым, который подарил своё детское прозвище как самим комиксам, так и студии, которая существует и по сей день и, в частности, занимается производством клипов и мультфильмов.

Первые шаги «Мухи»

Свой почерк Мухаметзянов нашёл не сразу — сначала была книжка-раскраска о псе-детективе Рипли в 1988 году, ставшая сверхпопулярной, потом были обработки классических историй Киплинга, Милна, Конан-Дойля и других авторов. А в 1991 году родилась именно та «Муха», которую мы знаем, — сборники рисованных авторских 'рассказов' разноплановой жанровой тематики (тут были и комедийные комиксы, и фантастические боевики, и даже ужастики) и лишённые какого бы то ни было копирования западных аналогов.

«Муха» пользовалась большим успехом в России, попадали они и в Украину. Автор этих строк помнит, как в детстве, году в 1992-м, к нему от знакомых отца попали два комикса «Муха» с рассказами «Заговор», «В Пучине», «Самый Страшный», «Я Остаюсь!» и многими другими весёлыми и страшными историями, и потом эти два выпуска зачитывались до дыр и автором, и его младшим братом, давались дворовым приятелям, которые так же оценивали по достоинству фантазию Мухаметзянова и компании.

«Муха» заграницей и Костя Кинчев

На волне успеха авторы комикса пытались попасть на англоязычный и немецкоязычный рынок комиксов (впрочем, неудачно), были спецвыпуски с участием Константина Кинчева, чья «Алиса» ещё была на тот момент на пике популярности.

Кода «Мухи»

Однако, несмотря на популярность комиксов «Муха» в нашей стране, суровые экономические реалии 90-х годов негативно сказались на существовании издания. В 1994 году из-за дороговизны бумаги и других факторов периодичность выпусков новых комиксов резко сократилась (два новых выпуска по сравнению с 12 в 1993 году), а в 1995 вышел последний комикс из серии 'Муха', после чего в деятельности легендарного издания была поставлена точка.

«Муха» в наше время

Дальше — в 2000-м и 2009-м году — были попытки перезапустить серию, но, увы, время «Мухи» безвозвратно ушло, и на фоне переводных мрачных комиксов вроде «Город Грехов» и «V значит Вендетта» она стала казаться страшной архаикой, невзирая на попытки модернизации её рисунков.

Однако с закрытием «Мухи» Виталий Альбертович не потерялся и начал снимать клипы. И здесь он умудрился оказаться новатором — Мухаметзянов был первым клипмейкером в нашей стране, который использовал компьютерную графику. В его активе на сегодняшний день клипы для «Алисы», «Серьги», «Чайфа», «Пикника», проектов Макса Фадеева и многих других: от звёзд всероссийского уровня до исполнителей, известных в пределах родного Башкортостана.

«Буратилло»

Кроме того, не забросил совсем Виталий и мультипликацию — поколение MTV хорошо помнит его мини-сериал про Буратилло, который продолжал выходить, даже когда его сняли с сетки вещания MTV-Россия, а кроме того, на счету Мухаметзянова несколько полнометражных мультфильмов, один из которых — Садко — на данный момент в процессе съёмки.

Сегодня мы поговорим с пионером отечественного комикса о его главном детище, клипах и мультфильмах
Муха в диктофон: Раз-раз… 18 сентября, 14:30,
начинаем проводить опыты над кроликами. Кролик Муха.

В свое время, когда я был маленьким ребенком и читал ваши комиксы, бросалось в глаза довольно пестрое жанровое разнообразие. Кто за какие истории отвечал в коллективе и кому лучше удавались комедии, а кому — ужасы и блокбастеры? Расскажите о вашей команде в целом. Сколько вас было? Как вы нашли друг друга и чем занимаются сегодня бывшие пионеры российского комикса? Поддерживаете ли вы связь до сих пор?
Изначально была цель сделать комиксы непохожими на MARVEL и DC, я хотел чтобы журнал был с русским уклоном, потому что MARVEL и так был в достатке. К тому же в 1990 году был книжный бум — перестройка, и Булгакова можно стало читать открыто. У нас в России даже стали печатать Библию, представляешь? И все стало можно.

Вот до того, как все стало можно, я носил огромную папку с комиксами. Я тогда не знал технологии, не знал, как делать комиксы, я просто на бумаге сложил первый номер, который вышел только спустя два года.

Я искал того, кто мог бы их издать. Тогда я только пришел из армии, мне было 20 лет, и как-то раз я забрел в уфимский Дом печати. Естественно, мне сказали: «Иди-ка ты со своими комиксами! У нас есть что печатать! Вот лучше нарисуй нам детскую книжку, раскраску, скажем, мы заплатим. Я сказал: «Хорошо», пошел, порисовал в выходные и принес им книжку на следующей неделе под названием «Рипли». Ну тогда у нас была дома собака под именем Рипли.

Я, не мудрствуя лукаво, нарисовал книжку про Рипли — с кроссвордиками, раскрасками, задачками. Принес. Они сказали: «Уау»! — и напечатали. Потом попросили вторую. Я сделал второй выпуск. Потом попросили нарисовать про «Кошку, которая гуляла сама по себе» Киплинга. Потом каких-то поросят, потом еще что-то, и я это все благополучно рисовал, таким образом мне стали доверять, потому что эти книжки стали продаваться.

А потом сотрудник Дома печати съездил на какую-то конференции, где второй раз в жизни услышал слово «комикс». То есть в первый раз он его услышал от меня, а второй раз вот там, на конференции. Мне позвонили и сказали: «Ну что у тебя там с комиксами? Говорят, это популярно».

И уже через два месяца я собрал команду художников, нас было восемь или девять человек, и мы сидели в актовом зале Дома печати, где впоследствии нам удалось основать офис на восьмом этаже. Там мы благополучно рисовали и продавали уже свои комиксы на Украину, в Питер и Уфу. Москву пробить не удалось за неимением тогда настолько больших денег.

В основном распространяли комикс в Питере, а половину тиража увозили на Украину. Так получилось, что самое большое количество фанов того журнала с Украины. Сейчас, например, в «Вконтакте» написали люди с Украины — хотят переиздать все старые выпуски. Я говорю: «Какие проблемы, переиздавайте».

По поводу разделения тематики — на самом деле почти половину историй придумывал я, а потом отдавал другому художнику рисовать. Но были и такие люди-вертолеты, которые и сами придумывали, и сами рисовали, например, Вадим Рубцов, который сейчас рисует просто мега!

Второй, или даже первый, был Сулейманов Руслан, серьезную фантастику рисовал. Сейчас он делает видео и свою эстетику для игр. Мы сотрудничаем и с Рубцовым, и с Сулеймановым. В «Мухе» сейчас работает Ткачев, который «Оказию» рисовал. Так что все завсегдатаи живы, здоровы и продолжают работать. Еще Никаноров есть, который из Воронежа, сейчас он живет в деревне и занимается только комиксами.
Муха
«Мухи»
Расскажите о попытке попасть на американский и немецкий рынки. Чем это закончилось?
Американский рынок закончился тем, что я привез в Нью-Йорк два чемодана комиксов, и у меня купили их в магазине комиксов по 50 центов за штуку. Тогда у них тоже был бум на русское. У меня так получается, что я везде на бум нарываюсь.

На немецком рынке было так: мой друг, Малых Дмитрий, поехал в Германию, поработал там грузчиком, записался в панки и рассказал там своим друзьям, что его друзья в Уфе делают комиксы. Они сказали: «О, давай сделаем совместный журнал!» — и мы сделали совместный выпуск. У них журнал «KROMIX» назывался, у нас — «Муха», и такой был журнал-перевертыш двусторонний. У нас на обложке был Сталин и Гитлер, пожимающие друг другу руки. Мы напечатали 1000 экземпляров, но тираж как-то быстро винтом ушел, и на этом вся история в общем-то кончилась.
В нулевые, насколько мне известно, были две попытки перезапуска комиксов Муха — в 2000-м и в 2009 гг., но дальше дело не пошло в обоих случаях.
Мы в 2000-м делали выпуск специально для Appstore, но тема не окупилась. Не знаю как сейчас, а тогда покупали мало. Но вот сейчас с «Bookmate» сотрудничаем, вроде все получается.

В 2009 на пробу выпустили печатный выпуск, который продавался только в местных магазинах в сети «Матрица» (Уфа), но тиражи уже не т. е. Это то же нужно раскручивать.
Что это — осознание того, что в одну реку нельзя войти дважды или просто снизился читательский интерес к комиксам?
У меня четкое осознание того, что комикс вообще не попер в России как жанр.
Муха
Виталий Мухаметзянов
У меня всегда «рок-н-ролл» болезнь была.
Поговорим о Кинчеве. Как вам в голову пришла идея сделать его героем сразу двух комиксов? Не случайно ли их выход совпал с выходом двух лучших альбомов Алисы — «Для Тех, Кто Свалился С Луны» и «Чёрная Метка»?

Совпало совсем не с альбомом, совпало с тем, что я с печатной продукции перешел на видео, оттуда и комиксы и клипы начались, я начал двигаться в другую сторону. Это было тоже начало клипового бума.

А дело было так: сижу я в Доме печати, в офисе, ко мне приходят люди (а это оголтелое время, 90-е) и говорят: «Мы тут купили телеоборудование, телевидение делаем, а вы тут мультики рисуете, давайте сделаем рекламку мультяшную». У меня всегда «рок-н-ролл» болезнь была, и мы с Кинчевым уже плотно общались. Я так прикинул, кто у нас супергероем может быть? Бутусов? Шевчук? Я увидел героем Кинчева. Мы встретились, очень хорошо пообщались и он сказал: «Давай!».Я начал делать первый комикс «Для тех, кто свалился с Луны». «Черная метка» был вторым.
Константин Кинчев — герой комиксов
1993 — «Для тех, кто свалился с луны»
Оказывается, до Луны — рукой подать!
Как вы в середине 90-х обратились к съемкам клипов? Причем сначала вы снимали клипы для наших рокеров (Алиса, Серьга, Хозяин Ключа, Чайф и т. д), а потом значительно расширили жанровый спектр.
Даже «Земляне». Первые клипы Глюкозы. «Рефлекс» — почти все. Ну, я уже стал почти коммерческим, надо было содержать студию, поднимать уровень, но мы продолжали делать и «Тараканам», и «Пикникам», просто ценовая категория у всех разная была. Рокерам мы могли сделать вообще бесплатно, мы же понимаем, что попса не на идее, а на бюджетах рождена. Рокеры играют, горят, и все равно будут делать, даже если денег нет, а попса — вообще другая история, почему бы не относиться к ним по-разному?
Виталий Мухаметзянов​
Виталий Мухаметзянов
Расскажите о вашем сотрудничестве с Максом Фадеевым. Как это случилось и во что это вылилось? Можете ли выделить какие-то работы?
Макс хороший человек. Он был в Праге, когда вышел на меня после проекта Линды, и просил нарисовать клип его хорошим знакомым. Мы нарисовали. Потом начали общаться по телефону. Завязалась дружба. Макс писал музыку, спрашивал мое мнение, но никогда к нему не прислушивался. Вместе мы сняли несколько клипов группы «Total», потом Глюкозы. Потом Макс захотел сделать полнометражный мультфильм, сочинил сказку и начал искать деньги.

С ним мы начинали делать первые эскизы для мультфильма, потом передал производство в «Глюкоза Продакшн», и все. Там он потом сделал мультфильм «Савва», в этом году, по-моему, он прокатился по кинотеатрам. Потом сделали несколько клипов для группы «Серебро», с Темниковой в главных ролях. В последнее время у Макса пошли другие дела — «Голос», ТВ, у него все круто, и он продолжает писать хорошие песни, молодец, я рад за него.
Буратилло, Buratillo
«Муха» — «Буратилло»
Насколько я знаю, вы продолжаете снимать короткометражные мультфильмы про «Буратиллу», которые когда-то активно крутили по ныне несуществующему каналу MTV-Россия. Почему сейчас «Буратиллы» нет на ТВ? Канал «2×2, например, не хочет взять их в эфир?
Когда-то давным-давно «2×2» обращались к нам, но, по-моему, не конкретно по «Буратилло», а просили нарисовать взрослые мультфильмы. Не понравилось мне, как люди делят мультики на взрослые и детские, вот наш «Буратилло» на грани фола: ребенок увидит одно, взрослый —совсем другое.

А «Буратилло» — лично моя отдушина, вся озвучка там моя, все истории придумывал я, это мой юмор. И мы рисовали, когда художники были свободны, чтобы скоротать время и набить руку. Нет, это не бюджетная вещь, хотя он продавался миллион раз, то в московском казино крутился, то где-то еще. Ну, люди смеются — хорошо.
студия муха изнутри
«Муха» изнутри
Еще вы в последние годы обратились к полнометражным мультфильмам, в процессе съемок мультфильм про Садко. Когда ждать премьеры?
Мы делаем это с Сергеем Михайловичем Сельяновым, который сделал всех «Богатырей», «Ивана Царевича и Серого Волка».

Сделали проект, как обычно мы нарисовали и пошли к продюсеру. На это раз мы пришли с планируемым «Садко» к Сельянову. Ему эта идея понравилась, и он оставил от всего этого только название — «Садко». Что-то, что мы рисовали, он принимал, что-то нет — так оно и продолжается уже третий год, и в следующем, 2017 году, мультфильм должен выйти.
Что вы думаете о деятельности современных российских мультипликаторов, в частности о питерской студии «Мельница»? Есть ли у российской мультипликации шансы снова достичь былых высот «Союзмультфильма и начать серьезно конкурировать с иностранными мультфильмами?
Ну вот «Мельница» — это как раз Сельянов. Боже мой, «Союзмультфильм»… Это же разные миры. Вот возьмем эти фильмы, где камедиклабовцы играют, целая серия этих фильмов — «Ёлки"-2,3,4 и т. д… Они могут конкурировать с фильмами Одесской киностудии? Это разные миры. Современная мультипликация сильно отличается от «Союзмультфильма», даже короткометражки, но я не могу сравнивать — есть же шедевры типа «Винни Пуха», но есть и такие мультфильмы вроде «Варежки», например, кукольных, какое-нибудь «Федорино горе» — как под одной крышей это все уживалось?

Ты знаешь, бежишь смотреть в 15.30 мультики, включаешь телевизор, а там показывают три кукольных мультфильма подряд — вот это был самый большой облом.

В начальной школе я торчал от «Ну погоди!», у меня был кинопроектор, я смотрел его чуть ли не по кадрам, было интересно, я успевал заметить такие вещи, как например: когда заяц на моторной лодке на лыжах ехал, как у него нога сквозь руку проходит. Не заморачивались люди особо насчет этого, а мне подсекать такие штуки было интересно.
Виталий Мухаметзянов
Виталий Мухаметзянов
Современные русские мультики могут конкурировать с современными западными?
Не знаю. Картины писал Сальвадор Дали, Петров-Водкин, Репин — кто-нибудь их сравнивает? Ну это же авторское, не надо их сравнивать, зачем? Наши мультики рассчитаны только на телевидение. Телевидение само по себе уже непопулярно, о чем речь? Если речь о кинотеатрах — это вот только современные прорвались, благодаря, например, тому же Сельянову.
Насчет современных клипов — чего, по-вашему, не хватает современным клипам и какие современные клипы (из тех, что были сняты в прошлом году) вам больше всего понравились?
Сюжета не хватает. Снимают красивые картинки. Я всегда отталкивался от сюжета, во всех моих клипах есть сюжет, хотя бы начало и развязка. А сейчас включаешь, смотришь «Муз Ру» какой-нибудь — там этого нет. Сейчас все едут погреться, а заодно и поснимать, но я не могу говорить за всех, я не смотрю особо, возможно есть у нас какие-нибудь уникумы.

Если брать западные клипы, есть классные вещи. Например, последний клип «Coldplay» («Up&Up» — прим. Hitch). Вот был в 90-х клип у «Rolling Stones», где они по Нью-Йорку ходили, перешагивая мосты, черно-белый. («Love is Strong» — прим. Hitch). «Coldplay» взяли спутниковые снимки, и ходили не по городам, а по странам, поля засеянные там, самолет летит рядом, и себя сделали чуть больше, чем «Rolling Stones», хотя тогда это был прорыв у Stones.

Моя любимая поговорка: «У беспредела нет предела». Сейчас бюджеты на клипы не тратят. Это началось в 2005—2006 годах, люди стали больше смотреть Youtube, чем ТВ, а Youtube не делил качественное или не качественное. Сейчас-то точно выгоднее смотреть на Youtube.
Комиксы «Муха»
Комиксы «Муха»
Вы когда-то были одним из пионеров отечественного комикса, рядом с вашими комиксами существовали какие-никакие, но конкуренты из числа переводных комиксов (один Микки-Маус-детектив чего стоил в свое время). Почему, на ваш взгляд, эта культура, невзирая на популярность, так и не прижилась в России? Ведь сегодня комиксы почти не встретишь даже в сетевых коммерческих ларьках, и лишь некоммерческие книжные магазины пытаются их продвигать.
Несмотря на то, что упомянутые MARVEL и DC живут с 40-х годов и их уже водосточной трубой не перешибешь, переводы в каждом книжном магазине даже в России, но в целом комикс как жанр у нас не прижился, я считаю. Я был летом в Испании в магазине комиксов: большой зал американских комиксов, большой зал европейских комиксов, в подвале — манга. Это достаточно большой магазин.

Когда я продавал свои комиксы в Нью-Йорке, там был восьмиэтажный магазин, сейчас не знаю. Я ходил, как инопланетянин. Восемь часов круги наматывал. У меня был разрыв шаблона. Я увидел, что художников, оказывается, больше, чем у нас любителей комиксов во всей стране, и я понял, что никакой я не уникум совсем. Просто я, наверное, не в той стране родился, вот и все.
медиапортал HITCH.SPACE
mail@hitch.space