Виталий Малыгин: «Самые грандиозные идеи могут возникнуть из случайности»

О проектах и музыкальных редакторах.
Фото: Личный архив В. Малыгина
Текст: Петр Войтов
Виталий Малыгин
Разберемся на примере твоей деятельности. Если музыкант обладает широким творческим полем, которое не может вместиться в один жанр, следует оставаться в одном мультижанровом проекте или участвовать в множестве проектов?
Сначала появлялся один проект. Он существовал, в нем возникали идеи, аккумулировалась энергия. Потом получалось, что в рамках существующего проекта(группа «Пыль») возникшие идеи концептуально отделялись. Для меня все проекты представляют единое древо, хотя стороннему человеку это может показаться странным.
Почему последовательно появившиеся от «Пыли» альбомы настолько обособлены?
Очень многое зависит от названия проекта, которое требует для себя новых идей, обрастает ими. Каждый проект хочет жить отдельно. Я всегда мыслил проектно. Если я берусь за что-то, я представляю себе это как некую целостность. Возникает проблема, чтобы слушатель отделял одно от другого, чтобы все не смешивалось. Каждый проект должен существовать под своим именем, тем не менее очень многие приемы из одного проекта часто перетекают в другой.
MEDIASPANK
Виталий Малыгин
Есть утверждение, что, формулируя замысел вслух перед его претворением, он перестает существовать. Как ты к этому относишься?
Если взять русский символизм, Серебряный век, — тогда многие авторы мыслили так. К поэту приходит энергия, она еще не выражена, но он уже ее чувствует. Результатом реализации энергии становится стихотворение. Для меня это тоже имеет смысл. Бывает какой-то импровизационный процесс, который становится более захватывающим, чем-то, что уже сделано. Я в своем творчестве стараюсь идти более интуитивными путями, чтобы в результате самого себя удивить. Творчество существует только для того, чтобы поразить самого себя.
Какие происходят этапы в движении от замысла к конечному результату в твоем творчестве?
Первоначально возникает замысел, и постепенно приходит понимание, как это нужно реализовать. В процессе работы над композицией приходят новые идеи. Много всего свежего приходит в процессе воплощения той или иной идеи.
Часто ли результат кардинально отличается от замысла?
Иногда можно просто залезть в музыкальный редактор, начать что-то бессознательно нашаривать на синтезаторе, и из одной мелодической линии может вырасти целая песня. Ты внезапно услышишь текст, к тебе придут стихи. Творчество очень часто возникает из мелочей. Самые грандиозные идеи могут возникнуть из случайности.
Все проекты для тебя имеют общий стержень, но все же «Пыль» воспринимается самостоятельно. Чем это объяснить?
В «Пыли» есть песенная форма. Это песни, понятные абсолютно каждому человеку. «Пыль» более открыта для массового слушателя. Сходство всех проектов состоит в том, что у них нет какой-либо развлекательной направленности. Сейчас очень много чисто развлекательного творчества. Мы стараемся оставаться самобытными, мы не ищем путей, чтобы понравиться людям. Это творчество философское, тут нужно немножко подумать.
MEDIASPANK
Виталий Малыгин
«Пыль» не могла уместить необходимое количество идей и не давала выхода всем замыслам?
Я долгое время писал песни, искал людей с близким моему музыкальным вкусом, которые могли бы вместе со мною объединиться в группу. Слово «пыль» не несет намеренно экспрессивной окраски, это нейтральное слово. Начали создаваться песни, но они были в несколько странных аранжировках.

На концертах мы могли использовать экзотичные и часто шумовые индустриальные инструменты. Мы тогда называли это словом «инди». Постепенно возникали идеи, которые ждали момента, чтобы оформиться в отдельный проект. Я думаю, толчком для образования прочих проектов было, во-первых, переосознание жизни, переосознание своего пути и, во-вторых, жажда открыть для себя новую область, где твой дух мог бы себя выразить. Всем, что я делаю, я создаю некое пространство, в котором останется моя душа. Толком к образованию каждого проекта было желание ощутить себя в новой ипостаси. Каждый проект первоначально концентрировался вокруг определенного жанра, но постепенно выходил за эти жанровые пределы.
Планируется ли появление новых проектов?
Я думаю, нет. Сейчас осталось три проекта: «Пыль», Sirotek, DOR. Возможно, каждый проект является средством отдохнуть от другого и увидеть что-то с нового ракурса. Хочется смотреть шире на то, что ты делаешь, и быть глубже. Постепенно накапливается материал в одном русле, потом находится адекватное название, которое может отразить этот материал, и возникает альбом.
Почему одному быть творцом, а у другого, в сущности, ничего не получается?
В творце есть жертвенность. Это человек, который настроен на то, чтобы максимально отдавать. Кто как можно больше отдает, не задумываясь о наживе, тот в наибольшей степени творец. Я не думаю, что творец может быть корыстен. То, что отдает творческий человек, может быть гораздо дороже, чем десятки тысяч напечатанных денежных единицы.