TUNDRA: «Эксперимент и постоянная импровизация — форма творчества „Тундры“»

Коллектив музыкантов и видеохудожников, исследующий грани взаимодействия звуковых и визуальных образов с человеческими эмоциями Tundra, о цели своей коллаборации, попытках сломать стереотипы восприятия и новой версии инсталляции The Void.
Текст: Константин Беркинев
Tundra
Tundra
TUNDRA — это петербургская команда, состоящая из видеохудожников, музыкантов, звукоинженеров и программистов. Музыкальный ряд для инсталляций создается постоянными участниками команды — группой D-Pulse. Команда исследует грани взаимодействия звуковых и визуальных образов с человеческими эмоциями, специализируется на создании аудиовизуальных перфомансов и интерактивных инсталляций
Локально вы позиционируете себя как коллектив из Санкт-Петербурга. Но при этом и сайт, и страницу в FB ведете на английском языке. С чем это связано, нет надежды на российского зрителя?
Многие проекты Тундры были реализованы в разных странах и на разных континентах. Мы ведем аккаунты на английском и русском языках, чтобы было доступно и понятно всем.
Кто ваш слушатель/зритель? Соответствует ли он вашим представлениям о нем же?
Нет определенного представления о том, кто наш зритель/слушатель. Мы создаем опыт, который может пережить любой человек, посетивший инсталляции Тундры.
Расскажите о своей коллаборации, как так получилось и когда, а что ждет впереди? Возможны ли компромиссы в коллективном творчестве?
Коллектив образовался на базе коворкинга «Тайга» в Санкт-Петербурге в 2014 году. На тот момент это были две независимые музыкальные и визуальные студии. После одного совместного мэпинг проекта, когда одни делали музыку, а другие рисовали контент, мы решили, что можем создавать что-то интереснее чем визуальные шоу.

Коллективное экспериментальное творчество — это создание результата другого порядка; такого результата, который никто изначально не предполагал. На пути к такому результату конечно возможны и компромиссы, но в большей степени это некое позитивное взаимовлияние.
Важно ли артисту опираться на стереотипы, как базовые понятия, или стоит их всячески обходить стороной? Должен ли медиахудожник соответствовать ожиданиям и предвкушениям публики каждый раз, когда он выходит на сцену?
Один из принципов нашей совместной работы это попытка сломать стереотипы восприятия. Простой пример: до момента премьеры инсталляции HYPERJUMP во всех крупных медиа, почти никто не рассматривал световые приборы (кинетические головы с направленным лучом света), как творческий инструмент; это был лишь элемент светового шоу на музыкальных перформансах. Мы же решили использовать этот инструмент так, как никто до нас не делал. И по факту создали нишу, в которой сейчас вы можете наблюдать огромное количество световых перформансов абсолютно разных артистов и команд.

Как медиахудожники, наверное, мы стремимся к переживанию уникального опыта от каждой новой инсталляции. Этот опыт должен быть максимально лишен стереотипов и ассоциаций. Так, как если бы вы наблюдали или переживали абсолютно незнакомое вам природное явления.
Эксперимент и постоянная импровизация — наша форма творчества.
«The Void. Прототип 2» — это последняя работа на данный момент, которой вы дали надежду на существование? Расскажите о ней подробнее.
The Void это самая первая инсталляция Тундры, созданная в 2014 году. Изначально это был социальный эксперимент, призванный понять, как долго люди могут находится в полной тишине и способны воспринимать происходящее вокруг, не отвлекаясь на телефон, разговоры и т. п. Панорамная 360 проекция, которую Creators Project называл визуализацией большого взрыва. Это был немного утопический и технически сложный проект.

Для новой версии VOID 2.0 мы объединились с командой 404.zero, которая создает очень живой генеративный контент. Процесс алгоритмизации и постоянной рандомизации стал отправной точкой, и мы решили совместить форму и концепт первоначальной версии инсталляции, наполнив ее новым, постоянно меняющимся контентом. Это дополняет идею о пустоте, как исходном состоянии, с возможностью появления своей небольшой Вселенной.
Материал подготовлен при поддержке фестиваля медиаискусства MEDIA IN