Таня Ахметгалиева: «Я люблю портить изображения, перекрашивать, делить на отдельные каналы, слои, препарировать видео»

Медиахудожник Таня Ахметгалиева о процессе «придумывания», правильности интерпретации, трендах и случайности.
Текст: Сергей Рыженко
Таня Ахметгалиева
Таня Ахметгалиева / Фотограф: Станислав Журавлев
Таня Ахметгалиева — художник, работает в области графики и в жанрах видео и инсталляции. Выставлялась в Русском музее, Московском музее современного искусства (ММоМА), Центре современного искусства «Винзавод» (Москва), Центральном выставочном зале «Манеж» (Москва), Galerie Forsblom (Хельсинки), галерее Марины Гисич (Санкт-Петербург), галерее «Regina» (Москва).

Финалист премии Кандинского — 2010 в номинации «Молодой художник. Проект года», лауреат премии Сергея Курёхина — 2015 в номинации «Лучшее произведение визуального искусства».
Как бы Вы охарактеризовали рынок современного искусства? Имеет ли право художник относится к своим работам как к товару? Насколько правильно следить за трендами и быть максимально лояльным публике?
Мне сложно отвечать на этот вопрос. Я никогда не отношусь к своему искусству, как к товару. И мне даже скучно об этом разговаривать. Никогда не думаю, как публика воспримет мои работы. Никогда, ни под кого не подстраиваюсь.

Что касается трендов, но не только в искусстве, а вообще, в целом. Меня очень интересует эта тема. Мне интересно, как они вообще возникают, из чего создаются, как работают специальные люди, агентства, которые выявляют будущие ключевые темы и образы. Какое влияние это оказывает на все сферы нашей жизни, ну и естественно, на моду, дизайн, искусство и все остальное. Я изучаю эту область, пытаюсь представить себя таким «тренд форекастером».
Как Вам видятся перспективы развития современного искусства в России? Существует ли пропасть между «нашим» и «западным»? Есть ли шанс у молодого художника прорвать «блокаду», если она существует, и выйти на мировой уровень?
Ничего не могу сказать про «пропасти» и «блокады»… Если я буду думать об этих вещах, то я вообще ничего создать не смогу. Для меня, это не тот прицел, извините.
ЛЮБИ ЭТИ ПЛАМЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ
Какие трудности в продвижении своих работ встречались и как получилось выйти победителем?
Я не тот человек, который активно занимается продвижением.
Много ли случайностей в жизни, хорошо это или плохо?
Большинство самых важных событий и проектов в моей жизни происходили, казалось бы, случайно. Это интересная тема. Пожалуй возьму на заметку для следующих работ.
Существует ли кризис творческих идей и если да, то как удается с ним справляться?
Конечно, мы живые люди, иногда упираемся лбом в стену. Для себя я решила, в такие моменты, оставлять все дела, которые не идут и переключаться на совершенно другие вещи, на саму жизнь. Это всегда спасает от выгорания и даёт новые импульсы.
АЛЛЕРГИЯ НА ПЫЛЬ
АЛЛЕРГИЯ НА ПЫЛЬ
Фотограф: Александр Лаврентьев
Конечный вид инсталляции точь-в-точь соответствует тому, что находилось в воображении во время «придумывания» или трансформация и переосмысление возможны? Пожалуйста, ответьте на этот вопрос на примере видеоинсталляции «Остров Сирен» и максимально подробно расскажите о серии «Корабль-призрак». Над чем трудитесь в данный момент, как формируете задачу?
Бывает так, что сначала возникает некий импульс, идея-вспышка, которую ты потом начинаешь раскручивать, перемалывать, выращивать в себе. Очень много метаморфоз может претерпеть проект от точки «А» до точки «Я». А может, даже пройти весь этот путь, и вернуться назад, к первоначальному варианту идеи.

«Корабль-призрак» совершил, по-настоящему, сложное внутреннее путешествие. У меня было много вариантов, прежде чем эта серия сложилась в единую историю. Материал для этой работы был найден и снят во время резиденции во Франции. Потом были долгие эксперименты. Я вообще очень люблю портить изображения, перекрашивать, делить на отдельные каналы, слои, препарировать видео. Живое изображение превращается в более плоское, словно плохая компьютерная игра с искусственным миром. Все это для создания нового внутреннего пространства воображаемого острова, и уже становится совсем не важно, где были сняты эти вещи, видео очищается от ненужной информации. Здесь, конечно, всего заранее не предусмотреть. То, как ты себе рисуешь эти образы в воображении и то, что видишь на экране, может не совпадать, а так же иногда может принести новые неожиданные и лучшие решения.

В «Острове Сирен» речь идёт об иллюзиях, опасности, двойственности, искушении, о том, как легко под одной оболочкой скрывается совершенно другое. Чувство опустошения и дезориентации захватывает тебя. Еще мгновение и ты останешься здесь навсегда…

В данный момент я работаю над несколькими проектами, рисую графические серии, пишу свои первые живописные вещи, а так же работаю над парой новых медиаинсталляций, и все это вы увидите уже очень скоро. В каждом случае разрабатывается отдельная история.

Мне нравится переключаться с одной идеи на другую, жонглировать разными медиа, это позволяет не заходить в тупик, и всегда иметь свежий взгляд.
КРАСНОЙ НИТЬЮ
Способен ли зритель правильно интерпретировать Вашу задумку или это не имеет никакого значения и наоборот всячески Вами приветствуется?
Мне важно оставлять за зрителем некую свободу в интерпретациях. И мне всегда интересно, что люди сами, без подсказок и текстов, видят и чувствуют в моих работах, даже если это совсем не совпадает с моими ощущениями.

Я люблю когда человек может немного отключиться от реального мира и поплыть по течению, открыть в себе нечто неопознанное, глубокое, а может быть, даже и страшное.
Материал подготовлен при поддержке фестиваля медиаискусства MEDIA IN
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть