Субкультуры 1960-х:
молодежный бум

Предпосылки к появлению молодежных субкультур. Тедди-бои, шокирующие своими образами консервативную Англию. Моды — новые люди мира массового потребления. Хиппи — субкультура протеста: молчаливая борьба, свобода, любовь и духовность. «Взрыв» моды и появление новых образцов для подражания.
Людмила Ятина
кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии молодежи и молодежной политики СПбГУ
Капиталистические предприниматели в Америке быстро поняли, как можно использовать свободные деньги молодежи. Образовалась новая потребительская ниша, для которой создали целую индустрию производства молодежных товаров. Это была музыка, кофейни, танцполы... В конце 1950-х годов появился термин «тинэйджер», означающий «подросток потребляющий».
Молодежь — это представители и рабочей среды, а не только учащиеся колледжа или школы. Они были относительно независимы от родителей, то есть могли тратить деньги на свои временные удовольствия. Бурный экономический рост и доступность среднего образования в Европе и Америке породили молодежную культуру. На этот феномен обратили внимание социологи. Одним из первых, кто сформулировал понятие «молодежная культура», был социолог Толкотт Парсонс. Парсонс основал структурно-функционалистскую парадигму, суть которой такова: у детей, которые еще не заняты на производстве, но уже имеют свободные деньги и свободное время, формируются группы, в которых они с удовольствием проводят досуг. Так образовались школьная и студенческая культуры.
Студенты, Париж, 1961 г.
Студенты, Париж, 1961 г.
Субкультура тедди-боев — это представители рабочего класса, понимающие свои невысокие социальные шансы, которые пытались поменять свое представление о статусе с помощью одежды. Они выходили на улицы в нарядах, подражая стилю эпохи Эдуарда VII, шокируя своим внешним видом консервативную Англию. Тедди-бои не были субкультурой протеста, они просто презентовали себя. Почему образ жизни стиляг имел такую негативную оценку со стороны советского правительства? У нас ведь было однородное общество, которое позиционировалось как бесклассовое. Образцы для стиляг поставляли дети нашей элиты или номенклатуры. Коммунистическая партия усматривала неравенство, стиляги нарушали серое гомогенное равенство советского общества.
Тедди-бои, 1950-е
Субкультура модов — это также выходцы из рабочей среды. Словом «модернист» называли поклонников современного джаза, противопоставляя их любителям джаза традиционного. Отчасти мод-движение появилось как своеобразный ответ субкультуре тедди-боев — криминализированной молодежи, слушавшей американский блюз и классический джаз. Но, моды работали уже не на заводах и фабриках, а в магазинах, рекламных агентствах, на телевидении.
Моды – новые люди мира массового потребления, работающие в сфере досуга и услуг. Они хотели ощутить себя частью общей массы, которая способна потреблять и тратить деньги. Моды с маниакальной педантичностью выбирали себе одежду, следили за внешним видом. Они носили зауженные брюки и приталенные пиджаки из высококачественных тканей. Моды пропадали на танцплощадках, чтобы выбросить свой адреналин, катались на мотороллерах, играли в музыкальных группах. Пик движения пришелся на середину 60-х годов, к концу десятилетия, многие, включая музыкантов, увлеклись популярной психоделической музыкой, кто-то сделал акцент на своём рабочем происхождении, отсюда образовалась субкультура скинхедов.
Компания модов в лондонском Сохо, 1967 г.
Компания модов в лондонском Сохо, 1967 г.
В шестидесятые годы произошел взрыв моды, появилась открытая мода. Массовая культура, породив музыку, молодежные культуры, молодежные направления, взрастила и совершенно другие референтные группы. Молодежь выдвигала свои модели, которые индустрия брала на вооружение. Появилась мода улиц. Теперь молодежь диктовала вкусы, ее предпочтения должны были учитываться.
Прежде чем мы будем обрисовывать субкультуру хиппи, очень важно уделить внимание тому, что из себя представляет протест. Есть формы протеста, которые соотносятся с молодежными субкультурами. Первая форма — мятеж как девиация, то есть отклонение от заданных норм. Вторая форма — мятеж как переоценка ценностей. Третья форма — мятеж против эксплуатации. Хиппи — это культура молодежи, которая не только обладала своими ценностями, мироощущением, но и в корне противоречила нормам господствующей культуры.
Есть такая пословица: «Кто помнит шестидесятые, тот там не был». Действительно, молодежь пребывала в наркотическом опьянении достаточно долгое время. Были и смертельные исходы, ведь увлекающихся наркотиками подростков было невозможно остановить. Куда смотрело общество? Надо сказать, что в послевоенное время очень хорошо развивалась американская фармакологическая промышленность. Существовали таблетки на все случаи жизни, некоторые виды наркотиков даже были доступны. И только когда это стало массовым явлением, а хиппи способствовали распространению наркотиков, общество забило тревогу. Хиппи употребляли марихуану и другие вещества для того, чтобы выйти за границы своего сознания, познать себя и мир вокруг себя.
Молодежная субкультура всегда находится в противоречии с господствующей культурой. Если под успехом в традиционном обществе понимали получение образования, работу, построение семьи, достойную старость, то хиппи это не устраивало. Они много путешествовали и жили в коммунах, обращались к восточным религиям, использовали медитативные практики, наследие индейцев, прибегали к нетрадиционной медицине... Существующая сейчас эзотерика началась с приходом хиппи. Но современное модернистское общество не допускало никакого шаманства, никакой нетрадиционной религии... Самой главной ценностью общества модерна считалась не только свобода, но и прогресс.
Самый главный прорыв, который сделали хиппи в нарушении пуританской этики, — это провозглашение свободной любви. «Занимайся любовью, а не войной» — их лозунг. Хиппи — это молчаливая борьба, нетрадиционная форма протеста, они пели песни у Пентагона и дарили солдатам цветы. Хиппи привнесли очень многое в современную культуру этим веселым, радужным, совершенно иным отношением к жизни.
Лето любви, Сан-Франциско, 1967 г.
Лето любви, Сан-Франциско, 1967 г.
Каковы были последствия молодежного протеста субкультуры хиппи? Это критика потребительского общества, осознание ценности самореализации личности, осознание экологической проблематики. Хиппи либерализовали традиционную сексуальную мораль, они вообще освободили человека от жесткого панциря социальной оболочки, именно с ними связывают зарождение нудизма, раскрепощения человека в единении с природой. Хиппи вскрыли ряд социальных проблем: они заставили общество снять запрет на аборты, обратили внимание на половое воспитание школьников, в их время появились контрацептивы. Они протестовали против войны во Вьетнаме и говорили о гонке ядерных вооружений. Хиппи породили очень много музыки различных направлений, открыли миру не только христианство, но и другие религии... Это было началом культурного и социального плюрализма. Их протесты привели к расширению политических прав молодежи и ослаблению расовой сегрегации в США.
Акция протеста с цепями, Лос-Анджелес