Изобразительное искусство становится неотъемлемой частью моды именно в 1960-е. Энди Уорхол переносит свои знаменитые полотна на ткань (платье «Суп Кэмпбелл»). Поп-арт мотивы используют многие дизайнеры, сделав перенесение ярких образов с картин новой модной тенденцией. Художественное течение оптического искусства также находит отражение в массовой одежде, модели простого кроя с изображением черно-белых оптических иллюзий пользуются огромной популярностью. Не менее известный феномен — коллекция Ив Сен-Лорана (1965 года), в основу которой положена живопись Пита Мондриана. Начнем.

Лектор: Мария Терехова — историк моды, культуролог.

Материальная обстановка и уровень производства товаров массового потребления в шестидесятые годы были таковы, что тинэйджеры стали весьма ощутимой экономической силой. Они обладали запасом карманным денег, а значит — покупательной способностью. Тинэйджеры образовали слой населения, способный и жаждущий постоянно потреблять, благодаря чему возникла молодежная промышленность и молодежная мода. Молодые люди, со свойственной им тягой к новому, экспериментам и экстравагантным формам, хотели выражать себя в одежде.

Один из многочисленных лондонских бутиков Biba был жутко популярен в 1960-е. Впрочем, для свингующего молодежного Лондона, движение бутиков и так являлось важным элементом культуры. У бутика Biba, благодаря вкусу основательницы Барбары Хуланики, появился свой отчетливый стиль, представляющий собою не просто прямое репродуцирование новомодных трендов, но и ядреную смесь всевозможных исторических «кивков»: и в сторону эстетики ар-деко, и в сторону ар-нуво.

Барбара Хуланики
Барбара Хуланики
Визуальный вкус эпохи, начиная с пастельных оттенков, переходил к более ярким цветам, и геометрии. Чулки сменились колготками с всевозможными дикими узорами, появился пластик и блестящие поверхности. Монохромные цвета и четкие линии постепенно сменялись сложными пестрыми орнаментами. Субкультура хиппи изначально была неким протестом против аккуратных геометрических мейнстримовых форм, антитезой модным тенденциям. К концу 60-х появились пестрые расцветки и многослойность в одежде, то есть антитеза хиппи стала уже тезисом. Если раньше, в предшествующих десятилетиях, каждый новый магистральный тренд или стилистическое течение приходило на смену, вытесняло и перечеркивало предыдущее, то к концу шестидесятых обстановка была такова, что на улицах городов соседствовали самые разные стилистические направления. На одном и том же культурном пространстве могли находиться совершенно разные формы по материалу, расцветке и эстетике. К концу шестидесятых возник сильнейший интерес к ретро-эстетике, и возродилась тяга к «душевным» материалам как попытка противостоять окружающей «пластмассе». Стилистический плюрализм сыграет очень важную роль на рубеже 60−70-х годов, и станет главным течением на границе сумасшедшей декады.

Нельзя не сказать о соотношении искусства и моды. Если до 1950-х годов было четко сформировано разделение сфер искусства, то в шестидесятые эти границы постепенно стерлись, художники вдохновлялись работами кутюрье, дизайнеры заимствовали идеи из живописи современников, что было первично, а что вторично — сказать сложно. Одним из наиболее популярных художественных направлений в моде был поп-арт, яркие образы с картин художников использовали многие модельеры, сделав перенесение рисунков на ткань новой модной тенденцией. В тоже время, художники поп-арт врывались в мир моды (знаменитые платья и рубашки Энди Уорхола). Оптическое искусство также находит отражение, как в высокой моде, так и в массовой одежде, модели простого кроя с изображением черно-белых оптических иллюзий пользуются огромной популярностью. Кроме того, на дизайн, на характерные элементы оформления, на визуальный вкус времени, повлияли самые разнообразные формы абстракционизма, абстрактного экспрессионизма, кубизма, фовизма и др. Мода с удовольствием заимствовала арт-образцы.

Andy Warhol, The Souper Dress
Andy Warhol, The Souper Dress
Синтетические ткани вошли в быт, и новый материал неизбежно породил новую форму. Кримплен — плотный неснимающийся материал — был буквально создан, чтобы производить одежду вполне определенного силуэта: прямого, без лишних сложных деталей. Возможность окрашивания ткани в любые цвета позволила использовать яркие и даже ядовитые оттенки. Знаковым дизайнером этого периода стала Мэри Куант, в середине шестидесятых годов она окончательно популяризовала мини-юбку. Ее аудиторию представляла молодежь, она сознательно ориентировалась на эту публику и предлагала им те моды, которые они хотели. Хотя на подиуме мини-юбка впервые появилась еще в 1964 году у кутюрье Андре Куррежа, коллекцию Space Age которого, встретили с огромным энтузиазмом. Дизайнер предложил радикально укоротить подол, тем самым оставив пуританскую длину по колено в прошлом. Судьба мини-юбки была многообещающей потому, что она оказалось крайне востребованной.

Новый формат производства одежды — prêt-à-porter

Стоит сказать пару слов о тех изменениях, которые произошли с институтом высокой моды (Парижский синдикат моды) Haute couture. Это небольшая по численности группа творцов, которые на протяжении первой половины XX века задавали тон моде, поставляли образцы для подражания. Haute couture подразумевал производство высококлассной и немыслимо дорогой одежды по индивидуальным заказам. В 60-е годы перемена в схемах западного потребления привела к тому, что придерживаться позиции высокой моды без всяких поправок на реальность не было возможности. Haute couture стали покупать меньше. Снобы из синдиката высокой моды столкнулись с неприятной необходимостью — с демократизирующейся реальностью нужно было что-то делать. Произошло внедрение нового формата производства одежды, который получил название prêt-à-porter. Прет-а-порте — это готовые к носке коллекции, то есть принципиально противоположный подход к производству одежды. Прет-а-порте производилось силами известных модных домов. Это тоже была новизна, и ответ на вызов времени. Большинство старых домов мод держат свою линию haute couture, даже выпускают коллекции, но это все — лишь для поддержания имиджа.