Художник погружен в процесс созидания. Для художника искусство — это состояние, когда он работает, а любитель — это созерцатель. Любитель — это любовник того или иного произведения, направления. Любовник верный или ветряный. Для любителя искусство — процесс любви. Что происходит в самом искусстве, он не знает. Он знает только то, что происходит между ним и искусством. Любителя редко интересуют теории и тексты. Для художника искусство — дело, а для любителя — объект любви. А еще есть интеллектуал, и он наблюдает. Он наблюдает за собой и описывает объект наблюдения и себя в качестве наблюдателя. Он систематизирует. Он увлечен идеями, существующими в искусстве.

Чем для любителя является искусство?

Искусство — это не сами картины, и не залы Эрмитажа.

Место. Любитель любит места искусства. Ему нравится, например, в цирке. В цирке он любит не клоунов и тигров, но запах цирка и здание цирка, и время. Ему нравится сам цирк. Так же, например, с парками или старинными городами. Все это может замещать искусство как таковое.

Медиа. Медиа, которые я могу приобрести. Купить пластинку или репродукцию.

Любитель может любить носители. Трансляторы искусства — медиа. Не только Интернет, а медиа в общем. И виниловое пластинки, и CD-диски, и большие плазменные панели — это тоже медиа. Есть диски, но то ли дело пластинки, которые потрескивают… тут целый ритуал, связанный с носителем.

Разговоры об искусстве и коммуникации искусства. Они обожают, когда заходит речь об искусстве, а лучше споры. Они пишут и читают посты об искусстве. Они прочитали три рецензии до выставки и еще три после ее посещения. Они приходят на лекции. А лучше и самому ее прочитать! Хотя бы собаке или бабушке. Вы уже постигли кубизм, а бабушка еще нет! И вот ваша задача ей кубизм объяснить. Если я один, я могу говорить сам с собой по поводу коммуникации в искусстве. Но любителю коммуникации нужен товарищ, чтобы сливаться в общем восторге и экстазе или чтобы спорить, или чтобы держать его за дурака.

Читать об искусстве. Хотя бы даже этикетки. Вот есть люди, которые списывают этикетки. Или раньше они покупали каталоги и ставили там крестики или галочки. И писали у какой-нибудь работы, например, «Чушь!!!». Читать об искусстве, собирать каталоги и наращивать знания по искусству.

Что же любители искусства любят в искусстве? Любитель нацелен на наслаждение готовым результатом искусства. Он наслаждается цельным произволением или стилем. Он говорит: «Я люблю импрессионизм, а кубизм не люблю». Он знает, что именно ему нравится. Он может наслаждаться готовым жанром, и если жанр на его глазах распадается, он может быть этим не доволен.

Искусствоведы могут быть вовсе не интеллектуальны. Искусствовед — это своего рода просто форма одежды

Есть еще любители-дилетанты. Расцвет дилетантизма был в конце XVIII века и в первой половине XIX века. Дилетант смотрит на профессионалов несколько снизу, завидует им и думает, что жизнь художника — постоянная радость самоосуществления.

Художник видит в искусстве свой долг, свою муку, свою судьбу. А нести свою судьбу — обременительно. Какая бы не была судьба, радоваться ей глупо.

Любитель, как и дилетант, любит внешнюю сторону искусства.

Любитель любит открывать новое, любит состояние озадаченности. Любит, когда его пугают. Много есть любителей искусства, которые любят искусство потому, что оно трудное.

Избранный

Любитель сегодня любит то, что не для всех. И льстит себе мыслью что он — не как все. Любитель сегодня ищет нетривиальное, небанальное и боится быть замеченным в любви к пошлому, китчевому и гламурному.

Схема искусства

По одной схеме искусство состоит из:

  1. Публики;
  2. Художников;
  3. Творчества;
  4. Результатов произведений искусства;
  5. Теорий. Идей. Самоописания и самоитерпритации, и текстов об искусстве.

Любитель искусства находится под угрозой того, что ему кто-то нашепчет, что его занятие — пустое времяпровождение. Любитель любит свою алчность: «Я был в таком культурном пространстве, завтра в другом!». И мы едим, едим и едим искусство.

Из чего состоит искусство

Тематика и сюжет

Формы

Любители знают это ответственное строгое слово. Формы — это не совсем то, что видно глазами. Формы во множественном числе. Формы тела, прямоугольная форма, формы плоскости и так далее. Каждый мазок — маленькая форма. Художественная форма и есть искусство.

Образы

Запоминающиеся и завораживающие. Образы отвечают не на «что?» и «какой?», а на вопрос «кто?». Кого я запомнил.

Смыслы

Не один смысл, а много. Смыслы рождаются в голове, когда мы взаимодействуем с произведением искусства.

Успех жанра публичных лекций сегодня предполагает, что все уже не то что могут включиться, а уже включены в некий театр современной культуры. Любитель хочет разнообразия практик любви. Любители справедливо почувствовали свою значимость. А художник стал похож на любителя, так как он, как и любитель, не выносит одиночества, на которое он был обречен в эпоху романической традиции. Призвание и подвиг для него теперь — оболганные понятия.

Сейчас все любители мечтают подняться на более высокую ступень. Стать человеком про которого говорят, что он что-то понимает

А тем временем искусство настаивает на том, что познать его можно только в режиме одержимости. Но часто искусство себя переоценивает. Ему хочется быть одержимостью, как одержимость солдат, совершающих подвиг. Искусство мягче. В нем есть огромная сила, но сила эта особая.