На сайте NPR вышел замечательный материал о Мэри Маргарет О’Харе — культовой, когда-то благополучно забытой и недавно заново «открытой» музыкальным сообществом канадской певице.

Mary Margaret O'Hara
Sara Amroussi-Gilissen / Le Guess Who?
В 1983 году уроженка Торонто и студентка местного колледжа искусств и дизайна (сегодня университет ОКАД) Мэри Маргарет О’Хара подписывает контракт с лейблом Virgin. В 1984-м у нее готов дебютный альбом. С пластинкой, получившей патетическое название Miss America, с самого начала не все было гладко. Например, по дороге отвалился выступавший тут в качестве продюсера Энди Партридж из группы XTC, и в итоге О’Хара заканчивала работу над песнями со своим соотечественником, гитаристом Майклом Бруком. Брук впоследствии работал с Брайаном Ино, Робертом Фриппом, Дэвидом Силвианом, Джоном Хасселом и многими другими именитыми музыкантами. Кстати, на Miss America можно услышать его знаменитую infinite guitar, или так называемую бесконечную гитару — электрогитару с бесконечным сустейном.

Mary Margaret O’Hara — Miss America


Apple Music
Яндекс.Музыка
Spotify

Дальше с альбомом происходит интересное. Точнее не происходит. Фактически готовый релиз кладут на полку на четыре года. Почему? Согласно официальной версии, препятствием стали какие-то юридические косяки, но есть основания полагать, что на самом деле на Virgin просто не знали, что делать с этой работой. Да-да, люди, к тому времени вовсю издававшие тех же XTC, а также Public Image Ltd., Капитана Бифхарта, Genesis, Can и Tangerine Dream, вдруг испугались девушки из Канады, которая заходила на территории, в те годы заповедные для поп-музыки с точки зрения как музыкального материала, так и лирики. Скажем, в песне «Body's in Trouble» она размышляет в том числе о восприятии [женщиной] своего тела: «You want to kiss, feel, take, hear, ride, stop, start somebody, and a body won’t let you… When your body’s in trouble, who do you talk to?» Согласитесь, в год релиза Like a Virgin Мадонны подобное вряд ли поставили бы в эфире мейнстримовых радиостанций.

А еще на Miss America много вокального импрова — по тем временам также дикого для поп-пластинки хода. В беседе с Майком Адреасом (Perfume Genius) для NPR О’Хара вспоминает, как менеджеры Virgin взъелись на нее, когда услышали вокальные упражнения певицы в «Year in Song». Тогда она записала для них специальную, правильную версию с настоящими словами, а как только одобрение лейбла было получено, вернула в финальный микс дорожку с импровизацией. Вот это я понимаю fuck the system!

Главная же проблема, точнее даже не проблема, а особенность песен О’Хары в том, что никакая это не поп-музыка — не удивительно, что любые попытки подогнать ее под стандарты индустрии обращались провалом, а к моменту релиза Miss America в 1988-м Мэри Маргарет успела разочароваться в музыкальном бизнесе и подзабить на карьеру поп-звезды. Тем не менее у нее были концерты и даже нежданная-негаданная популярность в Великобритании — местный еженедельник Time Out назвал выступление О’Хары в Лондоне чуть ли не важнейшим дебютом 1989-го и прочил ей лавры одной из главных певиц десятилетия, — но биться с лейблом за второй альбом она не захотела и ушла.

В самом начале 1990-х О’Хара записала EP с рождественскими песнями, потом ее упоминали в качестве источника вдохновения и примера для подражания Майкл Стайп, Ник Кейв и Radiohead, а в начале 2000-х имя Мэри Маргарет если и упоминалось СМИ, то в связи с ее работами в кино. Так, в 2000-м на экраны вышла романтическая комедия Apartment Hunting, к которой О’Хара написала саундтрек и в которой, к тому же, сыграла эпизодическую роль. Были еще каверы и партии бэк-вокалистки, например у Tindersticks и Моррисси, но все это кажется какой-то ерундой по сравнению с тем, что мы потеряли.

Однажды Мэри Маргарет О’Хара сказала: «То, что у меня появилась идея, еще не значит, что я собираюсь что-то делать». Кажется, она неукоснительно следует этому правилу: ведет тихую жизнь в родном Торонто, пишет для себя, складывает песни в стол и крайне редко выступает в Европе, причем под «выступлением» тут следует понимать именно что единичное появление на сцене раз в несколько лет. В 2008 году она приняла участие в рождественском концерте в лондонском Барбикане, а в ноябре 2017-го в качестве исключения откликнулась на просьбу Майка Адреаса приехать в голландский Утрехт на фестиваль Le Guess Who? (Адреас выступал там одним из кураторов).

О’Хара приехала, но и тут не обошлось без истории. Певица перемещалась по не самому солнечному в ноябре Утрехту и выступала в темных очках — накануне вылета из Торонто навернулась, и под глазом появился нехилый синяк.

Боже, храни королеву!