«Белый куб» Выпуск 18

Искусство самоучек, психически больных людей, людей со сложной судьбой — какое место в культуре занимает такое искусство? Причем здесь Фрида Кало, немецкие экспрессионисты и толерантность? Поговорим об «outsiderart»

0
42

Искусство многолико, оно пронизывает всю нашу жизнь: это и архитектура, и дизайн, и графика, и фотография, и живопись. Почти все, что мы видим каждый день так или иначе связано с искусством. Очевидно, что искусство живет не только в галереях и музеях, и создается не только в мастерских. В прошлых выпусках мы говорили с вами о людях, чей статус художника не подвергается сомнению. Сегодня мы поговорим о людях, которые зачастую и сами не считает себя художниками, но могут оказывать значительное влияние на художественную мысль. Речь пойдет об outsiderart, или, грубо говоря, о самоучках.

AURIE RAMIREZ
AURIE RAMIREZ
В 1947 г. французский художник и куратор Жан Дюбюффе ввел термин art brut (ар брют). Дословно ар брют означает «сырое искусство"или «грубое искусство». Этот термин был призван описать коллекцию картин, собранную Дебюффе, куда вошли работы непрофессиональных художников и в большинстве своем маргиналов и чудаков. Не имея художественного образования и не включенные в официальные институты культуры, эти художники творили исходя лишь из собственных представлений, а не опираясь на каноны классического искусства. В своей книге 1972 года арт-критик Роджер Кардинал назвал это явление outsiderart, которое стало синонимом ар брют в английском языке и получило гораздо большее распространение.

Дюбюффе и Кардинал писали прежде всего о крайне маргинальных европейских художниках: психически больных людях. Это вызвало распространенное заблуждение, что outsiderart является, по сути, патологическим, когда на самом деле центральная черта outsiderart — просто создание самобытных работ при отсутствии знаний по истории искусства или о новейших мировых арт-тенденций.

На протяжении многих лет термин outsiderart получил множество трактовок, за счет того, что под это определение попали многие художники, совершенно разные, но такие, чье творчество можно было назвать «внесистемным». Большинство художников outsiderart известны лишь в узких кругах, хотя многие относят к этому явлению и всемирно известную Фриду Кало, чье творчество определяет смесь народного искусства и аутсайдер арт.

RALPH FASANELLA
RALPH FASANELLA
Интересно, что в случае с художниками-аутсайдерами огромное значение приобретает биография художника, и именно об этом, а не о школах и стиле будет писать искусствовед. Так, чем ярче биография такого художника, тем больше к нему будет интереса. В этом смысле Фрида Калос ее сложной судьбой является здесь красноречивым примером.

Если речь идет о самоучках, то почему аутсайдер арт и народное искусство — это не одно и тоже? Дело в том, что традиционное искусство как раз подвержено довольно четким смысловым, стилистическим и образным канонам. А аутсайдер арт, напротив, избегает канонов или вовсе не знаком с ними. Некоторые исследователи разделяют аутсайдер арт и наивное искусство, так как наивное искусство, как правило, в простой форме лишь пытается подражать уже существующим известным методам и художественным стилям.

До конца XIX века интерес общества к художникам-аутсайдерам, будь то пациенты психиатрических клиник или просто чудаки, был невелик. Однако есть свидетельства того, что даже немецкие экспрессионисты интересовались таким искусством и заимствовали какие-то идеи для своих работ. Действительно, в искусстве аутсайдеров часто можно найти неожиданные творческие решения. Впрочем, никто не воспринимал художников-аутсайдеров всерьез до начала XX века. Постепенно интерес к ним стал возрастать, причиной этого было и расширение рамок самого понятия «искусство», и в тоже время на западе рос интерес к психологии человека, интерес психиатров к творческому потенциалу больных. Действительно, большинству психических заболеваний (будь то шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз или даже алкоголизм) присуще своеобразие творческого мышления, однако, по мере развития болезни, эти возможности сокращаются вплоть до их полного исчезновения.

До конца Второй Мировой войны отношение к такому искусству оставалось прагматичным, его воспринимали лишь как материал для творчества и источник идей. И лишь в конце сороковых начинают всерьез рассматривать конкретных художников, оставлять за ними право авторства.
Сегодня outsiderart воспринимается как полноправная часть культуры. Нужно сказать, что интерес к такому искусству особенно велик в демократических странах, где большое значение придается толерантности и терпимости к любой инаковости. В Европе существует целая ассоциация художников-аутсайдеров, существуют художественные журналы и многочисленные порталы, специализирующиеся на этой теме, а в Москве уже с 1996 года на постоянной основе работает музей творчества аутсайдеров.