Небольшой конспект лекции, который тезисно, но емко расскажет вам о том, что же думает самый популярный кинокритик страны о российском кинематографе в эпоху кризиса.


В первую очередь Антон Долин отметил, что квоты на голливудское кино, которые так отчаянно хотят ввести по инициативе Министерства культуры, ничего хорошего не принесут, так как выросло два поколения людей, которые привыкли смотреть качественные голливудские фильмы в кинотеатрах, поэтому, если люди идут в кино на российские ленты — это только благодаря тому, что они уже привыкли ходить на новинки в кино, а не потому, что их привлекло творчество наших кинематографистов.

Почему мы не можем победить Голливуд?

С 20-х годов XX века Голливуд снимает не американское, а всемирное кино, в то время как у нас каждый год Фондом кино выделяются деньги на патриотическое кино. Между делом: ни в одной стране нет жанра «патриотическое кино» (кроме России, естественно)

Затем Антон рассказал про питчинг Фонда кино, в котором он является членом экспертного совета, разделив все предлагаемые идеи в этом году на четыре группы:

  • Патриотическое кино — потому что его любит Минкульт и на него можно попросить побольше денег.
  • Комедии (из-за успеха «Горько»), потому что на него можно попросить чуть-чуть денег и вроде как людям в прошлый раз понравилось.
  • Фильмы ужасов — что не совсем обычно для нашего кинематографа. Все они были совсем нестрашные, отчего становилось еще ужаснее.
  • Мультики, в основном патриотические, что еще хуже патриотических фильмов. Ну и про Смешариков не забыли, конечно.
  • Антон выразил крайнее недовольство так называемым жанром «доброго кино» («Мамы», «Елки»), сравнив его с полнометражной рекламой майонеза, где все красочно и красиво, только все плохо играют и никакого сценария.

Любопытное наблюдение:

В этом году в России сняли три фильма-катастрофы: «Экипаж» Николая Лебедева, вышедший весной и уже признанный самым кассовым фильмом года, «Ледокол» Николая Хомерики, премьера ожидается осенью, и «Землетрясение» — первый серьезный фильм Сарика Андреасян, прокат назначен на 1 декабря. Это очень символично, что в кризис выходит сразу три фильма подобного жанра, который, кстати, вообще несвойственен нашей стране.

Переосмыслить понятие патриотизма

для того, чтобы изменить ситуацию с российским кино.

Для того чтобы начать менять ситуацию с российским кино, Антон предложил для начала переосмыслить понятие патриотизма. Также он отметил, что кинематографу нужны самобытные фильмы с оригинальной идеей, а не картины, снятые по аналогии.

Например, фильм «Дуэлянт» (премьера состоялась 29 сентября 2016 года) Алексея Мизгерева, на который Антон возлагает большие надежды.

Главная проблема российских режиссеров

Одну из главных проблем наших режиссеров Антон видит в неумении обращаться с реальностью, потому что кино о реальности — это политическое кино, которое у нас в России снимать не запрещено, но рисковать отваживаются единицы.

Многие известные авторские режиссеры (Хомерики, Хлебников) уходят из авторского кино в коммерческое, найдя в этом компромисс для своего творчества. Авторское кино оказывается совсем не нужно государству.

Наглядный пример: в этом году на Каннском фестивале было представлено два наших фильма, но это не означает победу правильного российского кинематографа, это победа независимого кинематографа, так как оба фильма были сняты без государственной поддержки.