Петр Термен об изобретении своего прадеда — «голосе Термена»

Все, что вы хотели знать о терменвоксе, но боялись спросить. Петр Термен об изобретении своего прадеда — «голосе Термена», который оценил Эйнштейн и на котором Ленин сыграл «Жаворонка» Глинки.
Фото: P:harsh photo
Текст: Павел Щипков
Петр Термен
Терменвоксчто это?

Это один из первых электромузыкальных инструментов, которые появились на нашей планете. До сих пор это единственный музыкальный инструмент, на котором играют, ничего не касаясь, просто перемещая руки в воздухе. Можно представить его в виде небольшой коробочки с двумя металлическими антеннами: одна антенна вертикальная, другая — горизонтальная. Чем ближе рука к одной антенне, тем звук выше, чем дальше, — тем ниже. А левая рука опускается и поднимается, меняет громкость.
Терменвокс был изобретен в Петербурге почти сто лет назад русским физиком Львом Терменом в 1919 году.
Терменвокс изобретался как музыкальный инструмент?

Лев Сергеевич был довольно молод, когда изобрел терменвокс, и уже тогда сочетал в себе и музыканта, и физика, и астронома. Терменвокс, по его словам, был проектом, который виделся ему с очень ранних лет. Не у него одного появлялась идея создания музыкального инструмента, где физическое усилие бы исчезло, чтобы не нужно было нажимать на клавишу, зажимать струну (эти первые несколько лет мучений в музыкальных школах и мозоли)... Ему хотелось, чтобы возвышенная музыка не была связана с жестким физическим усилием. Да, терменвокс изобретался как музыкальный инструмент, и уже в первые несколько лет Лев Сергеевич, будучи виолончелистом, исполнял произведения, изначально написанные для виолончели.

По звучанию терменвокс ближе всего к виолончели?

Почему «терменвокс»? «Термен» — фамилия, а «вокс» — голос. Буквально «голос Термена». Корреспондент газеты «Известия» решил, что терменвокс — самый настоящий голос Термена, потому что больше всего этот инструмент напоминает человеческий голос. А звучать он может и как виолончель, и как контрабас, и как скрипка, — но по регистру, то есть его диапазон — до восьми октав. Сам Лев Сергеевич назвал его «эфирофон», то есть более скромно и менее понятно.
Петр Термен (сидит) и его ученик (играет гамму на терменвоксе)
Трудно ли освоить терменвокс? Нужно ли специальное музыкальное образование?
Это желательно, но не обязательно. На мастер-классе иногда появляются люди, которые до этого никогда не подходили к музыкальным инструментам. Они торопливо заявляют: «Мне медведь на ухо наступил, я не могу, но попробую — мне интересно». И у них получается. А люди, у которых вполне себе консерваторское образование, исполнительский опыт на крупных сценах, подходят, — и у них ничего не получается. Терменвокс — очень коварный инструмент. Сказать, что на нем просто играть, будет не совсем правильно. Скорее, тот этап, когда вы можете почувствовать инструмент и наиграть на нем мелодию, на терменвоксе можно пройти гораздо быстрее, чем на другом инструменте, — если правильно учиться.
Петр Термен
Как росла известность терменвокса?

Лев Сергеевич очень активно распространял терменвокс в Советской России. В 1922 году состоялась хрестоматийная встреча Ленина, терменвокса и Термена. Ленин даже попробовал сыграть, как известно, «Жаворонка» Глинки. Надо сказать, что когда вы впервые подходите к терменвоксу, обыкновенно у вас получаются страшные звуки, которые можно встретить в творчестве рок-музыкантов, где терменвокс используется в основном как шумовой инструмент (например, Led Zeppelin, многие российские музыканты вроде группы «Сплин», Эдмунда Шклярского)... Конечно, было бы неправильно, если бы Ленин извлек шумовые пассы, и поэтому Термен управлял его руками и наиграл «Жаворонка» Глинки, используя в качестве контроллера для терменвокса Ленина. Ленин выдал мандат Термену на то, чтобы он ездил по стране и показал чудеса электрификации звука.

То есть это работало как агитация?

Конечно. Некоторые люди плохо знакомы с классической музыкой вообще, и вот к ним приезжает молодой аристократичный Лев Термен и играет классическую музыку, в том числе современную, движениями рук в воздухе. Я думаю, это производило огромное впечатление, и многие потом рассказывали об этом своим детям.
Каким образом извлекается звук?

Это чистой воды физика, но и немного магии, конечно. Сам принцип — изменение емкости электромагнитного поля. Инструмент окружает невидимое электромагнитное поле, в которое человек входит и меняет его емкость. Очень остроумное устройство. С точки зрения физики есть два высокочастотных генератора: один создает колебания одной и той же частоты, а другой — переменной. Правая антенна инструмента — это как бы обкладка конденсатора, то есть мы приближаем руку и меняем частоту непостоянного генератора. Дальше сигнал от постоянного и непостоянного смешиваются, и выделяется разница между ними. Их можно настроить так, чтобы в результате, когда динамик превратит это в звуковые колебания, мы услышали слышимые частоты. Это очень элегантный способ: здесь человек является частью схемы, частью инструмента.
Как в дальнейшем распространялся терменвокс?

В России у Термена появились несколько учеников. Один из них, Константин Ковальский, стал записывать партии для советских саундтреков, давать концерты. А за рубеж Льва Сергеевича отправили в 1927 году: терменвокс прозвучал в Германии, где с инструментом познакомился Альберт Эйнштейн. Он сказал, что свободно вышедший из пространства звук представляет собой абсолютно новое явление. Терменвокс прозвучал во Франции, в Англии, добрался до Америки.
Ты продолжаешь дело прадеда Льва Сергеевича Термена?

У нас все в семье играют на терменвоксе. Я с самого раннего детства слышал, как на нем играет Лев Сергеевич. Моя бабушка, Надежда Львовна Термен — одна из наиболее крупных фигур в мире терменвокса вообще. И так случилось, что лет пять назад ко мне в руки попал этот инструмент. Мне никогда не приходило в голову, что я буду заниматься терменвоксом. У нас стали складываться взаимоотношения: это очень естественный инструмент —
визуально и по слуховым ощущениям.
Через некоторое время я стал работать над созданием сайта о терменвоксе: так появился проект TermenTimes, где я начал собирать информацию об исполнителях из разных стран мира. Наша семья провела фестиваль терменвокса, и он уже несколько лет проходит в Москве и Петербурге. Далее — как логичное продолжение — проект лекций о терменвоксе. Параллельно возникла потребность в создании обучающего проекта: это родилось в формате студии терменвокса в Москве.
Где можно найти терменвокс?

Их легко купить. Еще в 1954 году Роберт Муг, известный как создатель портативных синтезаторов, начал свою деятельность с терменвоксов и всю жизнь их продавал. С точки зрения доступности это не дефицитный инструмент. Многие собирают терменвокс дома: было множество схем в советских журналах.
Термен управлял его руками и наиграл «Жаворонка» Глинки, прямо-таки используя в качестве контроллера для терменвокса Ленина
В мире нет системного преподавания игры на терменвоксе?

Сейчас нет. Есть три школы терменвокса: в Японии, в Америке и в России. Российская располагается в Москве и в Петербурге. Я бы сказал, что это единственная школа, где можно методично обучаться игре на терменвоксе, и единственная в мире аутентичная школа.

Где можно вживую послушать терменвокс?

Терменвокс можно услышать на концертах. В России выступаю я, выступает Наталья Львовна Термен, которая является куратором нашей школы, и еще несколько исполнителей.

Всегда ли терменвокс звучит один?

Терменвокс — обязательно с кем-то, он как голос. Чаще всего он звучит в сопровождении фортепиано или фонограмм, с симфоническим оркестром, с камерными ансамблями. Все зависит от жанра, который интересен исполнителю и коллективу, с которым он сотрудничает.
Петр Термен
На что повлиял терменвокс?

Терменвокс повлиял на большой пласт человеческой культуры. Льва Термена часто называют отцом электронной музыки. Терменвокс стал первым концертным электромузыкальным инструментом и вдохновил многих на разработку новых электрических инструментов. Дальше коммерциализирование и поиск новых тембров привели к созданию электронной музыки, которая сначала звучала как нечто неудобоваримое, а дальше стала массовой. Если мы говорим о влиянии, то Лев Термен создавал на бесконтактном принципе множество изобретений: самооткрывающиеся двери, электрическая сигнализация… Очень много пластов нашей жизни построены на интерактивном сенсорно-емкостном принципе, который реализовал Лев Термен.

Терменво́кс — электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 году советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде.
Как может развиться электронная музыка?

Сейчас электронная музыка переживает некий коллапс, она пытается искать новые пути оживления себя же. Многие электронные музыканты покупают терменвокс именно в поисках того, чего нет в электронной музыке. Для меня электронная музыка очень любопытна как самостоятельный прикладной жанр, но в случае с терменвоксом мы говорим не о развитии электронной музыки, а об электрификации звука. Этот инструмент может дать новое дыхание, прочтение любому материалу. Терменвокс требует от исполнителя особой ответственности, потому что любое его движение превращается в звук. Это очень нервный и тонкий контакт с инструментом, который обеспечивает человеку наиболее прямую связь со звуком.