Кинокритик Александр Рыбаков: «Искреннее кино всегда будет цениться»

Автор Youtube-канала «…and Action!» Александр Рыбаков об Оскаре-2017, возможных претендентах на победу, «приманках для Оскара» и том, есть ли у России шанс получить статуэтку в ближайшем будущем.
Текст: Егор Мушаров
Интервью с Moon Hooch
89-я церемония вручения наград премии «Оскар» за заслуги в области кинематографа за 2016 год состоится 26 февраля 2017 года в театре «Долби». Номинанты были объявлены 24 января 2017 года.
24 января стали известны номинанты на предстоящую премию Оскар. За звание фильма года будут бороться сразу 9 картин: «Манчестер у моря» Кеннета Лонергана, «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла, «Прибытие» Дени Вильнева, «Ограды» Дензела Вашингтона, «По соображениям совести» Мела Гибсона, «Любой ценой» Дэвида Маккензи, «Лев» Гарта Дэвиса, «Скрытые фигуры» Теда Мелфи, «Лунный свет» Барри Дженкинса. Подробнее о номинациях можно узнать на официальном сайте. HITCH.SPACE поговорил с автором Youtube-канала «…and Action!» Александром Рыбаковым о возможных претендентах на победу, о приманках для Оскара и том, есть ли у России шанс получить статуэтку в ближайшем будущем.
В этом году номинированы многие картины, которые можно назвать «приманкой для Оскара» (Oscar's bait) — фильмы про межрасовые отношения («Лавинг», «Ограды»), про права чернокожих женщин в середине XX века («Скрытые фигуры») и самая сочная в этом смысле работа — Барри Дженкинс, «Лунный свет», про чернокожего гомосексуала из неблагополучного района Майами. Это своеобразная попытка академиков очиститься от прошлогоднего скандала, когда не было представлено чернокожих актеров?
На мой взгляд, подобная ситуация лишь отчасти попытка «очиститься». Дело в том, что академики в любом случае не могут игнорировать поток многочисленной критики и отзывов о церемонии. Особенно когда дело доходит до таких неоднозначных ситуаций, как в прошлом году. А с учетом того, что в церемонии 2017 года количество Oscar’s bait и правда весьма велико, академикам особенно приходится прислушиваться к волнениям со стороны и так или иначе реагировать на них. Но при этом не стоит забывать о главном — церемония Оскар создана, дабы награждать за определенные достижения и вклад в киноискусство. Будь то актерское мастерство или же шаг вперед в визуальных эффектах. И мне хочется думать, что академики все еще помнят об этом и стараются принимать решения основываясь на этом, хоть с каждым годом подобное становится все сложнее. Ведь люди, которые будут недовольны тем или иным раскладом вещей относительно Оскаров, будут появляться снова и снова. Как, например, недавно писательница Эйприл Рейн заявила о том, что «единичный случай внимания к чернокожим представителям индустрии не может перечеркнуть 80 лет фактического забвения всех остальных этнических групп». После такого я бы точно развел руками. Ведь что теперь, включить в один год столько фильмов от меньшинств и черных, сколько было выпущено за все эти годы? Вопрос, разумеется, риторический. Всем, увы, не угодить.
Манчестер у моря
«Манчестер у моря» — американская драма режиссёра и сценариста Кеннета Лонергана. В главных ролях Кейси Аффлек и Мишель Уильямс. Премьера фильма состоялась на кинофестивале Сандэнс 23 января 2016 года. 6 номинаций на премию «Оскар».
Примечательно, что исторический байопик Нэйта Паркера «Рождение Нации», повествующий о восстании чернокожего раба, академики проигнорировали, не дав картине ни одной номинации. Некоторые критики считают, что это связано с причастностью режиссера к изнасилованию в 1999 году (тогда он избежал наказания, а его друг и сценарист «Рождения Нации» Джин Селестин отсидел несколько лет). Такой шаг от киноакадемии тоже можно считать попыткой избежать лишних скандалов?
Опять же, мне хочется думать, что академики стараются принимать решения относительно той или иной картины, основываясь на количестве вклада этой самой картины в кинематограф. Именно с этой стороны, пожалуй, и стоит рассматривать случай с фильмом Паркера. Должен признать, что саму картину я не посмотрел и ничего не могу сказать о ее качестве. Но версия с попытками избежать дополнительных скандалов, особенно в такое неоднозначное время для церемонии, может и правда иметь место.
hollywood
Ответ дает Антон Долин, самый знаменитый кинокритик России
Лидирующее положение среди номинантов занимает «Ла-Ла Ленд» (14 номинаций). Есть ли у мюзикла шанс победить в «большой пятерке Оскаров» (лучший фильм, режиссер, сценарий и главные актеры)?

Единственное, в чем у меня сомнения, так это в номинации «Лучший сценарий». У «Ла-Ла Ленд» прекрасная, но все же довольно простая и незамысловатая история, которая весьма последовательна и по большей части не представляет собой какую-то сложную структуру и вызов для сценаристов. Но это лишь с одной стороны. Ведь с другой у нас — жанровая принадлежность к мюзиклам и Золотой эпохе Голливуда. И рассказать действительно хорошую историю, которая не будет разваливаться на части при появлении песен (а наоборот будет ими дополняться), а также вовлечь зрителя сполна в происходящее — это все же серьезная работа. При этом «Ла-Ла Ленд» дарит зрителю несколько иной опыт, в отличие от тех же работ Золотой эпохи Голливуда, и это опять же напрямую связано с событиями в фильме и их развитием в кульминации. Если киноакадемики оценят подобный простой (но все же, на мой взгляд, действительно работающий) ход, а также смогут проникнуться такой же простой и понятной историей, то да — «Ла-Ла Ленд» может взять «большую пятерку Оскаров». Ведь шансов взять остальные номинации в этой пятерке у фильма предостаточно.
Какая картина, по вашему мнению, больше всего достойна победить в номинации «лучший фильм года»?
Здесь, пожалуй, я буду несколько субъективен и совершенно неоригинален. Потому как мне хочется, чтобы эту номинацию взял «Ла-Ла Ленд». Даже несмотря на то, что помимо фильма Дамьена Шазелла, я продолжаю держать кулаки за «Прибытие» Дени Вильнева. Для меня эти два фильма стали своеобразным повторным открытием таланта их режиссеров, способов рассказать историю и экранных дуэтов. И я отдаю предпочтение «Ла-Ла Ленду» не только потому, что у Дамьена Шазелла это вторая полнометражная работа после прекрасной «Одержимости», но также и за тот дивный глоток свежего воздуха, что подарил мне просмотр его фильма. Ведь и вправду поразительно то, что во времена обильной популярности супергеройского кино, суровой и натуралистической действительности, где почти любой сюжет должен быть «как в жизни», а также среди популярных циничных образов поверить в себя нас заставляет весьма позабытый жанр в кино. Мюзикл. Который с невероятной аккуратностью и легкостью проводит вас как зрителя по трогательной и, как я говорил ранее, хорошей истории о тех самых мечтателях — пианисте Себастьяне и актрисе Мие. Так что хоть «Ла-Ла Ленд» — весьма предсказуемый вариант, но я считаю этот фильм достойным победы в номинации «Лучший фильм».
Ла-Ла Ленд
«Ла-Ла Ленд» — это история любви старлетки, которая между прослушиваниями подает кофе состоявшимся кинозвездам, и фанатичного джазового музыканта, вынужденного подрабатывать в заштатных барах. Но пришедший к влюбленным успех начинает подтачивать их отношения.
Перед оглашением номинантов было много разговоров о том, что «Дэдпул» поборется за Оскар. Таким образом, это было бы первое супергеройское кино, представленное на церемонии. В итоге фильм не попал в шорт-лист. Могут ли в будущем академики изменить свои привычные критерии и допускать до участия в оскароносной гонке подобные экшн-картины?
Вполне. Экшн-картины со временем меняются и в каком-то смысле «взрослеют». Та же Матрица в свое время доказала, что блокбастер может иметь свой неповторимый и узнаваемый стиль, а также рассказать свою самобытную историю. В свою очередь Дедпул показал, что кинокомикс с рейтингом R может быть коммерчески успешен, особенно при своем бюджете. А Райан Рейнольдс, который вложил огромное количество усилий в создание и продвижение фильма, достоин самых разных похвал. Даже если в итоге вам Дедпул как фильм совершенно не понравился. Подозреваю, что в будущем экшн-картины, в частности экранизации комиксов, смогут попасть в шорт-лист номинантов на Оскар, если тоже пройдут определенный этап становления. Например, было бы интересно посмотреть на супергеройский боевик, в котором имеется более сложная и комплексная история, затрагивающая важные темы и задающая правильные вопросы зрителю.
hollywood
Сумма госпошлины вырастет до 5 млн. рублей
В последнее время в списки номинантов попадают малобюджетные картины, которые путают все карты знаменитым режиссерам («Зимняя кость»; «Комната»; «Сокровище»). Есть ли в этом году какие-либо неожиданные претенденты на победу?

Для меня лично в прошлом году такой темной лошадкой стала «Комната». Но, смотря на шорт-лист в этом году, я уже не так сильно уверен, что кто-то из претендентов может так же удивить и что-то поменять. Хотя у «Льва» и «Манчестера у моря», пожалуй, есть шансы, но ничего неожиданного не жду.
«Рай» Андрея Кончаловского не попал в шорт-лист оскара в номинации «лучший фильм на иностранном языке», как вы думаете, почему? Есть ли у России шанс получить заветную статуэтку в ближайшем будущем при нынешнем состоянии отечественного кинематографа?
Увы, фильм Кончаловского я так и не посмотрел, и мне довольно сложно рассуждать о причинах отсутствия его в списках номинантов. И также сложно говорить про какое-либо обозримое будущее российского кино, когда государство продолжает выделять достаточно большое количество средств не совсем тем проектам. И в этом случае многим кинематографистам приходится снимать свои фильмы на собственных мощностях, что довольно сильно усложняет процесс продвижения. Тем не менее я считаю, что у России все еще достаточно шансов попасть в список номинантов. Главное — не гнаться за этим, а продолжать выражать фильмами то, что волнует авторов на самом деле. Искреннее кино всегда будет цениться, и киноакадемики со временем обратят свое внимание. Другой вопрос — действительно ли у российского кино есть необходимость в их внимании.
Прибытие
«Прибытие» — Неожиданное появление неопознанных летающих объектов в разных точках планеты повергает мир в трепет. Намерения пришельцев не ясны — вооруженные силы всего мира приведены в полную боевую готовность, а лучшие умы человечества пытаются понять, как разговаривать с непрошенными гостями. Правительство обращается за помощью к лингвисту Луизе Бэнкс и физику Яну Доннели, чтобы предотвратить глобальную катастрофу и найти общий язык с пришельцами. Отныне судьба человечества находится в их руках