Ольга Глазова (гусли)

«Первоочередная задача, которую я могу выполнить, — это показать людям, что инструмент не забыт». Ольга Глазова о культуре гуслей — в прошлом и сегодня — и о разнице между качественным инструментом и «непонятной вещью с колками и струнами».
Фото: web
Текст: Павел Тигай
Ольга Глазова
Гусли традиционные — небольшой инструмент, в котором от шести до пятнадцати струн. Они использовались для наигрышей, для игры под песню, под пляску, под драку.
К какому классу инструментов относятся гусли? Каково их устройство?

Ольга: Гусли — это деревянная коробка, на которую с одной стороны натянуты струны. По одной из версий, исторически они пришли из Африки. Но на данный момент такого типа инструменты находятся в России; в Армении — армянский канон; в Литве — литовский канклес; в Латвии — латвийский кокле; в Эстонии — эстонский каннель; в Финляндии — финский кантеле; в Белоруссии — цимбалы.

Есть гусли традиционные — инструмент, который разыскали этнографы и успели записать игру. Это произошло, когда этнографические экспедиции Санкт-Петербургской консерватории ездили по Псковской, Новгородской губерниям и разговаривали с бабушками и дедушками, которые играли на гуслях. Гусли известны с VI века. На гуслях играли много, в каждой деревне был свой гусляр. Есть шлемовидные гусли. В чем разница? Гусли традиционные — небольшой инструмент, в котором от шести до пятнадцати струн. Они использовались для наигрышей, для игры под песню, под пляску, под драку. У гуслей шлемовидных струн больше.

История гуслей современных начинается на рубеже XIX и XX столетия, когда Осип Устинович Смоленский — гусляр из Гдовского уезда — познакомился с господами В. В. Андреевым и Н. И. Приваловым, у коих был интерес к народному искусству. Они пришли к скрипичному мастеру: «Дружочек, нам, пожалуйста, гусли». Он говорит: «Но, ребята, я делаю скрипки, а вы просите, чтобы я из дерева сочинил непонятно что». В итоге они его уломали, попробовали и сделали гусли звончатые — инструмент небольшой, очень громкий, звонкий. Их знакомство с народными инструментами вылилось в существование Великорусского оркестра народных инструментов. Гусли усовершенствовали, и этот инструмент сохранился достаточно хорошо, репертуар для него есть, — при этом гуслей мало, учат только в Петербурге, в Москве да в Пскове.

Созданы гусли клавишные и гусли щипковые. Интересны гусли клавишные: это длинный стол, на который натянуты струны на одной высоте; на нем стоит специальная коробка, которая называется «машинка», а сверху двенадцать рояльных клавиш. Инструмент, похожий на гусли клавишные, в Европе называется автоарфа.
Как происходит производство гуслей?

О.: Для меня мастер по гуслям — Александр Теплов. Во-первых, он создал их тучу, во-вторых, он умеет делать гусли от маленьких детских до оркестровых. Есть люди, которые делают из деревяшек какую-то непонятную вещь с колками и струнами — и продают. Мне кажется, это некая профанация инструмента.
Нет признанной культуры гусляра.
Хочется, чтобы гусли в XXI веке были достойным инструментом.
Каково современное состояние этого инструмента?

О.: Товарищу, который делает гусли, люди пишут: «Дорого ты продаешь. Сейчас гусли стоят и три тысячи рублей. Да, там не двадцать пять струн, а всего лишь семь-девять, но нам-то главное, чтоб они играли, чтоб звук был». Люди, видимо, не знают разницы в звуке. Гусли за три тысячи и за тридцать будут иметь совершенно разный звук, потому что конструкция, струны, нужные колки, нужное натяжение — все это играет огромную роль. Нет признанной культуры гусляра. Хочется, чтобы гусли в XXI веке были достойным инструментом.

Важнее развить культуру гуслей или популяризировать их?

О.: Первоочередная задача, которую я могу выполнить, — это показать людям, что инструмент не забыт, что он серьезный, что у него все хорошо. Когда люди будут знать, что есть такой инструмент, появятся те, кто захочет играть, захочет свои гусли, захочет их делать.
Где гусли пользуются спросом больше всего?

О.: В фольклорных ансамблях, группах, где человек обучается и пению, и танцам, и игре на гуслях, то есть в целом становится ближе к традиции.

Каковы индивидуальные особенности этого музыкального инструмента?

О.: Гусли хороши и плохи одновременно тем, что на какие струны ни нажал, все красиво! Щипнул — красота! Под гусли можно петь не только на русском языке, не только былинные стихи. Можно делать все, надо только разобраться.
В чем ты черпаешь свое вдохновение?

О.: Я все время говорила, что вдохновляют люди, встречи, новые знакомства, но на самом деле, как мне кажется, природа — основной источник вдохновения.

Каким ты видишь будущее развитие своего музыкального инструмента?

О.: Было бы замечательно, если бы гусли были в каждом городе. Если преподавать гусли в музыкальных школах, это должны быть не только гусли звончатые, но и шлемовидные, чтобы ребенка обучали не просто репертуару, а импровизации. Хочется, чтобы было больше профессиональных инструментов.
Ольга Глазова - You
Каких экспериментов тебе бы хотелось с данным музыкальным инструментом?

О.:
Добавить гуслям бит, чтобы музыка была не просто инструментальная, а с электроникой.
Гусли хороши и плохи одновременно тем, что на какие струны ни нажал, все красиво!
Щипнул — красота!
медиапортал HITCH.SPACE
mail@hitch.space