Наадя: «Я верю в то, что нельзя много смеяться, иначе будешь много плакать»

Наадя о страхе перед абсолютным счастьем, о работе в когалымской газете и об интервью с Вячеславом Бутусовым.
Фото: Андрей Сухинин
Текст: Анастасия Захарик
Наадя
Привет! Есть ли у тебя нелюбимые вопросы на интервью? Какие самые часто задаваемые?
Самый популярный вопрос: «Почему с двумя А?» Я уже могу дать восемь разных ответов на этот вопрос. Они все будут правдой, но я просто не вижу смысла все это повторять. Второй вопрос — про «русскую тоску». Любая комбинация слов, включающая в себя это словосочетание, скорее всего, уже встречалась в других интервью.
Трек «Никогда» с нового ЕP по смыслу напомнил мне песню Sia «Chandelier». Скажи, как относишься к ее творчеству?
Уважаю Sia, слушаю ее аж с 2004 года. Она, конечно, гениальный сонграйтер. Очень люблю клип на песню «Buttons», где ее лицо искажается с помощью всяких прищепок, колготок, скотча. Видно, что у нее куча психологических проблем. Как только она стала всемирно известной, ей начали говорить, мол, она плохо выглядит для поп-певицы, хотя я так не считаю. Теперь она закрывает свое лицо, выступает и дает интервью, повернувшись спиной к камере. Конечно, не может не восхищать ее способность какую-то свою проблему, беззащитность превратить в фишку, отгородится от всех, сказать: «Не смотрите, просто слушайте мои песни, а меняться я не собираюсь».
Песня «Жалость» — о том, что, как бы человеку ни хотелось быть создателем, ничего у него не выйдет?
Когда ты артист, возникают мысли, что вся эта ерунда никому не нужна. Эта песня была моей попыткой научить себя проще относиться к таким вещам. Не думать, как это воспримут другие, а просто делать то, что тебе хочется — здесь и сейчас, стараясь получить от этого удовольствие. У каждого музыканта, наверное, возникал такой момент, когда он попадал под лупы общественности, его критиковали, он переживал, что он что-то сделал не так, что многое еще нужно успеть и что, может быть, у него ничего не получится.

У нашей группы всегда за день до выпуска альбома или какого-то сингла полный аврал. Эта песня была попыткой успокоить себя, сказать, что все равно ни в чем нет смысла, поэтому не надо ни о чем жалеть.
Обложку для EP выбирали случайным образом или в ней есть концепт?

Это вообще so random.

Я думала, в ней есть какой-то смысл, и ты мне о нем расскажешь.

Я пошутила, конечно это все не случайно, — мне хотелось изобразить состояние «хорошо» как состояние пограничное, как «еще чуть-чуть — и станет плохо». Я себя поймала на мысли, что боюсь абсолютного счастья, боюсь испытать какую-то чистую эмоцию. Я верю в то, что нельзя много смеяться, иначе будешь много плакать. Это опять же попытка сказать и себе и всем, что и «хорошо», и «плохо», и «нормально» — это все состояния, с которыми можно работать.

Хорошо
Наадя
Наадя / Эрарта
В детстве ты посещала студию вокала. Это занятия, которые помогли тебе стать тем музыкантом, которым ты являешься сейчас?
Родители очень активно занимались нашим с братом развитием, насколько это было возможно в Когалыме. Я училась в школе искусств, потом меня отправили в ДК «Сибирь». Хотя, конечно, это был странный опыт: я даже не сразу поняла, почему мне там не нравится. У меня не получалось спеть чужую песню, например. Еще дико смущали аранжировки. Их делал один человек на синтезаторе типа Yamaha. Нажимал на кнопку, которая задает какую-то готовую ритм-секцию — и вот, минус готов. Это могла быть аранжировка для песни «Ave Maria», а могла быть песня Валерия Меладзе, все звучали одинаково.
Почему из Когалыма перебралась именно в Москву, а не в Питер?
В девятом классе я могла бы переехать в Питер с родителями, так как отцу предлагали здесь работу, но они решили, что я не вынесу здешнего климата. В итоге отец отказался от этой работы, а в Москву я переехала после школы поступать в МГУ, потому как мой брат уже там учился, да и мне самой хотелось.
На самом деле в Питере только первые полгода постоянно болеешь, а потом привыкаешь и нормально живешь. Здесь вроде более творческая тусовка, проще найти единомышленников.
Ну, кто знает, как бы все сложилось. Может, я бы сейчас сидела с растяжками в ушах, с татуировками, приехала бы сюда на скейте.
Наадя / Эрарта
Татуировок еще нет?
Нет, я пыталась бунтарнуть в подростковом возрасте: познакомилась с чуваком, который забивает на дому, пришла к папе и сказала, что собираюсь сделать татуировку. На что он ответил: ну делай. После этого мне перехотелось. Он оказался тонким психологом.
По образованию ты журналист. Приходилось самой брать интервью у знаменитостей?
Мне приходилось брать интервью всего несколько раз. Буквально два года назад общалась с Рошин Мёрфи. Еще был основатель группы The Bug Кевин Мартин, у него брала интервью для «Афиши». В четырнадцать лет я работала в когалымской газете и брала интервью у Вячеслава Бутусова, это было ужасно. У него не было ни одной эмоции на лице. Сейчас я представляю, сколько городов он на тот момент объездил перед тем, как добраться до нас, и понимаю, как он, скорее всего, зае*ался. А тут какая-то маленькая девочка задает какие-то непонятные вопросы.
А почему бросила журналистику?
Не то чтобы бросила, просто я всегда занималась журналистикой — не потому, что мне это сильно нравилось, а постольку поскольку. Те, кто реально любят это дело, начинают работать уже со второго курса, а я за месяц до окончания института поняла, что нигде толком не работаю — да и вообще заниматься журналистикой не хочу. На тот момент у нас с Ваней уже была группа, мы начали заниматься музыкой, и эта среда затянула меня полностью.
Наадя / Эрарта
Сейчас читаешь что-нибудь?
Как раз на прошлой неделе писала колонку для Wonderzine, рубрика «Книжная полка». Участие в этой рубрике заставило меня отвлечься от ленты «Фейсбука» и осознать, какой у меня пробел в сфере чтения. Специально для статьи я прочитала книгу «Время секонд хэнд» Светланы Алексиевич. Она написана в жанре документалистики. Можно сказать, это такой сборник монологов людей поколения перестройки на разные темы. Очень интересная книга, рекомендую.
Как относишься к массовому искусству типа фильмов по комиксам? Ходишь ли в кино или предпочитаешь уютный артхаус?
Я выгляжу как человек, который любит артхаус? Нет, мы ездили недавно в Бангкок, ходили там на все премьеры. Особенно мне понравился «Дэдпул». Кино супер-ироничное по отношению к жанру. До него все говорили, что в супергеройских фильмах важна высокопарность, красивая любовная линия, а теперь все хотят снимать так же. Похожая ситуация с отечественным фильмом «Горько», кстати. После него пошла тенденция снимать народных героев такими, какие они есть.
На волне популярности «Дэдпула» даже последний фильм про мстителей сделали более ироничным, снизили градус пафосности.
Не очень люблю мстителей, но мне нравится Тор.
Потому что он красавчик?
Ну естественно! Не ради сюжета же его смотреть.
У тебя открыта личка ВК, это довольно смело для феминистки в наши дни. Много неадекватов пишут?
Однажды мне прислали член, а я отправила его обратно. Неприятно было, конечно. А вообще в основном нормальные люди пишут, стараюсь всем отвечать.
Последний вопрос. Сейчас продолжаешь заниматься вокалом? Есть какие-то любимые упражнения?
Сейчас вообще не занимаюсь. Понимаю, что это неправильно. Иногда из-за этого мне сложно петь, но пока что это одна из тех вещей, о которых я решила подумать потом.
медиапортал HITCH.SPACE
mail@hitch.space