Вторая вечеринка из серии MSK DECAY

В московском клубе «ДИЧ» состоялась вторая вечеринка из серии MSK DECAY – той, что возвращает слушателей в те приснопамятные времена, когда связь готов с панками была особенно сильной, а сами субкультуры даже не отличались друг от друга.
Фото: web
Текст: Александр Струк
MSK DECAY
Несмотря на то, что это всего лишь второе мероприятие MSK DECAY, уже можно выделить главную особенность всей серии (надеемся, продолжение не заставит себя долго ждать) — это то, что сейчас принято называть «ламповостью». «Ламповость» заключается в очень уютной, почти домашней атмосфере (привет от якобы «нелюдимых» готов) вечеринок, где все друг друга либо уже знают, либо запросто знакомятся. В итоге общению между посетителями и музыкантами, которые точно так же запросто тусят со всеми в клубе, отводится не меньшее значение, чем музыке, поэтому вместо пафосной готик-пати вы попадете в уютную компанию веселых людей, далекую от привычных субкультурных штампов. Немалая заслуга тех, кто подбирал музыку – даже относительно популярный в наше время пост-панк здесь далек от шаблонных представлений о нём, а гот-панк и дэзрок поныне воспринимаются в России как экзотика, так что можно сразу забывать о стереотипах: здесь вы типичных представителей субкультур не встретите. Вместо стереотипов организаторы, которыми, к слову, являются сами музыканты, предлагают вам DIY-сейшен, возрождающий самые светлые традиции – потанцевать и повеселиться. Серия продолжится именно в таком ключе, нет сомнений.

Забегая вперед, хочется сразу отметить, что концерт получился очень крутой. Все началось с тяжелой артиллерии – Вынужденных Колебаний, самой опытной группы вечера. Звук у них более сырой и грязный, чем на записи, это обстоятельство оказалось сильным плюсом: группа звучала очень драйвово, а изюминкой выступления стал кавер на культовый проект Sedativ, добавив сету группы нотки психоделии. Следующими на сцену вышли Sierpien. Программа группы в основном состояла из наиболее бодрых и зажигательных песен, а сами Sierpien только вернулись из европейского тура, где успели отточить программу до мелочей. Если вам кажется, что гот-панк - это не танцевальная музыка, сходите на Sierpien, убедитесь в обратном – в пляс пустился весь зал! Ну и завершил вечер Zoophagous Patient. Уральский дезрокер вышел с гитарой под минус остальных инструментов, но удерживал внимание слушателей так, как не всякая группа сможет. Дезрок в его исполнении звучал будто концерт был в Калифорнии и в 80-е, а не в Москве ночью 20 мая 2016 года. После выступления команд слушатели переместились ближе к бару, где уже включали музыку диджеи. Особенно здесь оказалась заметна DJ Peshernaya, составившая свой сет из классических, проверенных временем хитов гот-сцены времен ее рассвета.

В преддверии концерта нам удалось взять интервью у музыкантов. На вопросы отвечали Артем Бурцев (Sierpien), Святослав Каверин (Вынужденные Колебания) и Михаил Чистополов (Zoophagous Patient).
На самом деле, первый вопрос имеет практическую важность: из трех групп две используют по два варианта названий, на разных языках. Какой предпочтительнее использовать?
Артем Бурцев: Ну у Серпеня польский и русский. Конечно, оригинал польский, латиницей. С одной стороны, он удобен: название не нужно дублировать на Западе, люди могут его прочесть (или сделать попытку, вот Мик Мерсер, ставя нас впервые в эфир, не смог). С другой стороны, в России оно не очень удобно, хоть и звучно. Многим даже лень его читать, поэтому в феврале я сделал вариант кириллицей, который, кстати, еще не использовался, в России по крайней мере (во время тура в Лодзе организатор использовал кириллическое лого, что примечательно). В будущем, наверное, в России будем использовать русскоязычное написание.

(Мик Мерсер - известный публицист, специализирующийся на пост-панке и гот-сцене, а также автор серии подкастов. - прим. ред.)

Святослав Каверин: Как только группа начала играть нечто внятное (в 2007 году), я задумался о том, чтобы донести нашу музыку до международной публики. Так появился английский вариант названия. И нас слушают – повсюду, но точечно: в Пермской области и глубинке ГДР, например. Конкретного логотипа не имели, иногда что-то специальное готовилось для афиши или обложки.

Русское название предпочтительно для русского пространства, иностранное – дальше. Но иногда и на московских афишах выбирали одно или другое: ставили английское, чтобы не разрывать англоманию вечера, либо наоборот, писали русское, чтобы подчеркнуть свою позицию.

Михаил Чистополов: Я работаю контент-менеджером на американском рынке, смотрю сериалы в оригинале и слушаю преимущественно англопоющих. В итоге и мой внутренний голос стал говорить на английском - так что, для меня естественно и как-то проще писать тексты на английском. У меня был русскоязычный вариант указан в группе в ВК, потом решил отказаться от него, потому что все так и норовили называть по-русски, мне это не понравилось.
Как слушатель находит вашу музыку? Как вы ее распространяете и как, по-вашему, музыка должна распространяться?
АБ: Я довольно наглый и максимально стараюсь представить Серпень везде, где могу - в профильных пабликах в ВК, в группах и на страницах ФБ, веду агрессивную рекламу наших концертов, чем заслужил нелюбовь некоторой части неприветливых отечественных готов, пишу организаторам, чтобы нас привезли куда-нибудь, ну и конечно использую в полной мере свой административный ресурс, который дает мне курирование нескольких пабликов Вконтакте, а также свои технические возможности как бывшего журналиста. Но, как ты можешь заметить, особых плодов это не дает, увы.

По крайней мере того что хочется и чего мы заслуживаем как довольно опытные музыканты

А распространение... Ну сейчас это вопрос простой, чай не в 70-е живем. Интернет, ВК, ФБ, БэндКэмп и прочее. Ну для особых любителей диски, кассеты, винилы есть

СК: Слушатель находит нас в поисковике.

Основные записи есть на Bandcamp, прочее – в дебрях VK и файлообменников. Раньше мы выкладывали записи концертов по свежим следам.

МЧ: Я распространяюсь в интернете. На физических носителях никогда не выпускался. Другое дело, что у меня в принципе не очень много готового материала. Вот сейчас медленно, но верно пишу полноформатный альбом. Для шести песен инструменты записал, еще четыре на подходе. Есть предложения от лейблов, так что, на физических носителях будет. Во всяком случае, независимо от лейблов, у меня такое намерение есть.
Ну вот не все музыканты хотят свободно распространять свою музыку в интернете, сейчас вообще много говорят о пиратстве. Что по этому поводу сказать можете?
АБ: Ну тут двоякая ситуация. Лично мне, как коллекционеру, если какая-то музыка нравиться сильно, я стараюсь купить ее на виниле там или на диске, или на кассете. И мне не нравится платить за файл, честно говоря. Но людей с таким подходом мало и это нормально. С одной стороны, пиратство вроде довольно благородное дело, и мы этим все пользуемся, в той или иной степени. С другой стороны артистов необходимо поддерживать, ведь на самом деле они тратят свое время и вообще себя на создание творчества. И чем дальше деятельность исполнителей отходит от самодеятельности в сторону профессиональности, тем больше эта поддержка нужна. Раньше с нашего бэндкэмпа можно было скачивать все бесплатно и платить добровольно. Потом мы поставили минимальный размер оплаты (доллар кажется). Я считаю, что те, кто не хочет платить, спокойно воспользуется граббером для взлома или просто напряжется и зайдет в ВК, где кстати есть прямые ссылки на скачку наших записей в мп3 320. А кто-то заплатит, и кстати платят, иногда значительно больше, чем указано минимально. Но в основном это относится к иностранцам, у нас культура потребления все-таки иная... Ну а так что хочу сказать... Хотите поддержать группы - ходите на концерты, не просите вписки (хотя я охотно их даю, в особенности тем, кто каким-либо образом помогает группе), покупайте мерч у группы или с лейблов (им тоже очень нужна поддержка, вы тоже поддерживаете таким образом исполнителя, к слову — загнется лейбл и кто будет издавать?) Хочется скачать просто так, что ж, качайте, тоже не жалко.

Просто нужно понять простую вещь: если вы хотите иметь хорошую сцену в стране, в городе — ее надо удобрять, иначе она умирает, энтузиазм не продолжается вечно. А если хотите еще и качество, то отдавайте себе отчет в том, как и за счет чего оно достигается.

Есть интересный момент, который мы заметили в Европе: там на концертах практически нет вписок, подумайте об этом.

СК: Музыка должна распространяться свободно, но затратные проекты конечно должны дополнительно иметь физическую форму или хотя бы платный lossless. Должен быть выбор.

МЧ: Думаю, это правильно - продавать на дисках. Но сам, признаться, не покупаю - я бедный музыкант, которому приходится много работать, чтоб хотя бы покрыть расходы на запись, струны и прочее.

Знаю, что есть люди, которые пытаются финансировать запись на краудфандинговых платформах, но я для себя не рассматриваю такой вариант. Моя ниша всегда была очень узкой, а на сегодняшний день она вообще уже некуда... Денег не собрать, боюсь.

К бесплатному распространению, опять же, отношусь спокойно. Надеюсь только, что если мы продолжим постоянно напоминать, что, мол, ребята, музыка — дело очень и очень затратное, и все независимые андеграундные музыканты, которые вам нравятся, занимаются этим в убыток себе, то мы достучимся до слушателя.
Часто можно встретить такое явление, как явный снобизм слушателей по отношению к российскому и русскоязычному пост-панку и готик-року. Часто люди отказываются слушать музыку именно по причине ее отечественного производства. Вы сталкивались с таким по отношению к своему творчеству? Бывает такое, что музыка хорошая, а слушатель — сноб?
АБ: Да, такой снобизм был. Особенно в 2000-е. Тогда было моветоном играть тот же пост-панк на русском: ты сразу же попадал в разряд говнарей и руссрокеров. Думаю, мы со Славой это оценили в полной мере в те времена с «Вынужденными колебаниями» и «Пора Кончать» (моей прошлой группой). У славиной группы ситуация была лучше, все-таки название нейтральное, а нас многие просто слушать не хотели... А потом появилось Утро. Потом Труд. Потом Сруб и пошло-поехало — новая русская волна, хуе-мое. Теперь ситуация с ног на голову, хотя англофонов все-таки никто не прессует как когда-то любителей великого и могучего.

Лично у меня есть ряд любимых отечественных групп англоязычных или преимущественно англоязычных, и вопрос языка для меня не главный, главное, чтобы было органично. Мне когда-то Вова Терех из Ривущих Струн сказал, что тебе верят только тогда, когда ты поешь так, как говоришь в повседневной жизни, а все надуманное как правило не цепляет. Склонен согласиться с его словами. Поэтому петь на русском в России важно (по крайней мере для меня). Я сносно объясняюсь на английском и спокойно веду диалог обо всем на свете, но разве я могу сочинить что-то, по-настоящему стоящее на английском? Уверен, что нет, ведь я на этом языке не мыслю, разве что заграницей иногда. Поэтому я сторонник русского языка. И в целом это правильно, что сейчас отечественный андеграунд пришел к этому. К тому же это дает больший простор для преемственности поколений. Национальная сцена по-настоящему возникает лишь тогда, когда молодые группы смотрят не только на опыт Великобритании или США, а на опыт прошлых поколений музыкантов. Сейчас в России худо-бедно, но это наконец-то началось. Многие музыканты ведут преемственность не только от Joy Division и The Smiths, но и от «ГО» с «Кино», что не может не радовать. То, что Летов и Цой вдохновлялись иностранцами в данном случае, ничуть не противоречит вышесказанному мной — они были под влиянием, но в итоге у всех свой стиль, это и есть преемственность, когда ты думаешь, что копируешь что-то, а по мере твоего роста влияние отходит на задний план и остается собственная суть исполнителя.

СК: Так и есть, обычная история.

На русском некрутое, давайте тексты на английском. На английском – произношение плохое. Произношение хорошее – тексты говно. Всегда что-то не так.

Мы норму несовершенства тоже выполняем: то русский язык не нравится, то вокал, то тексты. Музыку Вынужденных Колебаний одобряют чаще.

Да и ладно. А на английском у нас ровно 2 песни, и они с эдаким «британским» звучанием, с намеком на конкретные группы.

МЧ: Что касается нацснобизма, то я лично с таким не сталкивался. Мне кажется, был какой-то период, когда это было распространено, но он остался позади.
Вот все пережили меметичный 2007-й, да и вообще вторую половину 2000-х, период расцвета субкультур в России. Когда было лучше, особенно в плане концертном и в плане издания музыки? Как по-вашему, лучшие времена уже прошли или все еще впереди?
АБ: Ну с одной стороны в 2000-х банально не было сформировано четкой ниши и тогда очень многое пересекалось: пост-панк с гаражом, готик-рок с синт-попом, все было более-менее новым и свежим.

Сейчас ниши как-то более-менее оформились, но в целом количество слушателей одно и то же. Мне не кажется, что число молодежи принципиально изменилось. В плане рекламы и продвижения мероприятий на самом деле сейчас возможностей гораздо больше.

Что касается непосредственно готов... Раньше как раз их ниша более-менее существовала, хотя и тогда их было не много. Я не ошибусь, если скажу, что самые крупные фесты или гиги собирали не более двух сотен человек. Сейчас их нет, по крайней мере в Москве.

В Питере мы их видели и на нашем концерте их было большинство... Но сам понимаешь, там души нашей готики - Ставрос, Паша Заруцкий, совершенно иной уровень. В Москве-то готов нет. Я вот не гот. Я всегда был панком и презирал готов. Хотя наш Миша гот (Михаил Барыкин, барабанщик Sierpien - прим. ред.)

СК: Лучшие времена закончились в 2009 году.

Технически и по изданию сейчас все гораздо проще, но люди на концерты ходят слабо и менее заинтересованы. У нас пресыщение концертами (в т. ч. иностранцев) и записями – точнее возможностью их получить. Скачал дискографию на 15 Гб, и лежит 3 года не слушанная. Я уже лет 10 думаю сходить на Дельфина – да все никак.

Кажется, появилось новое поколение публики, ценящей «бзсхднст» (вспоминает интернет-мем про безысходность - прим. ред.), – и групп: 2-3 года назад я с удивлением наткнулся на всякий свежак, «тысячи их». Правда, из нового пост-панка записи больше зацепили юморком, эстетикой. Всерьез – проект Корча, и это не молодежь.

Планируем поездить с концертами по обновленной России и шире, когда альбом закончим, пора кончать. Иногда мы бываем на студии.

Стоит добавить, что Вынужденные Колебания предвосхитили концепцию Русской смерти, тоски, ебеней, безысходности. Учеба в неправильном вузе была настолько тошной, что было жизненно необходимо воплощать в музыке такие настроения, давать чувствам выход. Отчислился – перестал писать.

И все это было обозначено в первой же песне «правильных» ВК – «Обреченность».

Если там пьют абсент, для первого состава ВК знаковым напитком была настойка «Столичная» – клюквенная и брусничная. Не пил ее с 2007 года, выполнила свою роль. Изысканней, чем водка. Интересно, крафтовую водку хипстеры замутят?

МЧ: Что касается «тогда» и «сейчас», скажу, что в середине нулевых было как-то получше. Тогда еще только вылуплялась из яйца вся эта модная пост-панк-волна - сначала в духе Manicure, потом Motorama, «Сруб» ... Тогда еще не было четкого понимания у организаторов, какой именно «пост-панк» соберет - и проскальзывало всякое, и эксперементальщина, и пресловутая «готика».

Сейчас меня не берут играть в клуб, где когда-то давно выступали мои друзья Sky Fades Away, а потом «Буерак», «Плохо» - вот это все. Человек, которому я писал по этому поводу, говорит «не моя тема».

По поводу активности публики скажу так: случайные люди отсеялись, остались лишь те, кто действительно любит эту музыку. Их очень мало, и среди них трудно отыскать музыкантов или людей, которые решатся запариться за организацию концерта или пати. Ну, это я про Екатеринбург говорю.

Но, теоретически, при правильном подходе можно что-то устроить. У меня сложилось впечатление, что технически возможностей стало больше, но стало меньше людей - особенно людей активных, деятельных.

Вот есть радио Gib FM, например. Их часто критикуют, порой не без оснований - но я считаю, что они молодцы. Критикующим стоит брать с них пример в плане энтузиазма. Оглянитесь, вокруг - пустыня, интернет-баталии о труготишности давно утихли, а те, кто хотел чувствовать себя «илиткой» за счет принадлежности к «настоящим» готам давно слились, а эти ребята (Gib FM) все делают так, словно ничего никуда не исчезло, и, кажется, верят в то, что делают. Последний концерт в Челябинске, организованный ими, где выступали, например, очень «труготичные» The Witch Will Die Tomorrow, прошел на «ура», и я с нетерпением жду следующего гига от них же, который состоится 28 мая. Да, там была публика, которая, вероятнее всего, никогда и не слышала дезрок и аутентичный готик-рок, но в ту ночь они имели возможность ознакомиться. После выступления ко мне подходили люди и говорили: «Круто! А что за стиль?». Я считаю, что это хороший результат! Раньше гот-туса Челябинска ездила на подобные мероприятия в Екатеринбург — теперь наоборот.

При этом они совсем даже не музыканты и никакие не профессионалы, всему учатся по ходу. Но это и есть DIY-сцена - шероховатая, неидеальная, но живая и подвижная.

Поэтому хочется сказать публике: дерзайте, не ждите, что музыканты сами и песни напишут, и отрепетируют, и на студии запишутся, да еще и концерт для вас организуют. И не бойтесь.

И напоследок слегка провокационный вопрос. Вы между собой дружите и общаетесь? А что должен сделать ваш друг, чтобы вы перестали слушать его музыку? Может быть, радикальная смена стиля или появление идей, противоречащих вашим взглядам?
АБ: Я никого и не слушаю, гы-гы) шутка. Это странный для меня вопрос, не буду отвечать ладно?

СК: С Артемом мы познакомились в процессе поиска вокалиста для ВК. С тех пор и общаемся – время от времени. Слушаем так же. Причин переставать не могу выдумать.

С Михаилом мы не знакомы, но трек про сон и алкоголь мне очень нравится, к себе добавил.

Напоследок предлагаю послушать трек «Раскаленная залупа Сотоны». На VK найдете. Может быть, текст и не нужен?

МЧ: Даже и не знаю. Начать петь песни, прославляющие власть, или, скажем, удариться в национализм, распространять ксенофобию или коммунизм-сталинизм...