Московские концерты академической и не только музыки в марте-апреле 2017

Олег Соболев

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

март-апрель 2017
8 марта, Рахманиновский зал консерватории, 19:00
Ансамбль Telemann Consort исполняет музыку женщин-композиторов от средневековья (конечно же — Хильдегарда Бингенская) до классической эпохи. Среди имен — великолепные Барбара Строцци и Элизабет Жаке де ля Герр, но в общем все заслуживают внимания. Ужасно жаль, что такие концерты страшно редки и приурочены к 8 марта; хорошо, если б они случались куда больше и чаще. Музыка женщин-композиторов далекого прошлого заслуживает куда большего внимания. С другой стороны — хорошо, что хотя бы этот концерт будет.
16, 17, 18, 19 марта, Московский театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 19:00
Премьера «Царя Эдипа» Стравинского и «Замка герцога Синяя Борода» Бартока в постановках Римаса Туминаса. Потенциальный убийственный double feature. «Царь Эдип» — это одно из лучших сочинений Стравинского, «Синяя Борода» — просто одна из лучших опер на свете. Туминас в прошлом сезоне поставил в Большом «Катерину Измайлову» Шостаковича, которую в основном ругали, но вообще он режиссер редкого воображения и интересного ума.
18 марта, Итальянский дворик Пушкинского музея, начало пока не объявлено

«Студия новой музыки» с концертом «Рождение европейского послевоенного авангарда», программа которого действительно подстать названию: Булез, Штокхаузен, Лигети, Берио — и, видимо для разнообразия и местного колорита, Губайдулина и Шнитке. Меня лично интригуют «Песни народов мира» Берио.
20 марта, Большой зал консерватории, 19:00

Курентзис и MusicaAeterna играют две не самые очевидные вещи Моцарта и «Героическую» симфонию Бетховена. Понятное дело — зал будет битком. Я — умеренный поклонник Курентзиса, но на его Третью Бетховена с удовольствием бы сходил: это сочинение — как раз будто для того, чтобы он сделал из него рок, хэви-метал, поразил сердца и души и все такое прочее.
22 марта, Большой зал консерватории, 19:00

Снова Курентзис и MusicaAeterna, но на сей раз — с программой сочинений Рамо. Их вышедший несколько лет назад диск с вещами француза — наверное, самый боевой в карьере Курентзиса, способный расшатать любые стены и пробить любую броню. Рок-н-ролла, хэви-метала и тому подобного будет еще больше, чем на Бетховене.
23 марта, Камерный зал Филармонии, 19:00
«Академия старинной музыки» Татьяны Гринденко исполняет сюиты Муффата и Фукса. Что сказать: рад, что Муффата исполняют много и часто — это совершенно заслуженно. В интерпретации Гринденко его тем более очень хочется послушать.
24 марта, Мультимедиа арт музей, 20:00
KYMATIC Ensemble в первый раз в России исполняет музыку Джулиуса Истмэна, конкретно — изданное в прошлом году сочинение «Femenine». Про Истмэна я писал подробно, композитор это удивительный, а сама вещь — заставляющая по-хорошему вскрываться. Лично для меня — самый ожидаемый концерт месяца.
25 марта, Римско-католический собор на Малой Грузинской, 20:00

Вокальный ансамбль «Intrada» исполняют сочинение «Реквием памяти Жоскена Депре» Жана Ришафора, к которому дописали недостающие для полной мессы части современные композиторы в диапазоне от Раннева до Ланга. Если кто-то пропустил — то дело все происходит в соборе. В общем, обязаловка.
1 апреля, «Дом», 20:00 — поскольку Фред Фрит

Профессор Миллз Колледжа, то я все-таки всуну его грядущий совместный концерт c Лотте Анкер в этот дайджест. Те, кто знает Фрита и Анкер, знают, чего ожидать — вечер отличной, ювелирной современной импровизации, лишенной любых стилистических рамок. Те, кто не в курсе — лучше ознакомьтесь с их совместным диском 2014 года выпуска.
1 апреля, дом-музей Скрябина, 19:00

Скрипач всея фейсбука (шутка: на самом деле — один из лучших российских инструменталистов) Роман Минц вместе с пианистом Андреем Гуниным исполняют Стравинского, рославца, Эшпая и Шостаковича. Наверняка будет круто, потому что Минц редко дает повод разочаровываться.
9 апреля, Большой зал консерватории, 19:00

Большой концерт Персимфанса (оркестр без дирижера, воссозданный Петром Айду по лекалам аналогичного ансамбля 20-х годов). Исполняют совершенно изумительную программу, тоже родом из первого десятилетия СССР: первый скрипичный концерт Прокофьева, кантата «Спасение» Хармса, сюита Юлия Мейтуса «На Днепрострое» и симфоническая поэма Ляпунова «Гашиш». Возможность услышать очень редкую музыку в уникальном исполнении, да и в принципе — огонь.

ДЛЯ ЦЕНИТЕЛЕЙ

март-апрель 2017
9 марта, Большой зал консерватории, 19:00
МГАСО под управлением Павла Когана играют Седьмую симфонию Малера, а перед этим аккомпанируют прекрасному скрипачу Дмитрий Ситковецкому в концерте Берга. Хотя в иных кругах это прозвучит как святотатство, но я не большой поклонник Берга и не фанат этого концерта, но даже я сходил бы послушать. Седьмая Малера — самая сложная и странная его симфония, которая разваливается в каждом втором исполнении. Есть сомнения, что Коган, при всем уважении, может ее выдержать.
9 марта, «Центр Искусств. Москва», 19:30
Концерт-лекция о французском импрессионизме. Лекцию читает музыковед и композитор Федор Софронов, на которого можно легко положиться в плане донесения первичной сути практически любого музыкального феномена. А за музыку будет ответственна «Студия новой музыки», которая исполнит струнные квартеты Равеля и Дебюсси и, заодно, вещь Георга Фридриха Хааса, великого швейцарского композитора, которого недавно итальянцы из Classic Voice, опросив сто экспертов по современному академ-авангарду, признало лучшим из живущих авторов.
9 марта, клуб Untitled, 20:00

Презентация совместного альбома саунд-артиста Андрея Гурьянова и композитора Дмитрия Курляндского «KG133». Электронные манипуляции, шипение, гудение, скрипы — в общем, все как мы любим.
14 марта, усадьба князей Голицыных, 20:15

Интригующий перформанс художницы Камиллы Нормент, исследующий шумы и звук вообще. За подробным и обстоятельным описанием пройдите по ссылке; как по мне — может быть очень впечатляюще.
15 марта, Камерный зал Дома музыки, 19:00

Пемьера Реквиема для детского хора Александра Маноцкова. Я не очень люблю Маноцкова, но нельзя не признать, что это один из самых уникальных и интересно думающих музыкантов в стране, да и заявка поминальной мессы, написанной для детей и исполненной детьми, уже внушает.
16 марта, Электротеатр «Станиславский», 19:00

Кларнетист и композитор Мишель Маранг, специализирующийся на современной музыке, исполнит свой перформанс, завязанный не только на звуке, но и на фотографии. Очень интригующе, но я, честно говоря, не чувствую себя совсем в теме, чтобы полноценно высказываться.
16 марта, Третьяковская галерея на Крымском валу, 19:00

«Студия новой музыки» исполняет программу из «Трапеции» Прокофьева, камерной симфонии Шенберга и фортепианного квартета Малера, аранжированном Шнитке. В общем — вечер мозговитой музыки с преимущественно австрийскими корнями. Для всех страстных любителей модернизма.
16 марта, Светлановский зал Дома музыки, 19:00

Маститый немецкий органист Людгер Ломан исполняет Баха, Фробергера, Регера и прочих. Практически шоукейс традиционной школы органного мастерства с классической программой.
18 марта, Малый зал консерватории, 19:00
Концерт ансамбля «Тал», исполняющего иранскую народную музыку. По этому поводу я решил обратиться к автору прекрасного канала в телеграме про фольклористику @bezbra. Вот его отзыв: «Я тоже не очень конкретно по Лурестану (он не через о, а через у вообще-то), но это такой регион Ирана, в котором точно что-то необычное и богатое должно быть. Там и Исфаган, одна из старых столиц Персии, и Турция с Азербайлданом рядом. Точно что-то очень самобытное. Если бы не переел персидской музыки в своё время, сам бы пошёл».
21 марта, Большой зал консерватории, 19:00

Плетнев дирижирует своим РНО в программе из, наверное, худшего из возможных концертов Шостаковича и Органной симфонии Сен-Санса, к которой лично я испытываю глубокие и очень сентиментальные нежные чувства. Ну и еще раз повторюсь (писал уже про это в прошлом дайджесте): Плетнев — один из самых самобытных дирижеров на свете, всегда интересен.
21 марта, Yamaha Artists Service, 19:00

Исполнение сочинения Алексея Сысоева «Present Perfect» для фортепиано и альта. Что это будет — честно говоря, бог его знает: информации, на которой можно было бы сформировать хоть какие-то ожидания, особо и нет. В любом случае будет интересно.
23 марта, Камерный зал Дома музыки, 19:00

Концерт клавесинного дуэта Анны Кискачи и Анастасии Антоновой с калейдоскопической программой: от Перселла до Лигети. Заявка выглядит внушительно, клавесин — лучший на свете инструмент, надо брать.
23 марта, Электротеатр «Станиславский», 20:00

Перформанс «Элегия», поставленный Ольгой Цветковой под музыку Владимира Горлинского. Ничего конкретного сказать не могу, но описание (см. по ссылке) крайне занятно.
23 марта, Итальянский дворик Пушкинского музея, начало пока не объявлено

Еще один концерт «Студии новой музыки» с программой послевоенных сочинений, на сей раз — менее авангардистских: Шенберг, Бриттен, Шостакович, Мессиан, Хартман и Стравинский. Можно прийти только ради фрагментов из «Harawi» Мессиана.
24 марта, Бетховенский зал Большого театра, 19:30
На концерт «Мир контрабаса» стоит пойти только ради названия, а если учесть место проведения — то и ради атмосферы. Впрочем, программа сама по себе крайне интересная: переложения Франка и Моцарта для контрабаса, Телмеманн для двух контрабасов и все такое прочее. Играют только музыканты большого театра — поэтому Григория Кротенко, к сожалению, в составе не полагается.
26 марта, концертный зал им. Мясковского, 14:00
Ансамбль «Mixtum composium» исполняет совершенно сумасшедшую программу сочинений из разных эпох: в дело пойдет и одна из органных сонат Мендельсона, и квартет «Арфа» Бетховена, и флейтовая секвенция Берио, и сочинение руководителя ансамбля Дениса Писаревского, и много что еще. Весело!
30 марта, Большой зал консерватории, 19:00
Кристоф Эшенбах дирижирует Вашингтонским национальным симфоническим оркестром. Это не самый лучший оркестр в мире, но Эшенбах — хороший дирижер, да и программа интригует: в частности — Восьмая симфония Шостаковича, его лучшее (на мой взгляд) симфоническое сочинение. Пару лет назад Юровский с ГАСО ее исполнил раза два (или три?) в Москве — и каждое из этих исполнений было, скорее всего, куда лучше, чем может показать Эшенбах, но кто знает? Да и все равно приятно послушать.
31 марта, дом-музей Скрябина, 19:30
Ансамбль Škola Crew с концертом из сочинений модернистов и сочувствующих: Скрябин, Вайнберг, Хиндемит, Шенберг и даже Лео Орнстайн, которого играют редко и незнамо где. Конкретные сочинения в программе не указаны, но вектор вечера понятен и без того.
2 апреля, Большой зал консерватории, 19:00

Максим Венгеров и Полина Осетинская в рамках Фестиваля Ростроповича играют все три скрипичные сонаты Брамса. Исполнение, понятное дело, будет отличное, а идти или не идти — зависит от вашего отношения к представленной на концерте музыке. Я лично эти сонаты не особенно ценю (в отличие от виолончельных), но у них точно есть свои преданные поклонники.
7 апреля, Большой зал консерватории, 19:00

Еще одно исполнение скрипичного концерта Берга
(почти аккурат через месяц после скоро грядущего), солист на сей раз — Никита Борисоглебский. Во втором отделении дирижер Гюнтер Нойхольд с БСО им. Чайковского играют Девятую симфонию Шуберта. Это сочинение вообще проходит под тэгом «вечная классика», но для хорошего его исполнения требуется вообще-то побольше сноровки и осмысленности, чем чуть ли не для любой вещи Малера — иначе есть шанс превратить эту прекрасную музыку в полотно из бесконечно повторяющихся кусочков тем и мотивов. Не знаю уж, откроется ли у Нойхольда третий глаз.
8 апреля, Малый зал консерватории, 19:00

Александр Князев в амплуа органиста исполняет транскрипцию «Голдберг-вариаций». Про Князева как органиста ничего не скажу (интересно, есть ли вообще среди читающих меня поклонники органного искусства — интересно таких по этому поводу послушать), но музыкант он редкого ума, да и заявка концерта впечатляющая.
8 апреля — Концертный зал им. Чайковского, 19:00

Борис Березовский дирижирует ГАСО им. Светланова и играет Моцарта, Стравинского и Брамса. Я, честно признаюсь, не поклонник Березовского, но знаю, что он многим нравится, да и программа хорошая — грех не включить.
9 апреля, Рахманиновский зал консерватории, 19:00
Снова «Академия старинной музыки» и Татьяна Гринденко, в программе — Бибер, Фукс и Бах. Наверняка будет очень хорошо, а билеты — что редкость — еще можно купить.

ХОРОШИЙ СПОСОБ ПРОВЕСТИ ВЕЧЕР

март-апрель 2017
9 марта, музыкальная гостиная Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, 19:00

Флейтисты и виолончелист театра исполняют четыре «лондонских» трио Гайдна для этих инструментов. Не уверен, что музыку эту часто играют, а меж тем она очень хороша. Неплохой вариант провести вечер.
9 марта, Малый зал консерватории, 19:00

Первая лауретка прошлогоднего конкурса органистов им. Гедике американка Николь Сименталь исполняет довольно задорную и небанальную (на бумаге) программу из Мендельсона, Муффата, Баха, Вьерна и прочих. Этим концертом открывается новый Московский международный органный фестиваль, в рамках которого будет много концертов. Этот — один из немногих, на которые лично мне хочется сходить, но вообще вы поинтересуйтесь программой. Авось что-нибудь для себя и зацепите.
10 марта, «Новая опера», 19:00
Концерт хора «Новой оперы»: четыре духовных сочинения Пуленка и рахманиновская Литургия св. Иоанна Златоуста. Хоровые произведения Пуленка, как мне кажется, исполняют у нас редко — при этом они заслуживают всяческого внимания.
12 марта, Итальянский дворик Пушкинского музея, 19:00
«Студия новой музыки» с концертом, посвященном выставке гравюр Франсиско Гойи. В программе — Моцарт, Пярт, Шопен, Кагель и, естественно, Тарнопольский. Может быть очень, очень хорошо.
15 марта, Дом-музей Шаляпина, 19:00

Солист «Новой оперы» бас Борис Жуков и сопрано Елена Луценко выступают с крайне редким репертуаром: пять романсов Шостаковича на слова Саши Черного, его же (Шостаковича) романсы на слова из журнала «Крокодил». Остаток вечера — не самое выдающееся сочинение Свиридова и «Песни и пляски смерти» Мусоргского, которые хорошо послушать всегда и которые, как известно, были одним из любимейших сочинений Дмитрия Дмитриевича. Настоящие фанаты Шостаковича должны бежать на этот концерт бегом.
15 марта, Концертный зал им. Чайковского, 19:00

Заслуженный (но не самый известный на свете) пианист Мишель Берофф отыграет целиком французскую программу, начав с Форе и закончив Мессианом (с которым, разумеется, сам Берофф был знаком). Если исполнение и правда будет на высшем уровне — может получиться в хорошем смысле галлюциногенный вечер.
16 марта, Концертный зал им. Чайковского, 19:00
Михаил (обратите внимание — Михаил!) Юровский дирижирует оркестром своего сына Владимира в сочинениях Дворжака и Чайковского и аккомпанирует Александру Князеву во втором виолончельном концерте Шостаковича. На такое я сам точно не пойду, но многих этот вечер может заинтересовать — поэтому почему бы ему не найти места в дайджесте.
17 марта, Малый зал консерватории, 19:00

Александр Рудин и Юрий Фаворин с хорошей программой, нарочито не обещающей откровений и сюрпризов. Хорошая пьеса Шумана, гениальное короткое произведение Яначека и отличная соната Энеску. Практически вечер славянской музыки — ну и хороший повод послушать двух отличных музыкантов.
17 марта, мемориальная квартира Рихтера, 19:00

Ансамбль «Орфарион» исполняет разнообразное французское барокко и ранний классицизм, от Куперена до Оттетера. Судя по всему, вечер будет посвящен преимущественно вокальной музыке.
18 марта, Рахманиновский зал консерватории, 19:00

Квартет им. Бородина с симпатичной программой из двух «русских» квартетов Гайдна и сочинений Вольфа и, собственно, самого Бородина. Мило и неприхотливо.
18 марта, Камерный зал Филармонии, 19:00

Ансамбль «Мадригал» посвящает вечер музыке Перселла. Наверняка будет по меньшей мере хорошо.
19 марта, Большой зал консерватории, 14:00

Полянский и его госкапелла исполняют (воскресным днем!) Реквием Верди. Ужасно точно не будет, Реквием — великолепное сочинение, да и вообще — в просвещении сила.
19 марта, Большой зал консерватории, 19:00

Популярный пианист Лукас Генюшас с простой программой из Шумана, Грига и Шопена. Хочется безмерного романтизма и столь же безмерной романтики? Вам сюда.
27 марта, Большой зал консерватории, 19:00
Открытие очередного Фестиваля Ростроповича, в этом году — не с самой сильной, но не лишенной интересных вещей программой. В качестве премьерного концерта — Темирканов дирижирует своим питерским оркестром в программе из Сибелиуса и Равеля. Я бы не стал включать этот вечер в дайджест, будь там исполнено что-то кроме Второй симфонии Сибелиуса, которую Темирканов стандартно делает на уровне лучших мастеров этой музыки.
28 марта, Большой зал консерватории, 19:00
Еще один концерт Квартета им. Бородина, на сей раз — вместе с пианистом Андреем Писаревым. Исполнят Моцарта и Дворжака.
29 марта, Большой зал консерватории, 19:00
Еще один концерт Эшенбаха и вашингтонцев, но с программой послабей: Пиккер, Шуберт и ударный первый виолончельный Шостаковича.
31 марта, Концертный зал им. Чайковского, 19:00
Суперзвезда скрипач Джошуа Белл и звезда поменьше пианист Сэм Хейвуд с программой классических сонат, фантазий и миниатюр. Честно говоря, в списке сочинений не за что зацепиться глазу, но для многих этот концерт будет поводом сходить и послушать музыку.
1 апреля, Большой зал консерватории, 19:00

ГАСО им. Светланова и Василий Синайский аккомпанируют Леонидасу Кавакосу и Александру Бузлову в брамсовском Двойном концерте. Бонусом — Вебер и Равель. Кавакос —скрипач того типа, что каждый год полирует одну программу и ездит с ней по миру. В прошлом году он был здесь с Сибелиусом, грядущий же вечер грозит быть куда более интересным. Но вообще — истеблишмент.
4 апреля, Большой зал консерватории, 19:00

На закрытии Фестиваля Ростроповича объединенный японо-русский оркестр и хор будут исполнять Дебюсси, Равеля и — главное — ошеломительно прекрасный Реквием Форе. Что это будет — честно говоря, не представляю, но музыка хорошая.
5 апреля, Концертный зал им. Чайковского, 19:00

Оркестр Musica Viva исполняет ораторию «Святой Павел» Мендельсона. К оратории я лично не могу прикипеть никак, но наверняка кому-то будет охота послушать первостатейную по меркам общего мастерства вокальную музыку.
5 апреля, Мемориальная квартира Рихтера, 19:00

Ансамбль Canto Vivo с отличной программой итальянского барокко: Фрескобальди, Фальконери, Ланди и прочие. Наверняка будет мило и хорошо.
8 апреля, Большой зал консерватории, 19:00

Еще один «Святой Павел» Мендельсона, на сей раз — в версии Павла Когана и его оркестра.
медиапортал HITCH.SPACE
mail@hitch.space