zll' modular
Музыкальный экспериментатор из Санкт-Петербурга zll' рассказывает об истории появления модулярных синтезаторов и новом витке modular music.
Модульный синтезатор был изобретен в 60-х годах и стал венцом развития многолетней философии электронной музыки. Однако его изобретение опережало время. Такие синтезаторы были очень дорогие, их могли позволить себе только очень состоятельные люди. Поэтому на его основе был создан более экономически оправданный компактный синтезатор с минимально необходимыми функциями (miniMoog). На основе подобных устройств появилась электронная музыка в ее современном понимании.
miniMoog
miniMoog
Визуально модульный синтезатор представляет собой корпус с электрическим питанием и установленными в него блоками (модули), которые коммутируются между собой проводами. Каждый блок отвечает за выполнение какой-либо функции. Количество блоков в системе ограничено только потребностями музыканта или их необходимостью.

Физически модульный синтезатор представляет собой систему из устройств, предназначенных для манипуляции базовыми звуковыми сигналами (синусоида, пила, меандр и т. д.), их преобразования, трансформации и искажения. Провода служат для маршрутизации этих сигналов через нужные преобразователи для получения звука или управляющих сигналов, служащих для автоматизации функций блоков.

Отличие такого синтезатора от других в том, что создание звуков и звуковых оттенков на нем не ограничено количеством возможных манипуляций. А способы управления системой музыкант придумывает сам и способов таких может быть множество.
Вне зависимости от точности манипуляций с системой результат не всегда очевиден, т. к. такой синтезатор не является законченной и точно откалиброванной, с хорошо настроенной температурной стабилизацией, единицей. Инженеры-проектировщики компактных синтезаторов заранее продумывают схему таким образом, чтобы избежать подобных артефактов. На мой взгляд, это лишает музыкальный инструмент живости и ограничивает взаимосвязь между музыкантом и инструментом, но дает стабильность тембра. Модульная система из-за присутствия всех этих нежелательных багов, а также из-за множества микрозадержек, радионаводок и рассинхронизаций, представляет собой самый живой электронный музыкальный инструмент из существующих на данный момент, как живой организм, реагирующий на окружающую среду.
Все эти «недостатки» формируют характер музыкального инструмента, с которым нужно взаимодействовать, чтобы на нем играть. Общее звучание инструмента во многом формируется схемотехникой модулей-устройств, разные элементы которой дают разные гармоники, окрашивая определенным образом звук.

Так как по экономическим причинам с 60-х годов игра на подобных инструментах почти не практиковалась, а сама музыка не популяризировалась, восприятие человеком электронной музыки закостенело, а звучание стало традиционным, что противоречит ее исходной философии.
Так как в системе модуляра можно собрать все имеющиеся на данный момент синтезаторы, а также комбинировать их и создавать новые звуковые устройства, то, можно сказать, что, теоретически, с помощью такого синтезатора можно создать любую известную электронную музыку и создать любую другую. Но, хотя на нем можно получить очень много разного звукового материала и музыки, все же не думаю, что на нем целесообразно создавать весь возможный звуковой материал, как минимум, по причине нерационального использования физического пространства и денежных средств (т. е. некоторые музыкальные стили образовывались в цифровой среде, на компьютере), и собирать такие устройства на базе модуляра было бы нерационально, т. к. это займет много места и будет значительно дороже. Визуально музыку модуляр можно описать как некое, условно ограниченное окружностью, беспросветное звуковое поле. На этом поле есть проблески в виде пятен, свет этот обусловлен знаниями о том участке электронной музыки. Пятна эти имеют названия, например, техно, хаус, джангл, бэйс, эмбиент, дрон и т. д. Темные же участки означают незнание о той области.
Full HD modular jam
Самое интересное это то, что нельзя представить или напеть, но при этом логично структурированное
Таким образом, доступность такого музыкального инструмента может стать причиной дальнейшего развития электронной музыки и открыть ее новые участки. Такого понятия, как музыка модуляр на данный момент не существует. Я использую такую формулировку в виду отсутствия другой и под ней имею в виду музыку, которую можно создать только на модульном синтезаторе или музыку, имеющую характерное звучание для модульных синтезаторов в виду их архитектуры, возможностей и багов, описанных выше.
На мой взгляд, электронная музыка это не совсем музыка, думаю, такая формулировка также была использована в виду отсутствия другой, т. к., учитывая изначальную философию этой музыки, она не должна иметь определенной формы. Тем не менее, найденным формам даны названия, эти формы являются точками развития эволюции электронной музыки. Было бы правильным для электронной музыки найти свой термин, как для той же эволюции. Это помогло бы помочь избежать диссонанса между пониманием терминов «электронная музыка» и «саунд арт», т. к. все это едино и представляет собой единый поток. Музыкальность этого звукового потока оценивается самим слушателем. Изощренность восприятия звукового потока как музыки обусловлена опытом прослушивания разного звукового материала.
медиапортал HITCH.SPACE
mail@hitch.space