Мода 1960: культурный феномен

Молодежная мода и развитие промышленности. Первые мини-юбки на подиуме и их популяризации благодаря Мэри Куант. Новый формат производства одежды «prêt-à-porter». Взаимодействие моды с изобразительным искусством. Ретроспективные течения и стилистический плюрализм шестидесятых.
Мария Терехова
историк моды, культуролог
Материальная обстановка и уровень производства товаров массового потребления в шестидесятые годы были таковы, что тинэйджеры стали весьма ощутимой экономической силой. Они обладали запасом карманным денег, а значит — покупательной способностью. Тинэйджеры образовали слой населения, способный и жаждущий постоянно потреблять, благодаря чему возник целый сегмент промышленности, ориентированной именно на молодежь. Молодые люди, со свойственной им тягой ко всему новому, экспериментам и экстравагантным формам, хотели выражать себя в одежде.
Один из многочисленных лондонских бутиков «Biba» был жутко популярен в 1960-е годы. Впрочем, для свингующего Лондона, движение бутиков и так являлось важным элементом культуры. У бутика Biba, благодаря вкусу основательницы Барбары Хуланики, появился свой отчетливый стиль, представляющий собою не просто прямое репродуцирование новомодных трендов, но и ядерную смесь всевозможных исторических «кивков»: и в сторону эстетики арт-деко, и в сторону ар-нуво.
Визуальный вкус эпохи начинался с пастельных оттенков и переходил к более ярким цветам, геометрии. Чулки сменились колготками с всевозможными дикими узорами, появился пластик и блестящие поверхности. Монохромные цвета и четкие линии постепенно сменялись сложными пестрыми орнаментами. Субкультура хиппи изначально была неким протестом против аккуратных геометрических мейнстримовых форм, антитезой модным тенденциям. К концу 60-х появились пестрые расцветки и многослойность в одежде, то есть антитеза хиппи стала уже тезисом. Если раньше, в предшествующих десятилетиях, каждый новый магистральный тренд или стилистическое течение приходило на смену, вытесняло и перечеркивало предыдущее, то к концу шестидесятых обстановка была такова, что на улицах городов соседствовали различные стилистические направления. На одном и том же культурном пространстве могли находиться совершенно разные формы по материалу, расцветке и эстетике. К концу шестидесятых возник сильнейший интерес к ретро-эстетике, и возродилась тяга к «душевным» материалам как попытка противостоять окружающей «пластмассе». Стилистический плюрализм сыграл очень важную роль на рубеже 60-70-х годов, и стал главным течением на закате сумасшедшей декады.
Нельзя не сказать о соотношении искусства и моды. Если до 1950-х годов было четко сформировано разделение сфер искусства, то в шестидесятые эти границы постепенно стерлись, художники вдохновлялись работами кутюрье, которые, в свою очередь, заимствовали идеи из живописи современников. Что было первично, а что вторично — сказать сложно. Одним из наиболее популярных художественных направлений в моде был поп-арт, яркие образы с картин художников использовали многие дизайнеры, сделав перенесение рисунков на ткань новой модной тенденцией. В тоже время, художники поп-арта врывались в мир моды (знаменитые платья и рубашки Энди Уорхола). Оптическое искусство также находило отражение, как в высокой моде, так и в массовой одежде, модели простого кроя с изображением черно-белых оптических иллюзий пользовались огромной популярностью. Кроме того, на дизайн, на характерные элементы оформления, на визуальный вкус времени, повлияли самые разнообразные формы абстракционизма, экспрессионизма, кубизма, фовизма и других направлений. Мода с удовольствием заимствовала арт-образцы.
Yves Saint Laurent, Pop Art collection
Andy Warhol, «The Souper Dress»
Yves Saint Laurent, The Mondrian Collection
Синтетические ткани вошли в быт, и новый материал неизбежно породил новую форму. Кримплен — плотный несминающийся материал, был буквально создан для того, чтобы производить одежду вполне определенного силуэта: прямого, без лишних сложных деталей. Возможность окрашивания ткани в любые цвета позволила использовать яркие и даже ядовитые оттенки. Знаковым дизайнером этого периода стала Мэри Куант, в середине шестидесятых годов она окончательно популяризовала мини-юбку. Ее аудиторию представляла молодежь, она сознательно ориентировалась на эту публику и предлагала им те моды, которые они хотели. Хотя на подиуме мини-юбка впервые появилась еще в 1964 году — в коллекции «Space Age» Андре Куррежа. Дизайнер предложил радикально укоротить подол, тем самым оставив пуританскую длину по колено в прошлом. Коллекцию встретили с огромным энтузиазмом, популярность мини была феноменальной.
André Courrèges, «Space age» collection
Mary Cuant with models
Стоит сказать пару слов о тех изменениях, которые произошли с институтом высокой моды (Парижский синдикат моды) Haute couture. Это небольшая по численности группа творцов, которые на протяжении первой половины XX века задавали тон моде, поставляли образцы для подражания. Haute couture подразумевал производство высококлассной и немыслимо дорогой одежды по индивидуальным заказам. В 60-е годы перемена в схемах западного потребления привела к тому, что придерживаться позиции высокой моды без всяких поправок на реальность было просто невозможно. Haute couture стали покупать меньше. Снобы из синдиката высокой моды столкнулись с неприятной необходимостью — с демократизирующейся реальностью нужно было что-то делать. Поэтому произошло внедрение принципиально нового формата производства одежды, который получил название «prêt-à-porter». Прет-а-порте — готовые к реализации коллекции, которые производились силами известных модных домов. Это явление было своеобразным ответом на вызов времени.
медиапортал HITCH.SPACE
mail@hitch.space