Композитор Миша Мищенко: «В 14 лет я понял, что буду сочинять только свою музыку»
Композитор Миша Мищенко о творческом становлении, музыкальном ремесле, урбанистике и экспериментах, лейбле Roomtone Records.
Текст: Дамир Бикчурин
Миша Мищенко
Миша Мищенко
Михаил, поскольку это интервью происходит накануне твоего первого концерта с симфоническим оркестром, расскажи, пожалуйста, о том, как появилась эта идея и как долго ты шел к ее реализации? И ещё — было бы любопытно узнать историю твоего знакомства с Арсеном Бадерханом и его оркестром.
История началась ещё в 2012-ом году, когда я писал свои первые симфонические произведения, а затем выпустил альбом под названием: «Мальчик, который играет с ветром». За два года я написал около 5 симфонических альбомов и отобрал на первый концерт произведения, которые стали для меня ключевыми. А с Арсеном меня познакомила моя подруга, и с 2014-ого года мы обдумывали в какую форму сотрудничества воплотить наше знакомство. И вот, наконец-то 30-ого марта в Большом зале имени Гнесиных состоится наш концерт (я вот только приехал с репетиции — у меня прямо дух захватывает, когда около ста человек поют, исполняют твою музыку).
Если позволишь, я бы хотел узнать — ты родился в музыкальной семье или может твои родители — творческая интеллигенция?
Я родился в самой обычной рабочей семье, разве что, моя мама со своей сестрой-близняшкой преподавала хореографию в школе искусств.
Композитор Миша Мищенко
Композитор Миша Мищенко
Поскольку ты музыкант, хочу спросить, какие звуки того времени — из детства — тебя окружали и необратимо повлияли?
Самое больше влияние на меня произвела коллекция отцовских дисков, а там была вся западная классика и современные группы, вроде A-HA, Адриано Челентано и т. д. Как я уже упоминал, с материнской стороны меня окружало искусство хореографии, равно как и мою сестру (у меня есть сестра-двойняшка, и да, у нее нет бороды), а со стороны отца — бесконечный ремонт, различные поделки и запах дерева в мастерской. Сейчас я думаю, что это идеальное соотношение в воспитании: я хотел бы воспитывать своих детей так же.
Классика «размагничивается» и уже не считается исключительно музыкой «снобов»
Дарья Журкова, старший научный сотрудник в Государственном институте искусствознания, о том, как функционирует академическая музыка в современном обществе.
Ты хорошо помнишь музыкальную школу? Мне доводилось слышать, что образовательный процесс там наводит скуку, современную музыку играть не разрешают, постоянно подсовывают Баха и Моцарта. По крайней мере, мне так сказал один из классических музыкантов.
Я с 9 лет мечтал стать пианистом, а с 15 играл в различных музыкальных группах — это было время, когда я заканчивал учиться в музыкальной школе. Помню, как в последнем классе играл Прокофьева и Баха. На мой взгляд, каждый художник немного бунтарь — в 14 лет я так збунтовался против учебы, что заработал себе язву на нервной почве и пролежал месяц в больнице перед экзаменами.
Миша Мищенко
Миша Мищенко
А против чего взбунтовался?
Вот не хотел играть чужие произведения, в 14 лет я понял, что буду сочинять только свою музыку.
А экзамены в итоге сдал?
Да, всё обошлось.
Ты больше писал музыку для себя и все как-то само собой вышло, что в итоге ты стал известным и востребованным, или целенаправленно шел к славе?
Я просто не мог не заниматься этим, и я всегда писал музыку для людей. Ты просыпаешься каждый день и просто начинаешь работать. В общем, это стало той привычкой, которая ырабатывается годами — по аналогии с пробежкой или утренней зарядкой.
Писал музыку для людей… В принципе, неудивительно, почему твои работы приносят тебе деньги. Ты признаешь, что твой звук коммерчески успешный?
Ну, все, что приносит деньги, можно назвать коммерцией, и, кстати, между ней и лаготворительностью полезно соблюдать равновесие. В этом смысле я иногда пишу музыку на безвозмездной основе для проектов, которые мне импонируют.
В своем предыдущем интервью я выдвигал стереотип, что люди, предпочитающие классическую музыку нынешним модным жанрам — это такое привилегированное и консервативное общество снобов, которое изолировало себя от актуальных музыкальных новинок. Вот интересно твое мнение.
Классическая музыка — это просто еще одна глава в истории. С появлением интернета любой желающий может ознакомиться с бессмертными произведениями композиторов прошлых лет и решить для себя, что ему по душе. И нельзя забывать, что это сам слушатель строит себе рамки.

Yuri Shwedoff Animated Artworks x Misha Mishenko Music

Ты как-то упоминал, что слушал Эрика Сати. Мы с Дарьей Журковой обсуждали такое явление, как «фоновая музыка» или «меблировочная музыка» — это, к слову, изобретение Сати — музыка, сопровождаемая во время распития напитков и разговоров. Так вот, ты инструменталист, и мне интересно, когда ты гуляешь по городу, ТЦ, магазинам, замечаешь ли, реагируешь на весь этот нескончаемый музыкальный шум, который стал распространенным элементом нынешнего урбанизма и который порой так же неприятен, как шум автомагистрали?
В этом году я как раз пишу новый альбом «Эксергия» и он будет насыщен урбанистическими сэмплами, которые записаны на заводах нашей необъятной родины; презентация, кстати, уже намечена на сентябрь. А что касается вопроса, любой звук — это волна, так почему бы его не использовать по максимуму?
Ты знаешь, Зигмунд Фрейд при встрече с Густавом Малером 2 часа анализировал этого музыканта, вот мне интересно, приведи, пожалуйста, простой пример из жизни — как тебе в голову приходит идея и ты садишься за инструмент?
На мой взгляд, есть два типа людей: те, кто пишет музыку рефлексивно — это около 95% деятелей искусства — и те, кто не может обойтись без музыки, т. е. не могут её не писать. В первом случае, это люди, которые, например, ноют в песнях, жалуются на свои проблемы — т. е. не могут подавить эго и любыми способами на основе своего эгоизма стараются привлечь к себе внимание. А во втором случае — все происходит непредсказуемо, например, ты просто просыпаешься и тебя осеняет, или в разговоре с другом цепляешься за какое-то слово и вот ты уже сидишь и пишешь музыку. Ты делаешь это, не потому что тебе плохо, укусила собака и, как следствие, хочется выплеснуть эмоции, а потому что хочешь показать людям, как можно чувствовать мир — по другому видеть, слышать его. В том числе учить людей любить.
Миша Мищенко
Миша Мищенко
А у тебя есть музыкальные произведения, которые годами не выходили на альбомах, не были саундом для фильмов, рекламы? Или все рано или поздно доходит до слушателя?
И такое бывает, что пишешь музыку долгое время в никуда, а потом собираешь в одно большое полотно. Может пройти год, прежде чем концепция оформится полностью и тебя осенит, как объединить композиции.
Хорошо, а если ты чувствуешь, что игра не идет, не получается, что испробованы все возможности, а результат не устраивает — как поступаешь в таком случае?
Ты знаешь, некоторые люди рисуют одну картину 10 лет, другие могут за день. Обе картины по своему прекрасны, но если говорить применительно обо мне, то думаю, что я принадлежу ко второму типу. Я пишу много музыки — за полгода написал 16 альбомов — но так, чтобы послушав через 5−8 лет, у меня не возникло желания ее переделывать.
Много музыки… Трудно поверить, неужели тебе это так легко дается?
Как говорил Олег Каравайчук, если музыка пишется легко — дерзай, если дается с трудом, даже и не начинай. У меня легко получается заниматься музицированием, придумывать новые концепции, а все потому, что с детства я считал себя изобретателем, позднее эти стремления воплотились в музыке: я постоянно экспериментирую и стараюсь, чтобы каждый новый альбом раскрывал наш с вами мир с разных сторон, с каждым годом хочу показывать слушателям что-то новое. И в качестве правила — я делаю свою работу так, чтобы даже мысли не возникало, что какое-то из произведений можно записать по-другому.
Миша Мищенко
Миша Мищенко
Есть какой-то рецепт такой творческой активности как у тебя?
Занятие музыкой — это самое обычное ремесло: чтобы развиваться необходимо заниматься ежедневно и, разумеется, воспитывать музыкальный вкус, работать над этим. В этом весь рецепт, если ты талантлив — действуй.
Поскольку ты пишешь инструментальную музыку, очевидно, многие поэты заимствуют ее для своих стихов. По-моему, вот такое частое использование стихов под звуковой ряд ради атмосферности и театральности наводят на мысли, что без музыки эти стихи просто не будут звучать, т. е. бесхребетны. Не согласен?
Я бы сказал, что музыка — это своего рода, клей, который нужен, чтобы связать важные элементы, применяемые в кино, живописи, фотографии или в стихах. Как я уже писал — все в жизни можно назвать волной, и музыка тому подтверждение.
А в таком случае — если музыка служит только клеем — разве она не уходит на вторые роли?
Все в жизни можно назвать музыкой. Если посмотреть на твой вопрос с физической стороны — то все является волной, тогда каким образом музыка может быть второстепенной?

Misha Mishenko — Prelude

Не мог бы ты рассказать про Roomtone Records? Пока я знаком только с твоим side-проектом Alwaslate.
Могу сказать только, что сейчас мы готовим фестиваль наших музыкантов из Roomtone Records. Что касается side-проектов, в которых я задействован, то их на самом деле больше 5 и они все представлены на этом лейбле: там есть все от диско до эмбиента. Проекты, которые выйдут в этом году, кардинально разные: джаз, электроника, рок, поп, фолк. Я не люблю строить стены в стилях, ограничивать их рамками, стараюсь как можно чаще синтезировать. До июля мы ланируем выпустить 16 проектов (4 уже выпустили)
На меня сильное впечатление произвел твой относительно недавний EP Core c исполнителем Manizha.
На этой пластинке мы с Манижей записывали треки при помощи различных этнических инструментов, к тому же там отчетливо слышно, что я черпаю вдохновение у природы, это можно проследить через соответствующие звуки: сэмплы Марианской впадины, пение китов, я даже записывал горловое пение тибетских монахов. В общем, мне нравится сочетать этнические инструменты с электроникой, это дает особой колорит и погружает человека в транс.
Хорошо, а процесс записи музыки к фильмам не сильно отличается от записывания обычного LP?
Везде есть свои тонкости работы, в случае с саундтреками больше зависит от видения режиссера. Мне доводилось писать абсолютно непохожую музыку, начиная с триллеров и заканчивая комедией — проще работать, если в голове уже выстроилось картинка, в таком случае я могу сделать музыку за сутки для целого фильма. Это происходит, когда я работаю с рекламодателями и западными режиссерами. Кстати, Россия — это очень крутая школа для кинокомпозиторов — если на Западе тебе дают год или полгода на создание саундтрека, то у нас дедлайн это пара-тройка дней или неделя в лучшем случае. Причем нужно сделать так, чтобы не было вопросов.
Миша Мищенко
Миша Мищенко
В России вообще сильная конкуренция между кинокомпозиторами? Или это поле непаханое?
Полноценного рынка кинокомпозиторов в России нет. Никто за этим не стоит и этому не учат, поэтому все происходит в основном через знакомства на концертах или пиар в массмедиа (как в нашем интервью).
В конец концов, поднимается вопрос, насколько популярна неоклассическая музыка в России. Какой на неё спрос?
Думаю, могу сказать, что я был пионером жанра (во всяком случае одним из них) и помню, как все зарождалось. Я вижу, что с каждым годом людей, интересующихся неоклассикой, становится больше. В любом случае, спрос рождает предложение. И в этом можно убедиться 30-ого марта на моем концерте с симфоническим оркестром и хором в Большом зале имени Гнесиных.
В СМИ ты в основном удостаиваешься положительной характеристики, но никаких глубинных рецензий на твою музыку (и в целом неоклассику, classical crossover) я или не встречал, или встречал, но очень мало — вот скажи, ты согласен, что музыкальная журналистика у нас лишена содержательности и не обладает реальным весомым голосом, а журналисты только и могут, что задавать одни и те же вопросы, но в целом мало, что понимают, хотя и пытаются?
Я думаю — легче всего написать рецензию о человеке, у которого нет глаза или отрублена рука, чем про того, кто счастлив. Настоящей музыкальной журналистики у нас в России практически нет, думаю, то, что мы имеем, формирует валовый продукт музыкального рынка. Вот скажи мне, что спрашивать у человека, который играет не свои песни или читает рэп про все, что видит вокруг?
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть