Ксения Федорова («КУБИКМАГГИ»): «У меня есть план отдать дань традиции и написать оперу про овощи»

Ксения Федорова о родстве, одиночестве и о том, почему в России мало места для группы «КУБИКМАГГИ».
Фото: web
Текст: Всеволод Гуляев
Ксения Федорова, «Кубикмагги»
Как часто приходится отвечать на одинаковые вопросы и как научить/заставить журналистов копать глубже?
Обычно всегда есть пара-тройка одинаковых вопросов или про одно и то же, но разными словами. На все можно отвечать или не отвечать.
Ксения Федорова
Ксения Федорова
Расскажите про этапы становления Ксении, как личности, как творческой единицы. «КУБИКМАГГИ» — первый проект или было что-то до этого? Трудно ли отбиваться от «это же дочь самого!» или, наоборот, это помогает? Родители дали толчок или на их примере пришло понимание, чем хочется/следует заниматься?

Ксения состоялась в возрасте 4 лет, напевая: «Во поле березка стоява». Это не опечатка, а именно так. Сочиняла разные песни обо всем подряд. Знаете, что-то вроде: «Вот я иду по улице большой, солнце светит, в луже воробей — маленькая птичка. А мы сейчас будем переходить дорогу: «Пока, мой друг». Это и был первый проект. Потом сочиняла «в пианино». Итого, выходит «КУБИКМАГГИ» десятый проект, около того. Про «дочь», конечно, непросто, когда твой отец марокканский король и все мандарины вокруг его!

Нужно ли пропагандировать «сложную» музыку, подготавливать к ней, учить слушателя или нужный контингент ценителей сам придет? Ваше творчество для элиты? Существует ли какая-то градация «не для всех»? Можно ли делить творчество на «мужское» и «женское»? В чем это может проявляться?

На выставке Яна Фабра на нас с друзьями упала швабра. Я с тех пор думаю, к нему это имело отношение или к нам? Ведь в Instagram много фото с айфонов его выставки, но швабры на них не падали. Более того мы ходили бесплатно — в Эрмитаже первый четверг месяца вход свободный. То есть получается мы в чем-то элита. Вторая часть вопроса напомнила мне про туалет. Сколько раз вы случайно заходили не «по букве», что вами двигало, и как вам было? В женский туалет обычно большая очередь. И если вы трансгендер, к примеру, то в какой туалет вам стоит зайти в «М» или «Ж»?
У нас был ковер с узорами, похожими на ступеньки. Ни по одной лестнице в реальности я столько раз не ходила.
Человек в конечном итоге одинок? Как это может отражаться в музыкальных композициях?
Впервые свое одиночество советский ребенок ощущал очень рано. Где-то с момента, когда его кидали в детской кровати одного засыпать. Здесь много всяких эмоций, но и, конечно, масса времени на фантазии. Например, у нас был ковер с какими-то розочками и узорами, похожими на ступеньки. Я их знаю наизусть. Ни по одной лестнице в реальности я столько раз не ходила. Так же и с композициями. Пока сочиняешь, ходишь туда-сюда по лестнице и уже каждый звук и фразу со всех сторон обойдешь.
Не первый год занимаетесь музыкой. Как она видоизменяется? С чем можно сравнить? Существует ли что-то, что в корне может поменять стиль, направление, изменить вектор в совершенно противоположную сторону?
Недавно знакомые выложили короткое видео шторма на море. И вот удивительно, абсолютно никакого эффекта. Ну, волны, пузыри, шум ветра. Такое вышло у них сельское, затрапезное море. Ни какой-нибудь кадр из Вернера Херцога. Все же многое зависит от задач и от оператора.
Кубикмагги
«КУБИКМАГГИ»
В чем различие профессионального музыканта от любителя? Такая же градация и у слушателя?
В отношении. Любитель относится по-любительски. Профессионал по профессиональному.
Официальный сайт «КУБИКМАГГИ» исключительно на английском языке. Уже нет веры в русскоговорящего слушателя? Ставки только на заграницу? Почему?
Представляете, а русскоязычным группам хостинг на русском не предоставляется. Предлагали еще на китайском, но мы отказались.
Важен ли для музыканта внешний антураж на концерте, какой-то перформанс или достаточно просто умело играть на инструментах?
Однажды мы играли в какой-то секте, они позвали сами. Приличный адрес, где-то в районе старо-невского проспекта. Мы приехали на настройку звука. Однако барабанная установка оказалась условной. Проще было бы на коробках играть. Но мы в итоге выступили. Все было красиво, стояли стульчики со столиками, за которыми сидели и внимательно слушали сектанты. В другой раз мы забыли в поезде Санкт-Петербург—Москва пакет с адаптером и педалью от MIDI-электропиано. Педаль была сформирована из ножа и вилки, от которых уходили проводки. Нож лежал на полу, а вилка привязана к моей ноге. Когда контакт между ними замыкался, — должна была срабатывать педаль. В процессе вышло несколько иначе. Педаль замыкалась надолго, и компьютер не успевал считывать все нажатые одновременно звуки, и выходила совсем другая музыка. Она состояла из страшного шума, пауз и внезапно прорывающихся нот. Это был концерт в «Проекте О.Г.И». Публика хлопала и дарила цветы.
Может ли музыка значить что-то еще, кроме себя самой?
В 1753 году в Праге А. Кирхер предложил кошачье фортепиано для лечения меланхолии итальянского принца. По некоторым данным, в инструменте были использованы около девяти кошек, чьи голоса были подобраны по тонам. Когда нажималась клавиша, соответствующий хвост дергался, и кот жалобно мяукал. Кирхер был уверен, что эти звуки смогут вытащить принца из депрессии.
Почему возвращается звук и эстетика 80-х годов? Эта цикличность как-то отражается на вас, вашей музыке? Является ли музыка актуальным искусством в 2016—2017? Насколько верно, что постмодерн заменил метамодернизм, и что это может значить? Зависят ли культура, общество и музыка друг от друга?
Спрошу у мужа, а то с борщами я совсем отупела. Если серьезно, то «жизнь невозможно повернуть назад». Я бы перефразировала вопрос про актуальность, таким образом: «Является ли слово „искусство“ актуальным понятием для того, что сейчас происходит». Про модерн я бы перефразировала так: «Что общего между модерном, модернизмом и постмодерном, метамодернизмом, и что это может значить?». Отвечая на эти вопросы, можно немного подзаработать на издании серии книг.
В чем отличие и схожесть публики в Питере и, например, в Омске (если выступали) — мегаполисы vs глубинка?
Я сейчас дам развернутый ответ. Заплатил за вход — и ладно. Я всех люблю. Глубинка у тебя в штанах (шутка).
Должна ли быть у группы идеология? Как меняется круг музыкального общения со временем взросления — все больше новых людей?
Время никого не щадит. Знаете песню про торчка Ермена Анти?
Ермен Анти
Мир трезвел на глазах.
Мир превращался в стекло.
Мир становился умней.
А я не хочу.
И я буду торчать, буду торчать.
Расскажите о взаимодействии с другими музыкантами. Как протекает процесс. Например, репетиций. Участвуете ли в импровизационных концертах?
Да, мы встречаемся. Примерно так протекают и репетиции, и концерты.
У Вас есть музыкальное образование. А есть ли от него польза?
Да. У меня есть план отдать дань традиции и написать оперу про овощи.
Есть ли различие между поп-музыкой и популярной музыкой?
Музыка действует на мозги, как вирус. Как выудить теперь из головы мотив и слова: «Все пройдет, и печаль и радость»? С другой стороны, скажите японцу эту фразу. Она не будет у него связана с данным конкретным мотивом.
Сравнительно недавно вы записывались на норвежской студии Ocean Studio Recording вместе с Ongkara. В России нет подходящих звукорежиссеров, студий, оборудования? Почему поехали вместе: экономия или слияние?
Ответить помог Макс Руденко — идеолог, бас-гитарист и соавтор «КУБИКМАГГИ»:

Подойдите к окну. Как там у вас? У нас в Питере серо и грязно. Вечерами слышен ор пьяного быдла, а днем глаза устают от стремительно умножающейся рекламы. В воздухе царит напряжение и беспокойство. Каждый кому-то чего-то зачем-то хочет что-то доказать. Люди выживают; без особой веры и надежды на перемены. Советское сознание правит бал как на улице, так и в стенах студий, где встречаются пьяные инженеры и настройщики роялей, у которых каждая просьба музыканта воспринимается как неуместная прихоть, ведь они же привыкли работать в стиле «да зачем? И так сойдет!»; в стенах студий, где, бывает, музыканты пишутся в перчатках с паром изо рта, потому что тон-ателье перестали отапливать; в стенах студий, где постоянно что-то ломается, а что-то починено на коленке и может развалиться в любой момент, а бывает и так, что в записанной на студии партии бас-гитары отчетливо слышно радио.

А теперь откройте в Гугле раздел «Картинки» и вбейте в строку поиска «Норвегия». Нравится? Тогда представьте:

Где-то на краю всего этого великолепия, в пяти метрах от Северного Ледовитого океана близ пляжа стоит двухэтажный домик с крышей из травы. Сквозь панорамные окна в пол виднеется полностью укомплектованная кухня и зона отдыха с телевизором и PlayStation. Прямо и направо по коридору просторная ванная с душевой кабиной и стиральной машиной. А вверх уходит лестница на второй этаж с пятью спальнями. Под ними же, на первом этаже, студия с кнопкой «rec» 24 часа в сутки, микшерным пультом, о котором всемирно известные звукорежиссеры говорят: «Тот самый», с великолепнейшим парком микрофонов, хранящихся в большом красивом комоде, где каждый ящик подписан соответственно, двумя изолированными, но визуально полностью открытыми комнатами для записи и с роялем в центре прекрасного зала, в узеньких окнах которого по всему периметру виден океан. Провода аккуратно развешены и промаркированы по цвету в зависимости от длины. У каждого музыканта имеется индивидуальный многоканальный пульт настройки мониторинга. Во всех студийных помещениях яркость света настраивается под личный комфорт каждого.

И вот теперь еще раз спросите нас, почему вот уже второй альбом мы пишем в Норвегии? Не знаю кто как, а ни мы, ни группа Ongkara не видим ни одной причины, по которой стоит променять норвежскую сказку на советскую обыденность.
Есть ли резон в 2017 году издаваться на физических носителях или хватит bandcamp'а и подобных сервисов? Злитесь, когда обнаруживаете свою музыку на торрентах?
Если вы о цели больших денег и бизнесе, то в нашем случае, из имеющихся Х и Y, при такой постановке вопроса, ничего не стоило начинать еще задолго до мыслей об издании, носителях и bandcamp’e. При наших оборотах сейчас совершенно неважно издаем мы кассеты, CD или еще что, и в чем смысл делать это в 2017. Мы хотим выпускать винил с норвежской записью.

А с торрентом у нас интересно: я специально заливаю музыку, и потом вычисляю по IP-адресу всех скачавших и съедаю их. Поэтому «скачавших» вы не видите в реальной жизни. А музыка там висит, можно рискнуть. Да, хоррор бывает не только в фильмах.