Kode9

«Даже фолк-музыканты используют электрогитары». Kode9 о развитии технологий в музыке, о месседже трека и о японских котах удачи.
Фото: Константин Леньков
Текст: Максим Адкин
Kode9
У тебя за плечами ученая степень по философии, опубликованная книга, многолетняя практика музицирования, продюсирования, преподавания… Можешь удивить или даже шокировать наших читателей еще какой-нибудь сферой деятельности?

Ну, ты перечислил все, что есть... хотя... Скайдайвинг.

Серьезно?

Конечно, а еще я премьер-министр Британии. Шучу, на самом деле ты перечислил все, чем я занимаюсь.

Где ты берешь большую часть ежедневной информации: телевизор, радио, сайты?

24 часа в сутки у меня включен канал новостей. Радио тоже работает постоянно.

А что по радио слушаешь?

Новости. Я постоянно их слушаю и смотрю, я зависим от них, к сожалению.
Как ты считаешь, действительно ли с увеличением роли интернета в жизни, с ростом информационного поля ценность музыки — да и остальных видов искусства — уменьшается?

Не думаю, что уменьшается, я бы сказал, она видоизменяется. Скачивание mp3, live-streaming, iTunes, возможно, вносят свою лепту. Ценность музыки меняется, и мы находимся в середине этого процесса, но еще не перешли к следующей стадии, которую можно как-то обозначить. Кто знает, куда мы придем.
Как тебе кажется, ожидают ли мир новые музыкальные революции в ближайшем будущем?

Обычно новые музыкальные течения появляются в связи с развитием технологий. Эйсид, хаус, техно, например. Эйсид родился из того, что технику использовали не по назначению, пытаясь воссоздать звук реальных инструментов. Опять же, можно вспомнить появление технологии тайм-стретчинга. Оттуда растут корни драм-н-бейса. Из скрэтчинга и семплирования вырос хип-хоп. И, по большому счету, все дело в объединении разных технологий. В целом, это очень важный и сложный вопрос.

А что насчет музыки, не связанной с подобными технологиями?

Большинство сейчас интересует именно электронная музыка, и для меня, как и для большинства, музыка неразрывно связана с развитием технологий. Даже фолк-музыканты используют электрогитары. Сегодня тебе просто не убежать от этого. Ну а если хочется петь, сидя в пшеничном поле... то, собственно, кто мешает?

Что для тебя важнее в музыке: форма или содержание?

Форма. Способ передачи для меня важнее самого сообщения. Даже в музыке со словами я больше обращаю внимание на звучание слов, на их ритм, гармонию, но не на значение. То есть 99% месседжа трека — это его форма,
1% — содержание.
В начале Hyperdb был черного цвета, потом ты обозначил яркие неоновые и флуоресцентные цвета… Какого цвета лейбл сегодня?

Сначала музыка была очень темной, да, позже появился синтовый и чуть более теплый звук... Ну а сейчас это спектр. Мы продолжаем присоединять новые жанры: пусть прозвучит замыленно, но сейчас Hyperdub — это не один определенный цвет, это спектр.
Kode9 на Эрарта Сцене
Расскажи о твоем сольном альбоме «Nothing». Насколько необычно было писать его в одиночку?

Это в принципе первый альбом, который я создал в одиночку. Работать одному было странно, но намного быстрее. Никаких двадцатых дублей вокалистов, никаких мучительных поисков бита. С другой стороны, работать одному сложно в том смысле, что не происходит диалога и обсуждения. Ну, то есть разговоры ведутся, но ведутся только в твоей голове.
Почему за столько лет у тебя так мало своих лонгплеев? То есть, конечно, на твоем счету много работ в иных форматах, но все же лонгплей — это большое концептуальное высказывание, которое оставляет больший след в сердцах фанатов.

Потому что я должен быть в нужном состоянии ума. Нельзя просто взять и записать альбом, потому что надо. Мне сложно дойти до необходимой кондиции, нужного настроения. Вообще это очень интересная и трудновыполнимая задача — ввести свой разум в нужное состояние, крайне деликатная операция, так сказать. Но, скажем, сейчас, когда я стал работать один, то заметил, что стал ускоряться. Конечно, хочется выпускать альбомы с перерывом не в 3–4 года, а, например, в 1–2 года. В идеале, конечно — каждый год, но нужна самодисциплина и максимальная концентрация.
Ценность музыки меняется, и мы находимся в середине этого процесса, но еще не перешли к следующей стадии, которую можно как-то обозначить.
Продолжаешь ли ты коллекционировать игрушечных котов? Появились ли новые интересные экземпляры?

О да! Я ведь коллекционирую котов удачи (манэки-нэко (яп.) — коты счастья, удачи с поднятой левой лапой — примеч. редактора). Так вот, недавно у меня появился кот неудачи из Гонконга. У него три глаза и поднята правая, а не левая лапа: в ней зажат нож, который кот вонзает себе в голову, и кровь стекает по морде.
Способ передачи для меня важнее самого сообщения. Даже в музыке со словами обращаю внимание на звучание слов, на их ритм, но не на значение.
медиапортал HITCH.SPACE
mail@hitch.space