Кирилл Даровских (Roof Music Fest): «Пока ты пробуешь — ты живешь»

Основатель фестиваля Roof Music Fest Кирилл Даровских о том, как найти свое призвание, с какими трудностями приходится сталкиваться на пути к мечте и о том, что нужно следовать зову сердца во что бы то ни стало.
Текст: Анастасия Романенко
Кирилл Даровских
Кирилл Даровских
Roof Music Fest — фестиваль, ставший уже неотъемлемой частью Петербурга. Сочетание хорошей музыки и вида с крыши на любимый город создает поистине романтическую атмосферу. Но кто стоит за этим и сколько усилий прилагает, чтобы радовать не только жителей, но и туристов, рассказывает один из основателей фестиваля Кирилл Даровских.
Кирилл, привет! Хочу поговорить не просто о фестивале, а о тебе и твоей истории успеха. В одном из интервью ты сказал, что был барменом, фотографом, инструктором и сомелье. Это по сути своей совершенно разные профессии. Почему ты так часто менял сферу деятельности?
Я искал себя, пробовал в разных сферах.
Заканчивая школу, была идея, куда двигаться дальше?
Были 90-е, тогда было все по-другому, и возможности другие. Лично у меня не было никакого понимания. Меня выгнали из школы после 9 класса -выдали личное дело и сказали, что больше меня здесь не ждут. У меня было плохое поведение, хотя оценки были очень хорошие. Я пошел учиться дальше: открыл перечень учебных заведений и буквально ткнул пальцем. И так я попал в Петровский колледж.
На кого ты там учился?
Учился на бухгалтера. Очень странная профессия. Пока я учился, она мне нравилась. Там давали образование в сфере экономики и финансов. А потом, когда на 5 курсе пошла практика, я понял, что что-то не то. (смеется). Получилось так, что я учился в колледже днем и поступил параллельно в Кораблестроительный университет на вечернее. Там, кстати, тоже был финансовый менеджмент. Суть в том, что они давали возможность засчитывать часы с колледжа в университет. В общем, в 20 лет у меня уже было высшее образование. И когда я закончил учиться, ко мне пришла мысль «что дальше?» Такая повсеместная история, когда молодых людей все время куда-то направляют, встраивают в систему «детский сад — школа — университет», а потом тебе говорят, что все, теперь сам выбирай, что ты хочешь делать. И ты приходишь в замешательство.
Кирилл Даровских
Кирилл Даровских
Как у тебя складывались отношения с работой по найму?
Мне мама предложила, пока я думаю, что же делать дальше, устроиться на крупное предприятие в экономический отдел. Я там год поработал. И я понял, что это совершенно не моя профессия, и оказывается, что пятидневку высидеть я не могу. Пришло понимание того, что я творческий человек, мне сложно сконцентрироваться на одной монотонной работе, тем более 8 часов в день у компьютера. В общем, я уволился. Хотя меня долго уговаривали, что это перспективная работа и через год я вырасту. Я с боем уходил.
Но ты не понимал, куда идешь?
Нет, совершенно. Я просто чувствовал, что это не мое и надо идти дальше. Потом следующие 6 лет, до тех пор пока я не открыл первый свой проект, я себя искал. Я работал полгода в бутике — продавал одежду, потом работал в гостинице администратором, потом я работал фотографом, барменом, инструктором по сноуборду. В общем, я перепробовал практически все.
Что не нравилось? Ну, например, работа фотографом — это же очень творческая интересная профессия.
Да, это очень классная профессия, но я работал фотографом в ночной светской хронике. И все это время клубы, тусовки — я просто устал в какой-то момент. Когда два года подряд ты ходишь чт-пт-сб в клуб, там уже творчества мало. Ты снимаешь людей, вечеринки, это уже превращается просто в ремесло. Плюс тебе там подливают, потому что все знакомые бармены. И, в общем, я понял, что я уже иду куда-то не туда. Где-то меня увольняли. Например, в гостинице. Я плохо подчиняюсь. Я не карьерист, короче говоря. Я раньше очень сильно из-за этого страдал: все мои сверстники уже чего-то достигли, а я в свои 25−26 еще работаю барменом и ничего такого серьезного не добился.
А что для тебя понятие «карьера»? Рост по карьерной лестнице в рамках одной компании? Ведь нельзя, сказать, что на данный момент твоя карьера не удалась — ты один из организаторов масштабного проекта.
В том понимании, что по ступенькам идти в какой-то компании у меня точно не получилось бы. Я для себя это понял через несколько работ. На самом деле, больше всех переживала моя мама, потому что я каждые полгода, 3 месяца кардинально менял сферу работы. Она меня все склоняла к «нормальной работе» где-нибудь в банке. Но я знал, что из этого ничего в итоге не выйдет. В какой-то момент я понял, что круто было бы заняться своим делом, но я пока не понимал чем.
У тебя не было внутренней паники по поводу того, что ты не знаешь, куда податься, где применить свои навыки и что нет определенного пути?
Была, но я очень быстро переборол это состояние. В 22−23 у меня была подростковая паранойя: жизнь летит мимо, я ничего не успею сделать. Но мой оптимизм взял верх. Я точно знал, что хочу свое дело. Работая в баре, я точно знал, что хочу открыть свой бар. Я представлял себе, как это будет. В общем, мне все время хотелось реализовать что-нибудь необычное и свое, но я пока не понимал, что именно. Просто приходили идеи. Я за все это время набирался опытом, знакомился с людьми. Единственная мысль, которая меня не покидала, что когда-нибудь это точно произойдет — я открою что-то свое. Я думаю, что это хороший совет для людей, которые также пока себя ищут: если ты чего-то хочешь, если интуитивно знаешь, куда тебе идти — надо держать эту мысль в голове и упорно двигаться в ту сторону.
Roof Music Fest
Roof Music Fest
Ты веришь в судьбу? Что все должно было сложиться именно так, чтобы ты оказался сейчас вот в этой точке и стал тем, кто ты есть?
Я думаю, все намного сложнее в нашей реальности, но если упрощенно, то да. Но ты сам создаешь события, делаешь выбор. Если бы я не уволился и не пошел бы на другие работы — я бы не познакомился с этими людьми и вряд ли бы что-то вышло. Все зависит от человека. Я видел людей, которые приезжали в Петербург с нулем в кармане, и видел петербуржцев, которые здесь живут и при этом не знают, куда податься и не предпринимают никаких попыток. Сидят такие аморфные. А приезжали ребята с другого города, снимали какой-то уголок, но у них был задор, энергия, они что-то делали. Под лежачий камень вода не течет: если ты что-то делаешь, значит обязательно что-то происходит. Кстати, я совершенно не знал, как вести бизнес. И мне кажется, это главная проблема многих молодых ребят, которые пытаются открыть что-то свое. Видно, что у них задор есть, идеи, деньги даже какие-то, а я сейчас со стороны смотрю и понимаю, что они скорей всего прогорят. Но этому тоже надо учиться. На самом деле, отчасти те знания, которые я получил на экономическом факультете, мне помогли: я знал, что такое бухгалтерия, как деньги считать, как инвесторов привлечь.
Когда случился переломный момент?
Меня уволили из бара. И это тоже послужило толчком. Я снимал с друзьями квартиру на Загородном проспекте, сидел и думал: «Так, что дальше? Мне 27, скоро 30, но результата в общем-то нет». Нет, конечно были мощные 7 лет после университета, которые я провел, работая в разных сферах, но не более. Я сидел тогда и думал, пока я буду искать какую-то нормальную работу, надо придумать что-то еще. И я начал прокручивать в голове то, чем мне хотелось бы заниматься и что я умею. Я понял, что мне нравится гибкий график, мне нравится общаться с людьми, мне нравится что-то новое. И потом прикинув все «за» и «против», что бы это могло быть, я пришел к мысли, почему бы не проводить экскурсии. К тому же я знал открытые крыши. А тогда не было официальных экскурсий по крышам и тем более только Вконтакте появился. Социальных сетей еще не было.
Ну вот пришла тебе идея. Как ты начал собирать людей, зарабатывать на этом?
Я отдал последние 15 тысяч за квартиру, у меня осталось пару тысяч на еду. Я сижу дома, мне пришла в голову вот эта идея: надо что-то делать. Прикинул маршруты, пошел проверил крыши. И примерно в тот же момент вышел фильм про Бэнкси — я чисто случайно попал на него. В итоге я решил, что можно дать рекламу в виде трафаретов. Я сел, вырезал трафарет. Тогда еще рекламы на асфальте не было. Купил краску и пошел рисовать. А потом позвонил первый, второй человек. И все пошло. Я не стал делать сложные экскурсии — выбрал более легкий формат. Потом мы сделали с товарищем группу в вк, стали уже заказывать профессиональные трафареты. И как-то все закрутилось.
Сколько вы брали за экскурсию?
Тогда они стоили дороже, чем сейчас. (смеется). Не было конкурентов, поэтому брали 800 рублей за экскурсию. И я не думал, что буду этим заниматься, думал, что лето перекантуюсь и что-нибудь найду. Я в первый раз за лето заработал тысяч 200. Больше, чем за предыдущие полгода работы. Потом пришла зима и я устроился работать в винный бутик, а летом продолжал водить экскурсии. На следующий год мы с Вероникой Петровской решили сделать первый проект. Гуляя по крышам, я думал, что экскурсии это круто, но чего-то не хватает. И мы с Вероникой пришли к мысли, что было бы здорово сделать небольшой концерт. На петроградке как раз был дом с ровной крышей. Мы договорились и затащили туда Ольгу Максимову вместе с арфой. Пришло 50 человек.
Roof Music Fest
Roof Music Fest
А у тебя не было ощущения, что может пойти что-то не так? Ведь это жилой дом. Ты ни с кем не согласовывал сам концерт, да и к тому же крыша — само по себе место опасное. Насколько я знаю, в итоге даже полицию кто-то вызвал?
Да, полицию вызвали. (Смеется). Я такой человек, если вижу цель — не вижу препятствий. Если есть идея, я сразу думаю, как это реализовать, я не думаю, что мне помешает. Потому что если об этом думать — то ты скорее всего этого не сделаешь.
Ты сейчас, спустя столько лет, какие-то шаги просчитываешь или все так же живешь по принципу «надо делать, а там будь, что будет»?
Сейчас, конечно, просчитываю. Опыт приходит. Во-первых, я поменялся внутренне — я повзрослел. Во-вторых, как бизнесмен, я уже столько шишек набил с Вероникой. И это опыт тоже. Сейчас есть целая команда людей, они получают зарплату и мы за них ответственны. У нас много зрителей и ведется очень серьезная работа. Прежде, чем сделать тот же концерт с Billy’s Band, мы садимся с командой и думаем, какую дату выбрать, какой гонорар, сколько он выступал до этого, сколько он будет выступать дальше, как он ротируется на радио, потом подключаем пиарщиков, составляем смету: звук, аренда, свет, пиар, зарплаты, расходы. Сколько заработаем, сколько билетов продадим, налоги, расходы фестиваля — и только тогда запускается все. Потому что раньше было так: приходила ко мне Вероника и говорила:

— О, есть Найк Борзов, давай сделаем концерт
— Давай, а сколько гонорар?
— 300.

Дорого, ну ладно, давай.
Договорились, сделали… и ушли в минус. Отстой. (Смеется.)

Мы выжили за счет того, что была идея. Моя учительница по экономике мне всегда говорила: «Если есть хорошая идея — это огромное преимущество в твоем бизнесе». Я почему придумал экскурсии по крышам и концерты — мне это казалось необычным. Соответственно, когда мы начали этим заниматься, мы тоже были те еще бизнесмены, если бы это была более тривиальная идея, мы бы скорей всего прогорели.
После первого не очень удачного концерта с Ольгой Максимовой, какая мысль пришла? Не было желания все бросить?
Как только полиция нас спустила на берег и Оля доиграла концерт, я говорю: «Вероника, это был первый и последний наш неофициальный концерт!». И мы решили, что надо делать официально. Буквально через неделю ко мне пришел друг и сказал, что есть крыша.

Кстати, почему полицию то вызвали — я сказал Веронике, что надо запускать партиями людей, а она видимо меня не поняла и повела сразу всех. И я смотрю: 50 человек поднимается по парадной, все шутят, смеются. Какая-то бабушка все это увидела, вызвала полицию, закрыла нас с той стороны. Но Оля Максимова 30 минут отыграла. Всем понравилось, это было на закате, хорошая погода. Все так кайфанули мощно, что когда приехала полиция — никто не парился. Нас попросили просто вежливо спуститься и все спустились.
На каких условиях вы договаривались с группами и площадками, ведь у вас же по сути не было никакого бюджета? На первом официальном концерте кто выступал?
Тоже Оля, у нас не было еще фестиваля, мы сделали три ее концерта. Мы тогда не думали, что нужно других артистов искать. Когда лето кончилось, я говорю: «Вероника, давай сделаем Roof Fest». Объединим все в какую-то серию, потому что продвигать это будет удобней. Она согласилась. Я начал площадками заниматься, а она — искать артистов. Так и получилось.
Roof Music Fest
Roof Music Fest
Какие критерии были при выборе артистов?
Ну мы для себя поняли концепцию примерную: мы решили, что раз это крыши, музыка не должна быть громкой. И мы начали подбирать команды, которые подходили: фанк, соул, джаз, инди-поп. И мы угадали.
Были отказы от артистов?
Отказов не было, было так, что мы не могли заплатить гонорар. Они всегда требуют вперед какую-то часть.
Я читала, что вы несколько лет были на самоокупаемости.
Я тебе скажу больше — мы и сейчас на самоокупаемости. У нас в прошлом году был спонсор. А так из своих денег вкладывали. В начале же концерты были небольшие, другой масштаб и площадки стоили по-другому. Звук был тоже попроще — звукорежиссера не было, приезжал человек — ставил звук. В первое время мы даже ничего себе не забирали — все, что зарабатывали, вкладывали в следующий концерт. И они так потихоньку росли и выросли.
Были провальные концерты?
Были, конечно. Проваливались продажи. Не так часто, но бывало. Ведь часть людей идет на артиста, а часть людей идет тусоваться именно на крышу. Но пару раз мы накалывались. Иногда продажи были хорошие, но крыша ограничена по вместимости. А расходов было столько… Иногда площадки просили до 100 тысяч за аренду. Это сейчас у нас аренды нет, потому что вышли на такой уровень, что 1500 приходит — они в баре напьют хорошо, все довольны. Спасибо ребятам с Dot, кстати. Они помогли нам вывести мероприятие на новый уровень, позвать новых артистов, которые собирают больше людей. У них был звук на площадке свой, а это круто. Потому что как раньше проходил концерт: пустая крыша, максимум ограждение есть. Ты арендуешь крышу, звук, навес для крыши, платишь гонорар, а иногда еще и привоз с отелем. В общем, несколько раз мы делали для себя концерты в ноль, потому что нам хотелось их сделать, хотелось привезти артистов для престижа, репутации. А партнеры тоже не дураки, они видят, что ребята работают с артистами такого уровня, значит, можно обратить на них внимание. Плюс публика у нас сформировалась интересная: люди от 25 до 40 лет со вкусом, пониманием, с деньгами — интеллектуальная тусовка. Это попадало под целевой сегмент многих компаний, которые хотели продвинуть что-то, у нас появлялись партнеры различные.
Кирилл Даровских
Кирилл Даровских
Инвесторов и спонсоров вы сами искали?
Инвестора мы так ни одного и не нашли. Мы же продаем воздух. У нас есть бренд и все. Инвесторы мы сами себе. Поиск спонсоров тоже отдельная работа. На это нужен отдельный человек. На этот год нам не удалось найти официального спонсора. В этом мире все решают знакомства. Если найти вот так человека и сказать: «Слушай, хочешь сюда 2 млн влить?». Вряд ли выйдет. Вот у меня есть знакомый, хочет открыть бар на крыше — они готовы дать под это деньги, ищем с ними сейчас объект. А вот так я бы захотел открыть бар, написал бизнес-план и куда с ним? Так можно долго ходить.
Что насчет твоей давней мечты — открыть свой бар?
Она есть, я от нее не отказался. У меня еще куча идей.
Концерты на крышах — это не предел?
Только часть, конечно, в планах много интересных проектов, это только начало.
А нет желания приобрести какое-то свое место для концертов?
Мы болели этой идеей очень долго, но опять на это нужны деньги. Мы сейчас пришли к такой модели бизнеса, что нам удобнее брать просто площадки. Фактически, бизнес-то сезонный. И он работает 5 месяцев. А потом эта площадка у тебя стоит. Окупаться это будет долго. Мы пришли к тому, что нужно привлечь инвестора.
Что вы делаете, когда не сезон?
Мы сейчас будем букировать артистов на следующий год, плюс у нас есть еще один проект «Классика в темноте» — мы делаем концерты в планетарии. Они проходят в полной темноте, только звезды подсвечиваются, а музыкант в краске неоновой. У тебя визуальный канал выключается, ты сосредотачиваешься на музыке.
Как ты думаешь, что самое главное в организации мероприятий? Если человек хочет заниматься этим, нужен ли опыт, чтобы начать, или нужно ничего не бояться, а просто брать и делать?
Я для себя понял, что есть 2 пути развития: формально ты поступаешь на работу, на самую простую должность, и начинаешь с нуля проходить эту лестницу, на курсы какие-то ходишь, а есть путь другой — ты просто берешь и делаешь сам что-то. Делаешь те же квартирники, например. Самое главное, чтобы это было интересно людям, иначе ничего не получится. Твоя идея должна быть заразительной. Надо чем-то выделяться. Это главный параметр — когда ты делаешь то, от чего тебя прет, то, что у тебя лучше всего получается, рано или поздно оно выльется во что-то большое. Поэтому если тебе нравится что-то делать от души — бери и делай.
Roof Music Fest
Билли на Roof Music Fest
Команду ты сам собирал? Что для тебя важно в людях, с которыми ты работаешь?
С Вероникой собирали. Взаимопонимание и доброта человеческая — самое важное. Понятно, что человек должен классно делать свою работу. Потому что если ты не классно делаешь свою работу — нафига ты нужен. Ты должен со всеми быть на одной волне. Когда вместе все звучат в унисон, то получается мощный поток. Нет никаких недопониманий, обид, злобы, зависти. Когда все довольны своей зарплатой, все довольны своим графиком, никто ни на кого не кричит, никого не штрафует, даже если кто-то ошибся. И создается такая гармония, что у всех все получается легко, приходят какие-то идеи. Я лично за свои годы видел очень много коллективов, даже в больших корпорациях — и там такие коллективы, конечно… Иногда зарплату могут не заплатить, менеджер может на тебя накричать. Иногда бывает так, что человек к нам приходит, он работает, а мы понимаем, что он крутой, но не наш. И он сам это понимает. Команда — это очень важно, это как твоя семья. И если у тебя в семье все хорошо, то у тебя и результат клевый. И самое главное — ты должен быть примером, лидером, ты не должен быть начальником.
Что для тебя успех?
Своевременное достижение поставленных целей. У кого-то высокий духовный уровень — успех, у кого-то материальный, у кого-то физический. А для меня успех — достижение целей, развитие на всех уровнях. Я вот поступил на режиссуру, если я окончу ВУЗ, это будет круто.
А почему ты решил пойти на режиссуру?
Я творческий человек, мне не хватает реализации, даже несмотря на всю мою деятельность. Мне всегда нравилось кино, всегда пробовал писать сценарии, а тут взял и отправил на почту — меня зачислили.
Есть такая точка зрения, что человек, который занимается всем — не занимается ничем. Ты согласен с этим?
Я думал об этом. У меня есть такая проблема — я хватаюсь за многое. Мир многообразен. Это с одной стороны минус, потому что ты не можешь сконцентрироваться на чем-то одном очень круто. Но с другой стороны, это плюс, потому что познаешь мир и у тебя набирается много опыта. Может поэтому я и выбрал режиссуру, потому что это синтез различных направлений.
Что ты пожелаешь людям, которые в начале пути и они пока не знают, чем им заниматься и как себя найти?
Пользоваться своим воображением, обязательно мечтать и придумывать что-то новое, потому что воображение — очень сильная штука. Бороться со страхами, предрассудками и глупыми убеждениями, потому что общество много чего навязывает того, что на самом деле тебе не нужно и часто твои цели, которые ты ставишь себе, и то, куда ты хочешь прийти, идут вразрез с восприятием других людей. Тебя будут твои друзья отговаривать, родственники, коллеги, твоя голова иногда будет тебя отговаривать. Но ты все это должен отметать и делать то, что тебе хочется, то, что подсказывает тебе где-то внутри разум или сердце. И делать. Всегда пробовать. Не получилось — еще раз попробуй, ничего страшного. Еще разок, еще разок. Пока ты пробуешь — ты живешь. У тебя будет что-то получаться, потом не получаться. Мы же, когда маленькие, сколько раз падаем, чтобы научиться ходить. Никто же не бросает. А потом когда становишься взрослым — попробовал раз, не получилось, и все: все отстой, я неудачник, не буду этим заниматься. Это неправильно. Нельзя сдаваться. Надо всегда идти и делать. И делать то, что хочется. Обязательно заниматься тем, что приносит тебе кайф и дает энергию. Если бы все люди в мире занимались тем, что им реально нравится — мир бы, конечно, был другим. Смотришь порой вокруг и думаешь: как много людей делают то, что им делать не нравится. Многие привыкли быть пассивными. Вот жизнь несет куда-то, осознанности нет никакой, и приносит в конечном итоге куда-то непонятно, и ты такой: «блин, иллюзия рухнула, жизнь подошла уже к концу, то, что хотел — не получил, как хотел — не пожил, тут себя ограничивал». И зачем ты вообще жил?
Твоя мама гордится тобой?
Моя мама вздохнула с облегчением. Она сначала очень боялась. Она всегда говорила «будь осторожен». Но, с другой стороны, она была счастлива, что я наконец-то делаю то, что мне нравится. Это, кстати, очень важный момент — когда тебя родители поддерживают. Мне с этим повезло. Моя мама всегда меня поддерживала во всех движухах, она могла быть недовольна. Но она терпеливо ждала и дождалась. Сейчас она за меня спокойна, она часто ходит на мои концерты, бабушка моя приходит на мои концерты, мамины друзья. С бабушкой мы делаем вино домашнее на кухне — у нас это маленькое хобби. Родители должны верить в своих детей, а не науськивать, не ограничивать, не выражать свою неуверенность. Просто верить и тогда все будет.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть