Пособие для начинающего

Как стать известным музыкантом

Итак, ты решил собрать группу.
Куда податься? Как начать?
Антон Старостин
Лидер группы Brightt
Антон Старостин, лидер группы Brightt, расскажет и покажет на своем примере, как стать известным музыкантом. Начнем с миссии…

Миссия: я музыкантом стать хочу

Так просто собраться на репетиционной точке и записать гениальный альбом! Получать миллионные прибыли, признание миллиардов людей, близость с тысячей женщин. О да, ты настоящая рок — звезда! Ведь ты же этого просто захотел! Значит, так оно и будет!
Причем выстрелит непременно первый альбом, команда, идеально подходящих друг другу гениальных музыкантов и людей найдется по одному объявлению на заборе. А как только ты выложишь свою музыку на страницу с тысячей друзей «ВКонтакте», она моментально разлетится по всему миру и через неделю тебе уже позвонят с Universal Music Group c восторженными возгласами о том, что «такого они ещё не слышали» и тут же предложат контракт.

Правда, ты их не поймешь, потому что еще не выучил разговорный английский, приехав в Лос-Анджелес в кредит, ты пропустишь половину кабальных пунктов многотомного контракта, твой долг мейджору будет с каждым годом расти и через три года ты умрешь от передозировки наркотиков и осознания того, что «ты не хотел такой жизни», полной тяжелого физического труда, стрессов, клеветы, грязи, судебных процессов и бездонной тоски по своей родной России-матушке.
Возможно, твой стадион ждет тебя в 60 лет, и это будет единственный стадион перед инфарктом.
К счастью, от этого есть спасение, оно называется «длинный творческий путь». Это годы изменений в самом тебе и постоянное переосмысление себя и своего места в этом мире. Возможно, через год голой веры в мечту ты сдашься и скажешь, что это не для тебя. И если ты сможешь без этого жить — это не дело твоей жизни. Это не твой путь. Если же нет — вперед! Возможно, твой стадион ждет тебя в 60 лет, и это будет единственный стадион перед инфарктом. Служение — превыше всего.
Brightt

Как найти музыкантов. Начало. Собираем группу

Времена, когда музыканты собирались после знакомства в университете или на вечеринках были совсем недавно. Я ещё успел их застать. В 2009 меня пригласил играть в группу знакомый с кафедры, на два года старше меня. Сейчас всё гораздо проще, особенно в столицах.
Найти музыкантов для создания группы
не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд.
Рекомендую группу «Музыканты — Музыкальная барахолка». Все, кто когда-либо играл со мной в Петербурге за одним исключением, были найдены здесь.

Как это работает? Пишем объявление, максимально искренне и креативно, однообразного уныния там и так хватает. Принимаем сообщения от кандидатов. Советую сразу залезать на страницу претендента, включать «чуйку» и ментально считывать инфо, прежде чем встречаться вживую. Очень помогает. Аудиозаписи, фотографии, личная информация. От страницы аура читается не хуже чем при живом общении.

Прослушивание и знакомство

Назначай встречу на репетиционной точке, к которой ты уже был и в звуке которой ты полностью уверен. Личная встреча и присутствие человека сразу скажет тебе обо всём. Запомни, первое ощущение, которое у тебя возникло от человека — самое верное. Потом он может оправдываться, убеждать и обещать что угодно. Восприятие притупляется и сбивает тебя с толку. Если претендентов много — это хорошо, но, как показывает практика, при грамотном отборе через переписку «ВКонтакте» остается два-три.

Стандартное репетиционное время три часа. Можно назначить двух-трех претендентов, чтобы сэкономить время, но я слушаю одного человека на одной репетиции. Затратно, зато ты можешь спокойно пообщаться с человеком в перерыве, выяснить его цели занятия музыкой, спросить то, что важно тебе и ему в вашем сотрудничестве. И претендент чувствует себя комфортно. Всё-таки любая профессиональная среда достаточно небольшая, и если вы расстанетесь с этим человеком в хороших отношениях, в будущем он может оказаться важным элементом твоего успеха. Желательно первым найти гитариста. Затем барабанщика и басиста. Это наиболее приемлемая последовательность, при которой начинать репетиции можно уже вдвоём и постепенно подключать к процессу остальных. Но в жизни случается абсолютно по-разному.

Итак, состав собран. Наконец, ты подобрал то, что нужно.

Встретимся на репетиции

Буду говорить только за Санкт-Петербург. В Москве ситуация, возможно, похожая, во всех остальных городах — не знаю. Есть несколько хороших точек, с приемлемым звуком, на которых можно создавать, а не просто выдавливать себе уши в пьяном угаре или унынии. Восемьдесят процентов предлагаемых помещений либо слишком малы по площади, либо неграмотно звукоизолированы, либо оснащены оборудованием только для тяжелых жанров рока.

Кстати, ни на одной репетиционной точке я не видел экранов для барабанов, для детализации остального звука. Неужели это никому не важно?
Мы репетируем на Music Workshop, Казанская 7. Если там всё занято, есть еще P. S. Studio на Пушкинской и Live’n’Loud на Александра Невского. В залах этих точек достаточно места для комфортного размещения четверых человек, продуманная акустическая изоляция, встретят вас приветливые администраторы и вкусный чай на перерывах. На крайний случай — Mankra на Горьковской. У этой точки один большой зал, остальные более комфортны для трех или двух человек. Остальное для нас неприемлемо по звуку. Хотя, надо сказать, что в последнее время ситуация начала улучшаться. Возможно, лет через пять большинство точек приведут в нормальное состояние.

Стоимость репетиции сейчас варьируется от 800 до 1400 рублей в зависимости от самой репетиционной базы, времени проведения репетиции и количества репетирующих.

Итак, вы начали работать и пришло…

Время музыку создавать

С нуля создавать материал вы будете долго и упорно. В первые полтора года о записи можешь даже не мечтать.
Хорошо, если никто не сбежит через два месяца. Значит, ты красавчик и не допустил кармических ошибок, за которые тебя стоит наказать сменой десяти составов прежде, чем что-то получится. У меня таких составов было три до записи первого альбома. В итоге альбом мы записывали втроём со знакомым саундпродюсером и барабанщиком. С четвертым составом работаем больше года.

Раскрою страшную тайну. Коллективы бывают нескольких типов. Тут уже тебе решать, что ближе и чего хочется.

Музыкальный коллектив

Три основных типа музыкальных групп
1
Мы команда
Друзья не разлей вода, братья по духу, собравшиеся в гараже в свои 16−19 лет и преодолевшие все трудности вместе. Вот теперь стоят на стадионе без малейшей смены состава (Coldplay, Radiohead, Muse, U2, Beatles, Rammstein).
2
Лидер + все остальные
Лидер ведет группу. Без него группа не будет существовать. Либо он поднимает группу до самых высот и с его уходом группа остаётся в сознании людей именно с этим человеком. Он мечтает о команде и радеет за единство, но у него, как правило, есть свое видение, с которым музыкантам приходится считаться. Результат — постоянные смены состава и поиск тех самых ребят на протяжении нескольких лет, а то и вовсе всю карьеру (Queen, Аквариум, Scorpions).
3
Артист-одиночка
Сочинение материала самостоятельно, запись на студии с сессионниками, живые выступления с ними. Все просто, четко. Но есть побочный эффект — музыка в большинстве случаев получается пресной, нет слияния ментальности, что и дает «вкусность» командному искусству. Правда, есть еще покупка песней у авторов, но это уже — полноценный поп-проект. (Практически все сольные исполнители США, Великобритании, Европы, России и всего остального мира).
Brightt

Отрепетировали. Пора выступать

Рекомендую начать с конкурсных фестивалей: Revolution и Emergenza. Это прекрасный старт и быстрое погружение в клубную среду. Здесь вы сразу же поймете, как работает независимый музыкальный коллектив (а у вас путь пока только такой), какие навыки необходимо прокачать, чтобы заявить о себе и остаться на плаву.
Создатель и главный организатор фестиваля REVOLUTION — Алексей Мурашов с радостью примет вас в ряды фестиваля, если вы круто звучите вживую, у вас есть доказательство этому на видео и вы готовы заполнить залы своими друзьями и фанатами. Вашим преимуществом будет высокое качество исполнения либо эпатажное шоу. Победитель получает летние фестивали, звукозапись в подарок, ротации и эфиры на радиостанциях и много других вкусностей, включая турне лучших коллективов по городам России! (для нас это было первое турне) В общем, всем советую!

В Emergenza вас научат продавать билеты своей аудитории, составлять списки. У меня осталось двоякое впечатление от этого фестиваля, но свой бесценный опыт мы получили. Выиграв здесь, ты можешь получить выступление в Германии на одном из крупных фестивалей. В любом случае, любой конкурсный фестиваль — это площадки и выступления. И это прекрасно. Кстати, в Emergenza предпочтительней идти с тяжелой музыкой — больше шансов на успех.

Алексей Мурашов
Басист группы «Скворцы Степанова» и организатор Revolution Festival

Концертные площадки

Клубов в Санкт-Петербурге много, но не все они хорошие.
Половина всех клубов в Питере — это одноэтажные полуподвалы, где до потолка можно дотронуться рукой, как правило, выкрашенные в черный цвет. Это пережиток андеграунда 90-х, который, очень надеюсь, скоро исчезнет как основной вид маленьких клубов. Есть современные, приятные бары, которые совсем недавно были пристанищем хипстеров, сейчас же это просто хорошие небольшие площадки. Со всего этого великолепия вам и предстоит начать.

Первый год своего концертного существования нужно соглашаться буквально на все, что предлагают. Так, вы пощупаете сцену и разберетесь что делать, когда вышел из строя последний провод и вместо пяти нужных дибоксов у вас всего ноль. Рекомендую для этого «Манхеттен», Fish Fabrique Novelle, Horror Bar.
Далее может подойти «Биржа Бар», VinyllaSky, Union. Это как раз полухипстерские, а где-то и полуэлектронные, атмосферные места, в которых приятно находиться и ты чувствуешь себя в Питере 2000-х.
Гонорар артиста напрямую зависит от количества людей, которое он собирает
Первые выступления в небольших клубах бесплатны. Ваши первые слушатели — друзья и родственники. Сеты проходят в солянке с еще несколькими группами. И так до тех пор, пока не усвоите основную формулу, до которой я дошёл совсем недавно: ГОНОРАР АРТИСТА НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА ЛЮДЕЙ, КОТОРОЕ ОН СОБИРАЕТ. Мой любимый пример с группой The xx, прочтенный в одной из статей. В 2009-м, у них было забронировано несколько выступлений в Европе в залах, вместительностью 200−400 человек, но в это время выходит их альбом, который в короткие сроки становится очень популярным и промоутерам приходится перенести концерты в клубы на 800−1000 человек. Гонорар группы растет соответствующе.

Когда вы стабильно собираете 100−200 человек и маленькие клубы уже не вмещают ваших слушателей, пробуйте договориться с более крупными площадками. Теперь вам может подойти Jagger club — прекрасная площадка и следующая ступень после маленьких клубов и баров. Далее ждут концертные площадки среднего уровня, такие как «Зал Ожидания», Opera Concert Hall, Aurora Concert Hall. Их вместимость от 400 до 1000.

Самая крупная сцена, на которой нам пока довелось выступать — A2. Мы играли на разогреве ирландской команды KODALINE. Для меня — это самая комфортная по размеру и звуку площадка, на которой я играл. Кстати, беклайн для выступления нам обошелся в десять тысяч рублей.

Brightt разогревает Kodaline в A2 Green Сoncert.

Все началось с того, что нам позвонили из PMI. Через пару дней — пятитысячная площадка, комфортабельная гримёрка, живое общение с Kodaline и две тысячи зрителей в зале, слушающие нашу музыку.

В общем, чтобы тебе платили гонорар, ты должен его заслужить. На твоих концертах должно регулярно появляться определенное количество человек. 50, 100, 200, 500, и так далее. Со временем арт-директоров клубов можно будет убедить в состоятельности проекта, и вам начнут платить фиксированный гонорар, который вам нужно подтверждать каждый раз количеством людей в зале. До этого — почти всегда только процент с билетов и работа за еду. А на это у разных групп уходит от нескольких лет до нескольких десятилетий.

Выходим в свет

Продвижение.
Начну с прекрасной мысли основателя InSimple, Алекса Николаева. Что такое продвижение? Куда и что нужно продвигать? Зачем продвигать? (В голове сразу рисуется образ ледокола, пробирающегося через арктические льды). Цель артиста — рассказать о себе как можно большему числу людей. Искать возможности для как можно более масштабной трансляции своего искусства. Притянуть своих слушателей к себе. Поэтому себя нужно не «куда-то продвигать», а расширять вокруг себя информационное поле.

Вот так. Все с точностью до наоборот.

«ВКонтакте», Facebook, Instagram, Soundcloud, Twitter, Musicmama, Bandcamp. Это базовые соц. сети, в которых вы обязаны присутствовать. К примеру, все артисты Black Star по контракту обязаны обновлять контент в соц. сетях раз в пять дней. Постарайся это делать хотя бы два раза в неделю во «ВКонтакте» и Facebook, через день в Instagram (да, это должен быть инстаграм коллектива, а не твой личный), и периодически заглядывай в остальные соц. сети. Тебя нет в соц. сетях — тебя, как артиста, не существует в принципе.

Финансы

Расходы и слезы.
Запись песни на студии в среднем обойдется в 40.000−50.000 рублей. Это минимум. Запись альбома, соответственно 400.000−500.000. Это по-простому, без вывоза барабанов для записи в церковь. Час записи на студии стоит от тысячи до двух. В зависимости от уровня студии. Работа сессионного музыканта — от полутора тысяч рублей в час и более. Это только музыкальный материал. Можно, конечно, воспользоваться помощью знакомого продюсера и записать всё на компьютере с помощью семплов. Выйдет дешевле и, возможно, звучать будет качественнее, но барабанщик может обидеться. Правда, можно найти музыкантов уже после записи на готовый материал. Тоже рабочий вариант.
Теперь думаем о промо. Есть версия, что при грамотном использовании бюджета от 5 тыс. до 10 тыс. р. в месяц на продвижение Вконтакте, через год можно выйти на наполняемость залов в 500−800 человек. Сам ещё этого не проверял, но создатели всевозможных вебинаров для музыкантов расскажут и наглядно продемонстрируют.

Цена за разогрев топового западного артиста начинается с 50.000 р. Это даст опыт работы на большой площадке и несколько десятков новых слушателей в соц.сетях.

В общем, будь готов вложить в свое детище от 500.000 р. до бесконечности, прежде чем начать получать отдачу, не говоря пока об окупаемости.

Мир вокруг нас

Гугл в помощь.

В общих чертах познакомиться с современным положением дел можно в интернете. Набираем в Google запросы «музыкальная индустрия», «музыкальный бизнес», и поехали. Читаем до тех пор, пока разрозненные в голове куски информации не превратятся в упорядоченную систему. Для более продвинутых — ищите по запросу «Основы музыкального бизнеса». Узнаете как все устроено, почему паблишер это так же важно как лейбл и как увязать всё музыкальную упряжку лошадей в стройный работающий механизм.

Также советую эти группы:


В них регулярны выкладываются анонсы вебинаров и живых встреч участников современной российской музыкальной индустрии. Правда, большинство встреч в Москве, Питер в этом плане пока немного мертвый. Но, если постараться, можно что-то и здесь найти.
Музыкальные конференции и Шоу — кейс фестивали. Colisium — прекрасная информационная площадка о современном положении в музыкальной индустрии. Подробная инструкция о том, как подготовиться к этому событию.

Живое взаимодействие с менеджерами, организаторами фестивалей, промоутерами и другими представителями музыкального мира. Кстати, есть возможность попасть сюда, являясь участником конкурсных фестивалей, о которых рассказано выше.
Colisium
Colisium
Отраслевая конференция музыкальной индустрии, проводящаяся с 2007 года.

У тебя всё получится

Чувствуешь это? В дни сомнений, в дни тягостных раздумий. Чувствуешь, что тебе суждено пройти определенный путь? Что бы ни случилось. Это и есть дыхание твоей миссии. Береги это.
Порой, это все, что у тебя будет, для того, чтобы двигаться вперед. Эра рок-звезд закончилась. Сейчас будет что-то другое, нечто новое. Но стадионы собирать по-прежнему реально и это достойная цель, если твоя цель — подарить людям свет и любовь, дать им силу и правду. Да и с другими намерениями создатель просто не пустит тебя в такие чертоги.
Подпишитесь в Телеграме,
чтобы узнавать о новых интервью.
медиапортал HITCH.SPACE
mail@hitch.space