«Искусство оскорблять»

личное мнение
Автор: Глеб Глядо
Знаменитый российский журналист Александр Невзоров читает цикл лекций «Искусство оскорблять». Он не дает четкой инструкции, как грамотно оскорбить человека. Неврозов ведет со зрителем душевный разговор «за жизнь» и немного о политике. Об оскорблениях, как таковых, журналист упоминает единожды: «Человек может эффективно оскорблять, когда он будет полностью освобожден от стереотипов». Освобождение от стереотипов, канонов и косности ума — главный посылом лекций. «Везде, где вы видите запрет, миф, стереотип, надо немедленно нарушить его и для себя сказать, что все то, что считается вековечным, принятым, устоявшемся, как правило, — либо вранье, либо не имеет к мышлению ни малейшего отношения». Мы узнали у представителей петербургской молодежи, что они думают об этом высказывании и каково мнение о Невзорове.
Я уже была на его первой лекции и решила пойти на следующие. Я думаю, это все специально растянуто на четыре раза, потому что выгодней, чтобы люди пошли на каждую из этих четырех лекций, а не только на одну. И поэтому так много «воды» (разговоров о науке, религии и о самом Невзорове, конечно). Лично мне просто интересно его слушать. Невзоров утверждает, что, только сломав стереотипы можно освободить свой разум, но, по-моему, даже он сам следует стереотипам и определенным моделям повеления. Он как выбрал роль такого скандального и противоречивого журналиста эпохи 90-х, таким же он остается и сейчас. Так что, я думаю, нельзя говорить, что мифы или стереотипы вранье. Совершенно не обязательно их ломать, да и это, наверное, невозможно. И как это «не имеет отношения к мышлению»? Если так подумать, мы все мыслим в определенных рамках, это наша естественная часть мышления. Без этого творилась бы какая-то вакханалия.

Ирина Алексеева
PR-менеджер
Александр Невзоров
Александр Невзоров
Я считаю, что утверждение Невзорова немного отдает максимализмом и перебежками из крайности в крайность: «везде», «всё». Важно понимать, что стереотипы берутся не из ниоткуда и не на пустом месте. Если миф, запрет, стереотип появился, значит, определенно, была причина. И, следуя элементарной логике, все это не может быть полностью враньем, как и полностью правдой. Думаю, полное отрицание стереотипов очень схоже с их безоговорочным принятием — в обоих случаях критический образ мышления обходят стороной.

Я бы перефразировал утверждение так: «Везде, где вы видите запрет, миф, стереотип, надо немедленно ОБДУМАТЬ его и для себя сказать, что все то, что считается вековечным, принятым, устоявшемся, как правило, — НУЖНО АНАЛИЗИРОВАТЬ, ИНАЧЕ БЕЗ АНАЛИЗА все это не имеет к мышлению ни малейшего отношения.

Антон Багнер
студент
Александр Невзоров
Александр Невзоров
О Невзорове впервые услышал после фильма «Чистилище». Будучи маленьким, всегда тянулся ко всему отвратительному. Однако, по прошествии лет, данная фигура стала интересовать в другом контексте. А именно в вопросе карабахского конфликта. Сравнивая выступления Невзорова в начале 90-х и его последние записи, становится очевидно, что критический склад ума заставил его сменить угол обозрения данной проблемы.

С цитатой не согласен. Поскольку:

1) Мифы настолько срослись с нашим миропониманием, что некоторые не в силах отличить их от реальности. Мы живем в окружении мифов. Дышим ими. И для некоторых они стали неким компенсаторным механизмом. А есть особенные мифы, разрушив которые, мы узреем себя со столь невиданных сторон, что просто не сможем свыкнуться с этим. Также подобный расклад чреват крушением многих устоев, веками являющихся, по сути, подпоркой для человеческой цивилизации. И здесь впору привести цитату Лавкрафта: «Мы живем на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далекие расстояния»; а также вспомнить замечательную киноленту «Матрица».

2) Критически мыслящие люди невыгодны в современном потребительском мире. Ведь сытый и глупый лежебока является идеальным гражданином. Он не возьмёт в руки биту, не пойдет против злого дяди, заставляющего его вкалывать по 12 часов, и платить сомнительные взносы в не менее сомнительные фонды. Он сытый потребитель, живущий в мифическом мире права выбора. Мыслящие люди являются Сизифами, которые постоянно пытаются донести светлую мысль на общественную вершину, но…, впрочем, и так ясно.

Баязид Рзаев
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин