Никола Мельников — композитор-неоклассик и электронный продюсер из Москвы. 20 из 24 лет Никола профессионально занимается искусством игры на фортепиано. Его первый альбом был в мировом топ-100 iTunes.

Никола выступал и создавал саунд-дизайн для церемонии открытия Финала Чемпионата Мира по Шахматам в Нью-Йорке (2016), недели Моды Haute Couture в Париже AW 15 / SS 16, гала-ужина Захи Хадид в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

В 2017 году Никола перезапустил музыкальную карьеру новым электронным лайв-шоу с собственным вокалом, выступив в городской ратуше Стокгольма в Швеции с аудиовизуальной инсталляцией «Cognition» в коллаборации со студией «Radugadesign».


Вы упоминали в Facebook, что давно хотели сделать концерт с оркестром, почему?

Концерт с оркестром для меня прежде всего масштабирование моего творчества — ведь я начинал с фортепиано соло, потом добавлял электронные подложки, потом синтезаторы в свой лайв, в новом альбоме будет даже мой вокал — мне кажется, мой девиз это «too much is never enough».

Как я знаю, на концерте вы исполните произведения из альбома, который выйдет в следующем году. Почему путешествия стали темой для нового альбома?

Путешествия для меня — основной источник для вдохновения! После поездок я всегда хочу создавать, мне хочется рассказать обо всём что произошло, но не на словах, а музыкой. Только за 2017 год я посетил уже 10 стран, и я думаю до конца года этот список сильно увеличится.

В одном из интервью, вы говорили, что в Америке джаз играют везде. Как вы относитесь к джазу?

Я обожаю джаз. На первом своём джазовом концерте в США, в качестве зрителя, я сидел с открытым ртом, как ребёнок. Для меня это было волшебством, то, что делали те музыканты. Примерно 3 года назад я работал арт-директором в пиано баре «Mandarin», и за те годы я пригласил очень много талантливейших музыкантов в том числе из области джаза, что дало мне представление о том, насколько классные музыканты есть у нас в России.

Добавление электронной музыки к классической — это временная тенденция? Классическую музыку слушает достаточно узкий круг людей, как помогает электронная музыка увеличить количество слушателей классической?

На самом деле я очень чётко разделяю эти два жанра — ведь грань между ними очень тонкая: очень легко сделать что-то пошлое и грубое. Для меня всё временно — я не могу чётко сказать чем я буду заниматься через 5 лет, но познакомить обе аудитории, избавить их от шор, от радикальных взглядов по отношению к жанрам музыки — возможно, это одна из моих главных задач.

Какие музыкальные тренды/жанры/стили вас восхищают в других странах?

Тренды вещь очень временная — поэтому не могу сказать, что меня что-то восхищает. На данный момент мне нравится, как развивается музыкальная культура в Европе. Нравится то, что артистам не хватает одной лишь только музыки, и они делают новые акценты в области визуальных технологий. Я сейчас стараюсь двигаться в этом же ключе, и в моём новом шоу это будет заметно.

Когда вы в первый раз стали играть техно и соединять с фортепиано?

Я начал свои первые диджейсеты в 2012 году, но именно в сторону техно и хауса я пришёл в 2014 году, в 2015 мне захотелось попробовать смешать то, что я умею лучше всего, и то, в чём мне хотелось бы развиваться.

Никола Мельников
В чем особенность создания саунд-дизайна?

Особенность в том, что необходимо олицетворять в музыке каждое движение и вздох, каждый взгляд и поворот камеры. Если речь идёт о графике, то попытаться найти «тот самый» нужный звук, который ассоциируется с теми или иными линиями, найти нужный момент («точку золотого сечения»), сделать кульминацию в нужном месте и довести людей до нужного состояния.

Расскажите про создание саундтрека к фильму «Aestetik»? Как проходил процесс?

Мои друзья Макси Шилов и Михаил Полежаев долго рассказывали мне о идее фильма про скандинавский дизайн. Я уже давно знал о талантах этих людей, и для меня было удовольствием поработать с ними. Весь саундтрек я написал за один вечер, потому что на следующий день я улетал на месяц. Просто закрылся в студии на весь день, и как-будто принимал сигналы и просто передавал их в Logic Pro 9 (программа в которой я пишу музыку). Очень было приятно, когда ребята сразу же подтвердили всё, что я прислал. Один из моих любимых проектов, и на самом деле, ещё одна моя мечта — написать для полнометражного фильма.

Как, по-вашему, музыка в фильме влияет на восприятие зрителя?

Музыка в фильме — этот как дирижёр в оркестре. Именно он решает, когда ускорить темп или замедлить, какая группа оркестра солирует в данный момент. Именно музыка заставляет нас чувствовать ком в горле и подкатывающие слёзы. Поэтому так резко бросается в уши плохой саундтрек, или наоборот, очень хороший. Нам либо очень скучно, либо мы погружаемся в фильм целиком и полностью.

В фильме ваша музыка звучит очень медиативно. Почему вы решили написать именно такую музыку?

Я думаю, природа Скандинавии сама по себе очень медитативна. Там хочется размышлять, любоваться истоками нашей планеты. Нет нужны в спешке, нет злых, тёмных эмоций.

В «Aestetik» есть фраза про то, что мы всегда «оглядываемся» на природу, хотим подражать ей, хотим выразить красоту. Что выражает больше всего ваша музыка?

Моя музыка — это Любовь к женщине, к матери, к природе. Любовь — это главное.

Кто нравится из современных исполнителей (российских или зарубежных), чью музыку вы считаете «настоящей»?

Если говорить о современной классике — то это Нильс Фрам, Олафур Арнальдс, нравится такие электронные проекты как Bob Moses, Moderat, нравится своей невероятной музыкальностью группа London Grammar. Все эти музыканты «настоящие», музыка явно идёт от самого нутра, так как это должно быть.

Какие трудности могут встретиться в смешении разных жанров?

В любом случае если смешиваешь «цвета», они должны сочетаться между собой. Они могут быть совсем разные, но правильная последовательность может сделать их родственными. Так как в музыкальных тональностях, при модуляции ты можешь сделать переход в тональность первой, второй или третьей степени родства. Третья степень невероятна далека от оригинальной тональности, но всё же между ними есть «та самая дорожка», по которой можно прогуляться и найти правильный путь.