В далеком 2013 я ездила в танцевальный лагерь в Италию, где и встретила впервые Ивана — молодого талантливого танцора и хореографа. Кто бы мог тогда подумать, что спустя несколько лет он улетит в Калифорнию и начнет выступать на одной сцене с легендарными артистами. Эта история жизни только внешне похожа на счастливую сказку, в которой все «по маслу», мы же решили как обычно капнуть чуть глубже и узнать о подводных камнях, преодолении себя и непростом пути навстречу своей мечте.

Иван Прохиро

Я просто не могу себе позволить сильно расслабляться.

Расскажи немного о себе: где ты родился, почему решил переехать в Петербург и связать свою судьбу с танцами, как начал свою карьеру хореографа?

Я родился в городе-герое Пенза 25 сентября 1989 г. Но прожили мы там недолго и переехали в г. Рыбинск, Ярославской области. Там я и провёл следующие 17 лет. В раннем возрасте родители заметили мою тягу к ритмичным движениям под музыку и решили отдать меня в балетную школу современной хореографии Ю. В. Калашникова.

Первое время я сопротивлялся, так как мне было сказано, что это то же самое, что и каратэ (а я хотел именно на каратэ), а потом проникся, и лет с 9 даже начал сам ездить на автобусе на занятия 3 раза в неделю. Честно говоря, я очень долго не рассматривал занятие танцами как свою карьеру и долгое время хотел поступать в ВУЗ на юриста или врача, но каким-то немыслимым образом, буквально за полгода до вступительных экзаменов, сидя на кухне за разговором с мамой и мучаясь в выборе профессии, вдруг ко мне в голову пришло решение. Без преувеличения, это было своего рода озарение!

Выбирали между Питером и Москвой. Но перевесила всё-таки культурная столица, немалым образом способствовало то, что и мой первый учитель закончил тот же ВУЗ, в который в итоге я и поступил, и я даже успел поучиться у его учителей в том числе. Это Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов, кафедра хореографии. Именно так я осознал, что навсегда свяжу свою жизнь с хореографическим искусством.

Помнишь свой первый мастер-класс/урок в качестве хореографа? Какие чувства испытывал?

Здесь стоит разграничить профессии. Хореограф — это постановщик, создатель, а тот, кто преподает мастер-классы в танцевальных студиях — это преподаватель, учитель. Я начал придумывать собственную хореографию, когда еще учился в балетной школе, мне было лет 14 на тот момент. У нас ежегодно проходил внутренний конкурс собственных постановочных работ и я старательно учился воплощать внутреннее вдохновение в танцевальную постановку, не забывая про сюжет или стилистику. Откровенно скажу, было очень не просто по началу! И придумывал как и сольные номера, так и массовые и, наверное, именно тогда я и стал преподавателем первый раз, когда обучал своим движениям других ребят. А профессионально учить танцу (за деньги) я начал на первом курсе университета в 18 лет. Пришёл в первую попавшуюся студию танца, меня посмотрели и приняли на работу. Так все и началось! Я преподавал Хип-Хоп хореографию. Особенного волнения не помню, но помню, что я как-то сразу был уверен в себе и каждый раз был готов к уроку. Знал, что буду показывать и чему учить ребят. Это было очень увлекательно и кайфовал от классов каждый раз!

Одно из выступлений Ивана Прохиро в Америке

Было ли у тебя за всю карьеру моральное выгорание, когда ты думал: «Все, танцы — это не мое, пора менять профессию»?

Сложный вопрос, хотя и очень простой. Наверное, я совру, сказав, что таких мыслей у меня никогда не было. Но они были немного другого характера и начались они сравнительно не так давно. Скорее мои «тяжелые мысли» связаны с разочарованиями и испытаниями в новой профессиональной среде, ну и, конечно же, поиском ориентиров и целей в карьере. В основном, это связано с переменой места жительства и началом новой жизни (об этом речь пойдет ниже). Но про то, что «танцы — это не мое», я никогда не думал. Видимо, это все-таки мое!

Мы с моей женой все время смеемся, что если перевести стоимость нашей аренды из долларов на рубли, то на эту сумму в Питере можно снимать пентхаус в центре, хотя мы живем в однушке на 3-м этаже.

Давай поговорим о твоей «новой жизни». Ставил ли ты изначально себе цель улететь из России и строить карьеру в Америке?

Я бы не сказал, что это была моя цель изначально до моего первого визита в штаты в 2009. С тех пор я приезжал ещё несколько раз в качестве туриста, ходил на мастер-классы, заводил новые знакомства и, вообще, знакомился с жизнью в Калифорнии. Меня это безумно вдохновляло и заряжало на работу, и я с радостью возвращался домой в Россию.

В какой момент тебе пришла идея попробовать себя там?

В один из моих визитов в Лос-Анджелес, когда я решил немного подольше задержаться, хотелось именно пожить и не торопиться охватить все за несколько недель. Ну и, конечно же, я начал интересоваться, как здесь работают профессиональные танцоры и что необходимо, чтобы им стать. Выяснил, что требуется пройти кастинг-отбор в танцевальное агентство (по аналогии с модельным или актерским). Только через них возможно получать информацию о кастингах для работы. Я решил сходить на самые крупные отборы из них и прошел в пару агентств. В итоге я определился с одним, но меня не могли сразу «подписать в штат» по объективным причинам, ведь я был на туристической визе на тот момент. С этого начался мой процесс по смене статуса и дальнейшего переезда. Этот процесс отнюдь не простой и занял довольно долгое время, потребовал немало усилий и затрат. Но оно того стоило!

Как выходил на агентов?

Через социальные сети узнавал о кастингах в агентства, они в свободном доступе, и просто ходил и пробовался.

Отказы случаются постоянно!

С этим приходится уметь справляться.

Как дела в Америке обстоят с кастингами, эта система чем-то отличается от российской?

В штатах кастинг это давно отработанная и действенная система отбора. Если это в рекламный проект, то обычно небольшую группу людей заводят в маленькую комнату с видеокамерой и просят что-то исполнить. В случае, если кастинг в танцевальный проект, то это огромная толпа людей, которая учит хореографию, и потом, разбившись на маленькие группы, танцует перед соискателями. Если ты понравился, то зовут на ещё один день отбора, финальный. Были случаи, когда кастинг проходил три дня подряд, весь день. А бывают кастинги, когда отбор происходит в первые 30 минут. Все зависит от проекта и хореографа.

Довольно много танцоров уезжают в Москву, участвуют в телешоу по типу «Танцы», в общем, строят карьеру здесь — почему ты отказался от этой идеи? Как ты сам относишься к тем же «Танцам» и всей нашей системе шоу-бизнеса?

Я ни от чего не отказывался, просто в мое время этих проектов еще не было! Хотя нет, было пару, и в один из них меня даже почти что взяли в качестве хореографа, но в последний момент не сложилось. В любом случае, они не сравнятся с современными шоу. Скажу честно, я приятно удивлён, как стали делать те же «Танцы». Я смотрел почти все сезоны, и раз от раза они все лучше и лучше. Отношусь к этому очень хорошо, так как это качественный продукт, который просвещает и вдохновляет людей по всей стране. Огромная мотивация для молодежи, мощная платформа для старта карьеры танцовщика и, наконец-то, большинство русских граждан знают, что такое «контемп» и кто такой «хореограф». Это не может не радовать! Насчёт шоу-бизнеса, не могу сказать, что много с кем удалось поработать, но тот небольшой собственный опыт и рассказы знакомых танцоров говорят мне о том, что отношение к танцорам и хореографам оставляет желать лучшего. Ну и, честно говоря, то, что я вижу на сцене с российскими звёздами, мягко говоря, не дотягивает до необходимого мирового уровня. Я говорю исключительно про качество танцевальных постановок, режиссуры, оформления и исполнения хореографии. Однако, я убеждён, что есть все необходимые ресурсы и много талантливых и опытных людей, нужно лишь правильно выстроить процесс и добросовестно относиться к делу, которое ты любишь. Если, конечно, любишь!

Иван Прохиро

Как думаешь, с чем связано такое отношение к танцорам и почему у нас так «хромает» качество?

Возможно, все дело в том, что этот сегмент индустрии ещё слишком молод, в нашей стране люди не воспринимают в достаточной степени серьезно танцоров. Пока не будет должного уважения и отношения к танцорам, как к полноценным творческим единицам, которые и создают шоу на сцене, которые отражают артиста и помогают передавать его месседж до аудитории, до тех пор и будет уровень «подтанцовки».

Есть ли разница в уровне хореографии и качестве самой работы в Америке и России, в чем она выражается?

Разница в отношении к работе хореографов и танцоров. В Америке довольно строго регламентировано, сколько должен зарабатывать талант, какие надбавки положены за те или иные условия работы, к примеру, если на сцене есть усложнения в виде дыма, воды, пиротехники, уровней, ну и прочие угрожающие здоровью и жизни танцоров факторы, плюс репетиции и выступления оплачиваются отдельно друг от друга, также суточные, если гастроли и т. д., все имеет значение. Насколько мне известно, подобное существует в России только в среде балетного театра. Возможно, сейчас уже не так.
Ну и, конечно же, четкое разделение труда в продакшене (создании проекта). Нанимается большое количество персонала и каждый конкретно отвечает за свою работу. Никто не мешает друг другу и каждый занят своим делом. Все по-настоящему крупные проекты создаются в условиях такой слаженности и в итоге мы видим результат.

Тот, кто обладает богатым опытом и умением его реализовывать, точно найдёт путь к успеху.

Довольно много хореографов мечтают о карьере в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, но в итоге мало, у кого получается построить там карьеру. Как ты думаешь, почему у тебя получилось?

Ещё рано говорить, что у меня получилось построить карьеру, скорее, я в процессе ее построения. Но отвечая на вопрос, думаю просто так совпало. Не скрою, что огромная часть — это удача. Безусловно, упорство, постоянная работа над собой, коммуницирование и однозначно умение собраться в нужный момент, при этом быть постоянно в форме (и физической, и психологической) — все это в комплексе не может не дать положительного результата. Не последнее место занимает поддержка близких и семьи, так как падать и подниматься приходится нескончаемо часто.

Думаю, это актуальная история для каждого из нас — уметь быть постоянно в форме, физической и психологической, особенно для людей творческих. Как тебе удается?

Все дело в умении себя мотивировать и развивать внутреннюю дисциплину. Вообще, очень полезно быть дисциплинированным! У меня с этим не все в порядке, так что я работаю над собой и в этом направлении. В моем случае очень помогает то, что здесь огромная и мощная конкуренция, и я просто не могу себе позволить сильно расслабляться. Да, это постоянное соревнование и с такими же танцорами, как ты, и, конечно, же с самим собой.

Иван Прохиро

Давай поговорим о формальностях: какие ты конкретные шаги делал, чтобы улететь — как и какую получал визу и проходил собеседование, учил ли язык, искал ли заранее жилье?

Когда я узнал, что меня отобрали в агентство, я начал процесс сбора необходимых документов на специальную рабочую визу таланта О-1. По сути, требуется предоставить доказательство своих заслуг, своего успеха на профессиональном поле, рекомендации от крупных коллег, а также предложения по работе от нанимателей в США и поручительство от агентств. Для этого я нанял иммиграционного адвоката в Калифорнии и мы начали работать. Английский язык никогда не был для меня проблемой. Учил со школы. А перед приездом только позанимался индивидуально несколько недель, чтобы восполнить пробелы. С жильём на первое время мне помогли добрые друзья. Жил на диване, пока не стал зарабатывать достаточно, чтобы жить в отдельной комнате, и только потом стал снимать собственную квартиру. Ничего необычного.

Кстати говоря, о жилье: насколько трудно его там найти, сколько стоит съем, как происходят взаимодействия с арендодателем (договор, условия), были ли у тебя какие-то нестандартные ситуации?

Это, конечно, камень преткновения, так как собственное жилье в Лос-Анджелесе очень дорого снимать. Мы с моей женой все время смеемся, что если перевести стоимость нашей аренды из долларов на рубли, то на эту сумму в Питере можно снимать пентхаус в центре, хотя мы живем в однушке на 3-м этаже. Но и просто приехать и снять квартиру тоже нельзя, для этого необходимо строить так называемую положительную кредитную историю. Любая аренда подразумевает проверку и последующее заключение контракта, если все в порядке.
Много бюрократии. Особых нестандартных ситуаций вроде не было, конечно, все не так гладко, как кажется, и везде присутствует человеческий фактор, но в целом со всем можно справиться.

Очень интересно: как тогда снимать квартиру без кредитной истории? Там же в основном съем происходит только через агента? Как его искать? Есть какие-то особенные условия в контракте из серии «не шуметь по ночам»? В Лондоне, например, тебя за одну жалобу соседей могут и «удалить из апартаментов».

Здесь тоже такое есть. Здесь вообще люди очень привыкли жаловаться. В каждом квартирном комплексе есть менеджер, который и сдает квартиры жильцам, ему же и поступают все жалобы. Буквально все, что угодно, любые проблемы связанные с проживанием, они должны решать. В реальности, конечно же бывает всякое, но, в общем, схема примерно такая. Самостоятельно квартиру не снять, поэтому многие и подселяются к кому-то до тех пор пока не построят минимальную кредитную историю. Однако, существуют варианты, где получается договориться, но это скорее исключения из правил.

Исполняя хореографию Майкла Джексона, я погружаюсь в особую атмосферу, которая совершенно меня растворяет.

Судя по твоей странице вк, ты выступаешь со многими звездами и даже уехал в турне — расскажи немного о нем?

На данный момент я нахожусь в туре с латиноамериканской звездой Chayanne. Мы начали в августе 2018 и после новогодних праздников вернулись. Тур проходит по крупнейшим городам Северной, Центральной и Латинской Америки. Шоу имеет огромный успех у зрителей и критиков, все билеты распроданы задолго до шоу, рецензии пишут, что это его лучшее шоу, ну, а мы просто получаем огромное удовольствие от всего процесса.

Были ли у тебя отказы или провалы, если да, то как ты морально с ними справлялся?

Отказы случаются постоянно! С этим приходится уметь справляться. Первое время, конечно, очень переживал, не знал, как это воспринимать. Вроде все исполнил хорошо и чисто, движений не забыл, эмоционально тоже выложился, но не взяли! И постоянно спрашивал себя, что же со мной не так. Но ответа на этот вопрос не существует. Каждый проект очень специфичен! Все зависит от кучи факторов, начиная от твоей внешности и заканчивая тем, знает ли тебя хореограф лично. Ни для кого не секрет, что зачастую нанимаются уже работавшие прежде люди. Так что очень важно уметь общаться, быть выразительным и заметным. Не говоря уже о танцевальном таланте.

Иван Прохиро

Изменил ли переезд в Америку тебя внутренне, поменял мировоззрение?

Думаю, что да. Любое путешествие меняет человека. За полных четыре года постоянного проживания в США я открыл для себя огромной спектр знаний в профессиональной среде, видел всю «кухню», участвовал в самых разных проектах, сотнях кастингов. Познакомился с огромным количеством профессионалов танцевальной сферы и не только, которые однозначно повлияли на мою жизнь и мое мировоззрение. Я всегда говорил себе и тем, кто мне задавал подобные вопросы, что самое главное в жизни — это опыт. Это то, что всегда копится внутри и, по сути, составляет твою личность. Такие инвестиции никогда не обесценятся, и я убежден, что тот, кто обладает богатым опытом и умением его реализовывать, точно найдёт путь к успеху. К тому же, одновременно с этим, мы с моей женой очень любим путешествия и всякие активности. Мы часто открываем для себя новые интересные места, природу, парки и заповедники (их очень много в штатах). Любим ходить в рестораны, музеи и на выставки, в театры и на концерты, а также на спортивные мероприятия и тому подобные радости жизни. Очень редко сидим дома. Конечно, огромный плюс, что в Калифорнии крайне приятный климат и большую часть года стоит жаркая погода, а другую часть — очень жаркая. Все это и формирует внутренние изменения, которые, безусловно, обогатили меня за это время.

Как родные отнеслись к твоему переезду?

Моя семья всегда и во всем меня поддерживала и поддерживает. Я довольно быстро стал самостоятельным, с 18 лет, как поступил в ВУЗ в Питере, живу отдельно от родителей. Когда я озвучил свое желание поехать работать в США на неопределённый срок, они это восприняли с пониманием и поддержкой. Конечно, я знаю, что им это далось очень непросто, но я безгранично благодарен им за то, что они ставят в приоритет своего спокойствия амбиции сына. Меня никто не упрашивал передумать, а наоборот, я слышал слова одобрения и гордости, которые меня так сильно бодрят и вдохновляют.

Одно из выступлений Ивана Прохиро

Было ли у тебя какое-то самое яркое запоминающееся выступление, расскажи о нем?

Наверное, на данный момент мое самое запоминающееся выступление было в январе 2017 г. на проекте LipSync Battle Live: Michael Jackson. Это был специальный прямой эфир и был посвящен юбилею творческой деятельности Майкла Джексона. Я его фанат с ранних лет. Именно он является причиной моего вдохновения танцами и того, что я решил связать свою жизнь с этой профессией. Суть этого шоу состояла в том, что 4 популярных артиста разных жанров представляли самые яркие выступления Майкла, будучи как бы им. Нам всем предстояло выучить оригинальную хореографию самых знаменитых номеров и воссоздать на сцене картины из видеоклипов. Это был нереальный концерт из лучших номеров поп-короля, который я никогда не забуду. Репетиционный процесс был сложный и долгий, так как прямой эфир на одном из центральных телеканалов это очень серьезно, но я наслаждался каждой секундой. Исполняя хореографию Майкла Джексона, я погружаюсь в особую атмосферу, которая совершенно меня растворяет.

В твоих планах или мыслях на сегодня есть желание вернуться однажды в Россию?

В моей жизни перемены происходят часто и стремительно. Есть мысли и есть планы связанные с Россией, но пока я не готов об этом говорить. Я работаю над этим. А, в конце концов, вернуться ведь никогда не поздно.

Ты счастливый человек?

Я на пути к счастью, хоть мой путь и есть счастье.