Театр «Мизантроп» — независимый театр из Киева в труппе которого собрали — танцующих, поющих и играющих артистов. В багаже у театра две кроссжанровые постановки: «Приглашение на казнь» и «Три сестры», гастрольные туры по 18 городам, многократные аншлаги и симпатия зрителя, участие в фестивале «Gogolfest» и обостренное внимание критики.

Каково сегодня существовать молодому и, насколько я понял, принципиально независимому театру?

Независимый театр — это очень сложно! Скорее, даже невозможно!

И всё же некий бюджет хотя бы на самые базовые вещи быть обязан. Всё окупается билетами или тот «пустой стул для инвестора», который стоял на одной из ваших пресс-конференций, уже кто-то присмотрел?

Мы взяли деньги в долг первый раз, вернули их и теперь повторили этот же трюк второй раз в надежде, что у нас получится. На стуле пока находятся инвесторы, но, конечно, мы мечтаем о меценатах!

Спектакль «Приглашение на казнь»
Спектакль «Приглашение на казнь»
Вы говорили, что «театр — это не коробка, а креативная группа и труппа». Расскажите о людях, которые трудятся в театре «Мизантропе».

Театр «Мизантроп» — это коллаборация, у руля которой стоят режиссёр Илья Мощицкий, композитор Дмитрий Саратский и балетмейстер Николай Бойченко. Год назад мы решили сделать независимый спектакль без поддержки и давления сверху. Предложили артистам вместе заварить эту историю и шаг за шагом начали работать. Дело оказалось неподъёмно сложным. На нас сразу свалилось всё то, от чего мы были защищены, работая в гостеатрах или с продюсерами. Пришлось думать одновременно о создании спектакля, и о продаже билетов, и о стоимости аренды зала, и о рекламе, и ещё о тысяче вещей. Сейчас мы постепенно стараемся эти функции делегировать. За год мы разрослись. Создали второй спектакль, стали обрастать декорациями, реквизитом. Пока что мы с приличной скоростью несёмся в неизвестность, но дело, которое мы придумали, так интересно и так нас увлекает, что эти пугающие обстоятельства нас только раззадоривают.

Трудно ли сегодня найти талантливых людей, готовых трудиться на энтузиазме?

Я убежден, что для артистов, ровно как для любых людей, выбравших искусство своей профессией, деньги всегда должны быть на втором месте.

Вы сетуете на ленивого зрителя, который не готов ехать через весь город, чтобы увидеть экспериментальную постановку на нетрадиционной сцене, и говорите, что по сравнению с западными странами, у нас существует театральный вакуум. Не могу отчасти не согласиться. Как вы считаете, почему так происходит?

Я не считаю, что в Питере театральный вакуум, я считаю, что вакуум культуры в Киеве. Чтобы не возникло путаницы. Я живу и работаю в Петербурге. Киевский театр — это проект, который занимает в моей жизни огромное место, но я никогда бы не переехал жить в Киев.

Спектакль «Приглашение на казнь»
Спектакль «Приглашение на казнь»
Возможно, стоит больше работать над популяризацией современного театра, чтобы зритель понимал, на что идёт и что он там увидит?

Заниматься популяризацией современного театра необходимо! Этим должно заниматься государство, сотрудничая с современными деятелями культуры. Пока что это звучит как утопия. У государства полно собственных проблем, и современная культура одна из них.

Спектакль «Три сестры»
Спектакль «Три сестры»
И всё же «Три сестры» трижды собирали аншлаг в Киеве. Расскажите об этом подробнее.

Аншлага «Трех сестер» мы не ожидали. По-моему, это случайность. Совпадение фамилии автора, названия и жанра «танцдрама». К примеру, наш второй спектакль «Приглашение на казнь» по роману Владимира Набокова во всех городах, и в том числе в Питере, продается гораздо хуже.

Премьеры в Санкт-Петербурге — это ваши первые выезды за границы Украины. Трудно ли было это организовать и каковы ваши ожидания?

«Приглашение на казнь» — это наш новый спектакль. Мы сыграли премьеру в Киеве две недели назад и еще никуда с этим спектаклем не ездили. Так что в Питере это будет второй день премьеры. Мы дико волнуемся!