Что происходит с концертным бизнесом? По какой причине одни клубы процветают, а другие закрываются? Почему Стереолето всё ещё хуже, чем Flow, а Пикник Афиши лучше фестиваля Вконтакте? В конце концов, что делать, чтобы эта отрасль рынка развлечений выросла в качественно новый уровень?

Чтобы лучше понять клубную концертную среду, мало быть только лишь потребителем, нужно стать её частью или общаться с людьми, для которых это профессия.

Мы начнем наше расследование разговором с человеком, который уже 20 лет занимается музыкой и для которого выступления в клубах и на фестивалях стали неотъемлемой частью жизни. Илья Барамия — музыкант группы СБПЧ.


За последние годы произошли какие-нибудь изменения в клубной концертной индустрии?

Да, конечно, произошли изменения в лучшую сторону. Везде появился нормальный звук. Если ещё десять лет назад его не было в принципе, кроме пары клубов, то сейчас в этом отношении всё намного лучше. Да и вообще, клубы стали намного лучше. Раньше был «16 тонн», и всё. Сегодня мы имеем клубы типа «А2», «Космонавт». «The Place» тоже интересное место.

Илья Барамия
Илья Барамия
Т. е. тебя как музыканта волнует только хороший звук?

Нет, конечно, нет. Ведь комплекс задач большой, вопросов много. Звук — это один из ключевых моментов. Просто при наличии хорошего звукорежиссёра можно получить сносный звук и из посредственной аппаратуры. А иногда бывает наоборот — звук привезли хороший, а режиссёр не успел разобраться, мануалы почитать, и саундчек проходит 6−8 часов. Бывало даже ещё интереснее. Перед одним из концертов мы сделали саундчек и ушли. А когда вернулись к самому концерту, звукорежиссёра не было в клубе. Т. е. он просто ушёл. Так что меня как музыканта волнует целый спектр как технических, так и организационных вопросов.

Появляются ли общие правила поведения на этом рынке? Можно ли уже называть это полноценной индустрией? Или каждый работает, как умеет, без принятого в этой среде этикета?

В принципе, я думаю, можно. Т. е. это в чём-то хуже, чем в Европе, хотя я давно там не был и не могу дать актуальную оценку, но есть много людей, которые хорошо работают, и это создаёт индустрию. Плюс коммуникации развиты, и если какой-то клуб, промоутер или арт-директор накосячил, остальные сразу об этом знают и учатся.

Есть отличия между клубами Петербурга/Москвы и заведениями с периферии?

Конечно, в небольших городах ситуация отличается. Например, в Челябинске нет нормального концертного клуба. Там есть какое-то бомбоубежище, похожее чем-то на Грибоедов, но полностью отсутствует идеология. Этот зал сдают под что угодно. И такая ситуация во многих маленьких и средних городах. А вот в Томске у нас был концерт в очень странном заведении со сценой высотой в два метра. Антураж сделан под Советский Союз, но всё было так нелепо, что казалось, будто это вещи, которые просто ещё не выкинули на свалку. И вот несмотря на это, концерт прошёл просто отлично, пришло немало людей. И это говорит о том, что многое зависит от организации и промоутеров. Там буквально по нескольким людям определятся концертная жизнь города.

Тайные письмена группы «Самое большое простое число»
Тайные письмена группы «Самое большое простое число»
В таких городах, наверное, тяжелее заниматься этим бизнесом.

Конечно. Они часто работают в убыток. Потом быстро перегорают и либо уезжают в Москву-Питер, либо меняют род деятельности. А им на смену приходят новые молодые. «Мы устраивали концерты двум панк-рок группам…». И иногда мы соглашаемся работать с ними, потому что нам удобно именно в этот день выступить в этом городе, наш тур проходит через это место. Да и люди нас там ждут. Поэтому мы время от времени пускаемся в эти авантюры.

Вот и получается, что от непрофессионализма страдают и музыканты, и посетители, и площадки.

Ну, а как иначе? Это же нельзя ограничить, выдавать штамп. В основном-то средний уровень растёт. И это хорошо.

Давай теперь возьмём другую форму концертной жизни — фестивали.

С фестивалями тоже всё стало намного лучше. Их стало на порядок больше, качество организации выросло.

Но их и стали больше отменять.

Отменяют их везде. Раньше тоже были отмены. Теперь количество фестивалей выросло и, соответственно, процент отмен тоже вырос. Это нормально.

Уровень организации вырос?

Ну вот если спросить Кирилла, он скажет, что у нас с фестивалями всё плохо. Что это всё не дотягивает. Лично я давно не был на подобных мероприятиях за рубежом, и мне не с чем сравнить. Но я верю в этом Кириллу и, в принципе, думаю, что Flow лучше, чем Стереолето. В основном, это выражается в недостаточно хорошей организации, не налаженной логистике. Например, первый фестиваль Вконтакте, на котором мы выступали. В принципе, недостатка средств у людей нет, но он был организован очень грубо. И это начиналось с того, что люди, которых я внёс в список, очень долго не могли попасть внутрь, потому что эти списки не принесли, и заканчивалось тем, что ты просто шел по территории и на тебя без конца нападали девочки с рекламными плакатами.

Вот Пикник Афиши — очень хорошо организованное мероприятие. Т. е. заявленный саундчек начался и закончился вовремя, бейджики были готовы, когда нужно, гримёрка, лайнап вовремя, было достаточно места… Ну т. е. всё.

Илья Барамия, СБПЧ
Илья Барамия, СБПЧ
Скажи, у тебя нет ощущения пресыщения рынка, когда предложение превышает спрос? Слишком много концертов, люди не могут ходить на все. Это бьёт по окупаемости, соответственно, по бюджету площадок и промоутеров и, как следствие, по индустрии в целом.

Нет. Я не думаю, что концертов настолько много и что их количество нужно сокращать. Конечно, нам есть к чему стремиться и чему учиться. Вообще же, у нас эта отрасль довольно молодая. Кажется, 28 октября моя любимая группа Autechre выступает в одном клубе в Хельсинки. Так вот, этот клуб работает с 1928 года. Это же такой огромный опыт у заведения. У нас таких нет, кроме разве что мест для классической музыки. К организации нужно подходить более креативно, искать новые идеи, стараться лучше и интереснее делать свою работу. Тогда всё будет хорошо, я считаю.

Я так понимаю, что ваш предстоящий концерт в «Известия Hall» 5 ноября — это одно из таких креативных шоу.

Да, это будет мегазаваруха. В таких мы ещё не участвовали. Там уже месяц стоит декорация. Актёры что-то репетируют. Я сам толком не знаю, что там будет. Мы больше недели будем в Москве репетировать и прогонять шоу. Сначала с перемещением без музыки, потом с музыкой, потом с остальными конструкциями. Я сам уже очень хочу посмотреть! Этим занимаются друзья Кирилла и Антона. И это именно тот случай, когда люди не останавливаются на чём-то одном, а стараются придумать что-то новое, новые формы. Это здорово!