Игорь Верещагин — известный отечественный уличный и музыкальный фотограф. Снимал The Rolling Stones, Игги Попа, Элиса Купера, Пола Маккартни и Роберта Планта. Его работы публиковались во множестве отечественных и западных журналов, а также использовались для оформления плакатов и обложек альбомов Гарика Сукачева, групп Jethro Tull, «Чайф», «Сплин», «Би-2» и многих других.


Когда вы увлеклись фотографией? Что подтолкнуло к этому? Кому вы показывали свои первые фотографии?

Увлекся очень давно. А несколько лет назад, роясь среди отцовских пленок (он в пятидесятые годы снимал, довольно много, когда приехал строить Братскую ГЭС), нашел конверт с негативами, где написано: «Маша и я, снимал Игорь. Игорь на остановке, ждем автобус, 12 июня 1957 года».

В школе фотографировал, в институте, конечно, и всю жизнь, первым кому показывал — друзьям, одноклассникам.

А к музыкальной фотографии подтолкнуло увлечение музыкой, в 60-е годы у нас уже были магнитофонные записи Beatles, Beach Boys, Rolling Stones, передачи по VOA и BBC, но фотографий практически не было, мы так хотели узнать какие они. Вот этот интерес не иссяк до сих пор.

Трудно представить, что Вы не успели реализовать что-то, что задумывали, но все же — есть ли какая-то съемка мечты, которая не дает покоя (задумка, которую пока не получается реализовать, но очень хочется)?

Да, я уже несколько лет снимаю книгу VINYL — портреты значимых для меня (и многих) людей с их любимой виниловой пластинкой.

Мои главные кумиры из 60-х. К сожалению, то поколение уже уходит.

Я мечтаю успеть сфотографировать Кёртиса Фуллера (Curtis Fuller) — единственного на сегодняшний день живого музыканта, игравшего на пластинке Джона Колтрейна Blue Train.

И уже никогда мне не увидеть моих кумиров — Джона Леннона и Джорджа Харрисона, Джими Хендрикса и Джима Моррисона…

Не люблю конкурсы. Ни фото, ни конкурсы красоты

Можно ли назвать постановочную съемку уделом новичков, а репортажную — профессионалов?

Конечно нет, это разные виды съемки, в каждом можно быть и новичком и профессионалом.

Вы самокритичны?

Надеюсь, да. Отлично понимаю, что я близок к начинающему в постановочной фотографии, да и многих других видах фото.

Что такое красота в фотографии? Существует ли эталон качественного снимка?

Если бы знать, что такое красота в фотографии… У каждого она своя.

А эталон качественного снимка для меня — если он нравится мне. Впрочем другим он не обязан нравиться вообще, поэтому я не люблю конкурсы ни фото, ни конкурсы красоты.

Если ты мнишь себя фотографом — значит ты фотограф

Современное искусство связано с переживанием нового опыта. Как это отражается на фотографии?

Это для меня сложный вопрос. Я не очень разбираюсь (то есть совсем не) в современном искусстве, но возникают новые возможности в фотографии благодаря развитию цифровой технологии. Например, live photo — функция в новых iPhone — где фото не статично, запечатлены доли секунды движения. Это мне кажется дает новые возможности для выражения.

Гарик Сукачев

Все советы Анри Картье-Брессона актуальны

Интернет переполнен «селфи», в которых авторы, накладывая эффекты, пытаются казаться красивее реальности. Стоит ли с этим бороться?

Да не надо бороться ни с какими видами самовыражения. Возможно, гримасы и эффектные фильтры будут толчком к дальнейшему развитию. Сколько уже в истории было примеров, когда «мазня» оказывалась картинами Ван Гога.

Творчество — это «результат сублимации», а фотограф — «голос своего бессознательного»? Согласны с такой точкой зрения?

Да, согласен. Я считаю, что самое главное в фотографии — это интерес к фотографии. Этого нельзя приобрести ни на каких курсах, ни в каких институтах. Если есть интерес — значит ты фотограф, продолжаешь им быть. Точнее это должен быть интерес к созданию фотографии, к съемке. А просто интерес к фотографии может быть у очень большого круга зрителей и критиков.

Пляжный фотограф. Болгария 1984
В эссе «Совершенство техники» Юнгер констатирует разочарование в миссии техники: она не освобождает, а порабощает, не создает новые богатства, а формирует новые потребности. Вопрос такой же странный, как и нужный — зачем нужна фотография и требуется ли ей постпродакшн?"

Есть такая тенденция. Современные камеры очень сложны, в них пытаются заложить как можно больше различных функций, но есть и другие тенденции — возврат к пленке, к простым камерам, без лишних функций.

Лейка (Leica) пошла совсем далеко — у них теперь есть камера без дисплея. То есть у вас нет возможности без конца заниматься «чимпингом» — заглядывать на экран. Это помогает сосредоточиться на съемке.

Да и все советы Анри Картье-Брессона по-прежнему актуальны: кадрируйте при съемке, снимайте одним объективом, постарайтесь быть незаметным.

Никогда не потеряет актуальности семейная фотография, без всякого постпродакшена.

Инстаграм — помощник фотографу?

Вот с этим до сих пор не разобрался. Раньше там были ограничения в размере и пропорциях фото, это меня как-то оттолкнуло. Говорят теперь все изменилось.

Томск, 1977. Защитились. Обмыли…
Австралийский фотограф Дин Уэст в интервью для нашего медиапортала говорит о том, что фотография пытается стать картиной и благодаря цифровым возможностям у нее это получается. Какую технику используете Вы (цифра, аналог)?

Я использую и цифру и пленку. Больше конечно цифру, но у пленки своя магия, как и у виниловых пластинок.

Сейчас такое время, что многие, даже снимающие на пленку, потом сканируют и печатают на струйных принтерах, используя преимущества обеих технологий. Даже есть тенденция особо ценные цифровые фото печатать серебряно-желатиновой технологией, это, например, приветствуют музеи.