Гермес Зайготт — фронтмен музыкально-поэтического проекта «Hermes'Brothers». В 2003 году он основал «Оркестр неизвестных инструментов» — исследовательскую лабораторию в области современной музыки. Позже он стал одним из основателей творческого объединения «Газгольдер».

Сейчас Гермес выступает в жанре мелодекламации (чтение стихотворений под музыку). 22 марта он представил свой первый альбом «В женщинах что-то есть…» в клубе China-Town (Москва).

Егор Мушаров поговорил с фронтменом H’B Гермесом Зайготтом о мелодекламации, о песнях «из двух нот» и о том, почему он не считает себя музыкантом.


Ваша группа называется «Hermes'Brothers» (Братья Гермеса). Этим названием вы хотели показать родство между участниками группы?

Я хотел показать единство коллектива. Я не могу просто взять и поставить вместо Пети Тихонова другого трубача, а Сергея Шкарупу заменить другим гитаристом. Не сработает. Это будет уже другой проект.

Ваш первый альбом называется «В женщинах что-то есть…», откуда такое название?

А вы считаете, что в женщинах ничего нет? Это же очевидно — в каждой женщине есть что-то свое и каждый мужчина видит в женщине свое. А что он видит — это уже индивидуальное восприятие мира.

В видео-этюде «Трамвай желаний» поднималась эта тема.

Эта тема поднимается во всех музыкальных композициях, потому что это название альбома. Было бы смешно, если бы она не звучала в композициях, если бы это было просто название альбома, не имеющее отношение к внутренним материалам. Этот этюд об эмоциональном выражении танца в публичном месте.

Гермес Зайготт
Гермес Зайготт
Именно танца или искусства вообще?

Главная героиня этюда танцевала, выражала свое эмоциональное состояние в публичном месте — трамвае.

Довольно прямолинейно…

А я и не хочу ничего заумного. Я делал очень много разных заумных ребусов. Сейчас я хочу сделать простую и понятную вещь без подводных камней, хотя они, безусловно, присутствуют там. В том же названии «В женщинах что-то есть…» имеется многоточие — это и есть смысловая игра. Каждый будет вкладывать в эту фразу свое многоточие.

Думаете, получится пробиться на радио? Придерживаетесь какой-то стратегии?

Я делаю то, что делаю. Безусловно, есть желание попасть на радиоэфиры. У меня уже были индивидуальные встречи, моя музыка ставилась в эфиры. Задача в конечном итоге — сделать композицию, которую поставят в ротацию. И мы это сделаем.

В сравнении с популярной музыкой вы используете много этнических музыкальных инструментов.

Не так много как хотелось бы. Но я их использую, просто потому что мне нравится их звучание. Все очень просто, не надо искать глубин там, где их нет.

Вы бы хотели попробовать себя в другом жанре?

Я уже перепробовал себя во всех жанрах. Даже порно уже не прокатит!

Вы пишете картины, создаете музыку, даже проектировали дизайн особняка. Это все — попытки показать себя миру?

Я проявляю себя как творческий человек в различных сферах жизнедеятельности. Я так живу, делаю то, что мне нравится. Я ничего не скрываю, ничего не выпячиваю.

Как вы думаете, почему сейчас большинство людей предпочитает слушать песни «из двух нот»?

Об этом говорил итальянский философ Эзра Паунд, который исследовал вопросы звуков и музыки. Он писал, что в гармонии, при соблюдении правильного временного интервала, после ноты любой частоты и тональности может идти любая другая нота абсолютно любой другой частоты и тональности. Есть такое понятие — гармонии, наиболее удобные среднестатистическому уху. Из этих гармоний, как правило, составляются шлягеры. Очень сложно написать хит из двух-трех нот, чтобы он запоминался. Тут вопрос в жанре. В определенных жанрах хватает и пары нот, в других — этого недостаточно.

Вы говорили, что не считаете себя музыкантом.

Да, потому что у меня нет музыкального образования. Я извлекаю звуки. Я знаю их. У меня недостаточно хороший слух, я не смогу по звуку определить ноту. Но я знаю тот набор звуков, с которыми я работаю. Я знаю, какой звук подойдет к данной ноте, данной тональности. Поэтому назвать меня музыкантом очень сложно.

Важно иметь профессиональное музыкальное образование?

Да, важно. Но в моем случае, если я чего-то не знаю, я обращаюсь к своим музыкантам. Для этого братья и существуют — всегда поддерживать.

Как вы выбираете стихотворения для своих композиций?

Читаю и выбираю. Стихи должны быть мне родны по духу. Должны нравиться всей команде. Мы не сможем наслаждаться результатом, если основа композиции нас не устраивает.

Вы проще, чем я думал.

Конечно, вы сами себе все придумываете. Жизнь проста и прозрачна. В ней все четко и понятно.