Фёдор Бирючев — пианист и композитор современной классической музыки, обладатель международных наград, среди которых звание лауреата I степени Международного фестиваля искусств (Феррьере, Италия).
В России Фёдор Бирючев является одним из самых ярких представителей современной классики и чрезвычайно интересной фигурой в контексте современной музыкальной культуры.
Стиль, в котором работает Фёдор Бирючев — неоклассика XXI века, сочетает в себе мелодичность и богатство классики, а также свободу выражения и лёгкость восприятия современной музыки.
Его концерты, с одной стороны, отличают академическая утонченность и аккуратность, глубокое погружение слушателя в музыку, а с другой — яркая экспрессивная подача, сильная энергетика и завораживающая атмосфера.
Музыка Фёдора вдохновляет и поражает своей искренностью, нежностью и тонкой лиричностью — это саундтрек к лёгкому бризу, к долгожданному наступлению весны, к тихой ночной морской глади, к бездонному и невероятно красивому звёздному небу, что приковывает к себе взгляды случайных путников.
Также в репертуаре Фёдора есть классические, джазовые программы, произведения современной российской и зарубежной музыки в виртуозной фортепианной обработке.
Расскажите о своем пути становления, почему из всех видов творчества Вы выбрали именно музыку? Ведь многие родители скептически относятся к музыкальным профессиям. Были ли разногласия?

Мои мама и бабушка — музыканты, дедушка — скульптор и Заслуженный художник России, с самого детства я погружен в особую творческую атмосферу. Она, безусловно, сильно повлияла на меня и на мое кредо. Я успел попробовать себя в разных ипостасях: писал стихотворения и рассказы (кстати в прошлом году выпустил сборник), немного рисовал, когда дедушка давал мне уроки, моя первая специальность — ландшафтная архитектура связана с улучшением окружающей среды, ее выбор вдохновлен природой Крыма, также я освоил электрогитару и вокал, учась в музыкальной школе. Это помимо композиции и фортепиано. Сейчас я продолжаю свое музыкальное образование в Москве.
Мне с самого детства интересно пробовать себя в разных видах искусства, а музыка занимает в моем сердце особое место.

Насколько направление неоклассики актуально сейчас?

Актуально, как и все современное искусство. В России это направление сейчас только зарождается, обретает свою форму. Эта «новая простота» находит все больший отклик у людей, на своих концертах я постоянно наблюдаю это.

Федор Бирючев
Федор Бирючев

На мой взгляд сейчас идет смещение центра развития в сторону Азии. На Востоке смело совмещают традиционный подход с инновациями: классическая музыка миксуется с народной и даже местами с хип-хопом. Подобный подход чужд Вам?

Да, Восток оказывает огромное влияние на культуру постмодерна. Хотя подобные сочетания в музыке — уже довольно обычное дело в Европе и Америке.
В своих двух вышедших альбомах я сознательно обращался к акустическому звучанию фортепиано и струнных инструментов — скрипки и виолончели. Мне хотелось рассказать некоторые истории именно таким, в чем-то «минималистичным» языком. Сейчас я ощущаю, что достиг в этом определенных результатов и нужно двигаться дальше. Не знаю насчет хип-хопа, но мой музыкальный поиск будет продолжаться и, возможно, следующий альбом окажется несколько иным.

Позволю высказать личное мнение. Ваша музыка для меня весьма аскетична. Она проста своей внутренней структурой. Но при этом настолько завораживает, что я бы сравнила ее с полотнами Айвазовского. Хоть местами и не хватает какого-то вычурного неожиданного жеста — как думаете, музыка на традиционных инструментах еще способна оставить пространство для эксперимента?

Я старался следовать этой «простоте», заключая внутри нее максимум эмоций и переживаний. В некоторых произведениях я давал большее развитие музыкальной мысли, некоторые выдержал в едином сконцентрированном настроении. Мне кажется, в такой музыке вычурность и нарочитость излишни, она по сути своей — очень личный диалог со слушателем. Конечно, в обращении к традиционным музыкальным инструментам, безусловно, есть огромный творческий потенциал. В целом, вопрос выбора инструментария композитором во многом схож с выбором красок и техники исполнения художником. Все зависит от концепции и цели.

В обывательском взгляде на неоклассику существует понятие «классика только для саундтрека». Насколько это оправдано?

Безусловно, музыка к кино оказала большое влияние. Но «неоклассика» — сейчас уже самостоятельный жанр. Конечно, такая музыка часто звучит в фильмах, но она обрела отдельное и независимое место в концертном исполнительстве.

Способен ли правильный видеоряд усилить восприятие музыки у слушателя? Или всё-таки пусть слушатель сам решает, что «видеть» в композиции?

Конечно, грамотно подобранный и выстроенный видеоряд способствуют улучшению качества восприятия, глубже передает основную идею произведения. В то же время у каждого слушателя всегда рождаются свои ассоциации и образы при прослушивании инструментальной музыки.

Какими качествами должен обладать успешный музыкант и в чем измеряется успех?

Должен обладать профессионализмом и мастерством. Думаю, успех проверяется временем и определяется тем влиянием, которое ты оказываешь на качество жизни людей и мировую культуру.

Кто ходит на Ваши концерты? Меняется ли публика от города к городу? Насколько влияет скорость жизни в городе на слушателя? От чего может зависеть сосредоточенность, внимательность тех, кто в зале?

На концерты ходят и молодые, и взрослые, и пожилые люди. Современная классическая музыка понятна практически каждому человеку. Конечно, ритм жизни сильно влияет на восприятие музыки слушателями. Публика в столице приходит на концерты, чтобы оторваться от суеты, погрузиться в себя, а в регионах — чтобы получить новые яркие впечатления.

Расскажите о новом альбоме «By The Sea»? Как много времени занимал процесс написания и из чего он состоял?

Мой новый альбом вдохновлен морем, оно тесно связано с моей жизнью, так как я родился и вырос в городе на берегу моря. Работа над альбомом заняла около года, в начале я писал произведения для фортепиано и струнных, а затем сольные работы, последние несколько месяцев шла запись на студии.

Как бы Вы охарактеризовали такое простое на первый взгляд понятие, как «произведение искусства»?

Произведение искусства — это то, что заставляет сердце биться чаще, то, что захватывает дух.

Вы — лауреат многих международных конкурсов и фестивалей. Какое значение имеют для Вас награды и насколько они важны и нужны?

Я просто занимаюсь любимым делом. Награды являются оценкой труда, и, конечно, очень приятно, когда труд оценивается по достоинству и музыка находит международное признание.

Есть ли вероятность, что Вы однажды уйдете из музыки, и, если да, то что может этому способствовать?

Думаю, что моя жизнь всегда будет связана с искусством. Сейчас я делаю то, что люблю. Для меня большое счастье создавать музыкальные произведения и исполнять их на своих концертах. Я очень рад, что людям нравится то, что я делаю. Желанием творить движет желание сказать свое слово миру, и пока это желание есть — моя история будет продолжаться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here