Поговорим о субкультуре и музыкальных сценах. Сегодня появляется много различного рода формаций электронной музыки — witch house, raw и т. д. — и на фоне непрекращающихся разговоров о кризисе идей, это очень контрастирует. Как думаешь, почему это происходит?

Происходит все из-за смены поколений. Каждые несколько лет подрастают люди двух типов: одни готовы отдавать свое время музыке, а другие потребляют это содержание и посещают мероприятия с ним связанные. Так было всегда, начиная с хиппи-культуры 60-х и до наших дней, которые ознаменовались ростом отечественной электронной сцены во всех ее направлениях, от техно до фьюче-гэридж вечеринок и фестивалей.

Но меня интересует этот вопрос с позиции оценки «кризиса идей».

Это опять-таки вихревой эффект. Он происходит раз в несколько лет. Стабильно появляются свежие головы, бэдрум продюсеры, которые, не выходя из комнаты, пишут свой продакшн, они часто выстреливают очень аутентичной музыкой. Это никак не связано с общим кризисом, он был всегда, начиная с появления культуры как таковой. Все циклично.

Можно заметить, что чуть ли не важнейшей составляющей, формирующей эти эпицентры, становится не сама музыка, а концепция, атмосфера, собственный visual мир, одним словом — форма.

С музыкальной точки зрения, глобально ничего не меняется уже много лет. Из личных наблюдений — самой основной мутацией является звук басовой партии, который с приходом каждого тренда в электронную музыку меняет свою составляющую. Что касается концепта и атмосферы, для меня это является одним из самых основных пунктов в электронной музыке в наши дни. Помимо звука, визуализация позволяет максимально проникнуться душой артиста, влезть в его кожу, прочувствовать его мир изнутри.

Получается музыка сама по себе теряет свое значение, уходит на второй план, передавая эстафету новым технологиям? Ведь именно из них формируется большая часть зрительной составляющей электронной музыки, о которой ты говоришь.

Музыка никогда не может отойти на второй план. Просто в наше время появились способы дополнить ее визуальной составляющей, что, в свою очередь, помогает глубже вникнуть в ту атмосферу, которую несет исполнитель. С развитием технологий в массовой среде это стало доступно почти каждому, что не может не радовать, мы наблюдаем расцвет цифровой культурной сцены.

Сегодня сильный тренд — это мрачность с примесями где-то оккультного, где-то сырости окраин больших городов. И даже если это не мрачно, то обязательно присутствует элемент отрешенности, рефлексии, выражаясь языком фотографии — малая глубина резкости. С чем это связано?

Я натыкался на интересные посты «ВКонтакте» о том, что социальная ситуация в стране сама сформировала себе новые тренды и веяния. Затронувший большую часть населения кризис, никому не нужные дети, всеобщая депрессия и безысходность родили новых музыкантов и культурных деятелей с периферии. В целом согласен с этим, у меня огромное количество примеров выстраивания утопии внутри творческого цикла современности. Вся атрибутика отрешенности и сырости лишь помогает сплотиться людям, которых это касается. На удивление, за последние два года я получил достаточно большое количество сообщений о том, что моя музыка помогала пережить сложные периоды. Это один из поинтов, почему до сих пор я занимаюсь этим проектом.

Возможна ли трансформация нескольких таких локальных сцен в нечто единое и по-настоящему большое? Что может стать масштабным мейнстримом?

Я думаю, нет, мейнстрим и подобная музыка — вещи биполярные. Это навсегда должно остаться духом вонючих подъездов, безымянных районов, как сказал мой друг Никита Тенеко — детей, смотрящих выше звезд.

Мейнстрим не в плане ротаций на федеральном телевидении. Конечно, маргинальный фундамент никуда не уйдет. Речь идет о выходе на новый масштабный виток своего развития, когда в каждом городе будет минимум одно профильное заведение, да и не придется никому объяснять что такое witch house, например.

Хорошая авторская музыка на федеральные каналы не попадет еще лет десять-пятнадцать. Я считаю, что вся эта культура должна быть именно в сыром андеграунде. Профильных заведений, кстати, уж точно не будет. Это сто процентов. Просто потому что создать эти заведения могут лишь те, кто напрямую связаны с этим, а в большинстве случаев, это люди без материальной базы.

Кстати, насчет объяснений, что такое witch house — в нашей стране это больше ругательство, нежели музыкальный тэг, но я думаю через пару тройку лет это изменится. Тренд на мантии и оллблэк канет в Лету, и останутся лишь слушатели, которым интересна именно музыка, а не визуальная составляющая.