Поклонникам известного театра «Квартет И» выпала уникальная возможность увидеть одну из знаменитых постановок в новом формате. 20 сентября в Москве прошел первый голографический спектакль «Старые разговоры по-новому», в основу которого легла измененная версия «Разговоров мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». Президент корпорации VRTIST Михаил Батков рассказал, как создавался новый формат представлений, а также немного приоткрыл занавес в мир аудиовизуальных спецэффектов.

В публикации kinoafisha.info указано, что идея данного проекта возникла в 2014 году на церемонии вручения премий Billboard, где было показано голографическое выступление Майкла Джексона. Почему заинтересовались такой подачей материала? Что было позаимствовано из увиденного выступления? Чем уникален ваш проект?

Голографические изображения впечатляли зрителя с момента изобретения «Призрак Пеппера». С развитием технологий качество голограмм постоянно улучшалось и сейчас мы находимся в моменте времени, когда появились возможности добиться гиперреалистичности демонстрируемого голографического контента. Другими словами, вам тяжело отличить голограмму от живого человека. Уникальность нашего проекта сформулирована в нашей миссии — сделать уникальные шоу доступными всем. Мы — сетевой проект, будем открывать по одному залу в городе от 500 тысяч человек. Начинаем с РФ, далее СНГ и потом по миру. Уже сейчас у людей очень большой интерес, мы получаем много запросов на сотрудничество.

Почему в качестве стартового показа возможностей данного формата был выбран театральный коллектив «Квартет И»?

Мы давно знакомы с «Квартетом», любим их творчество. Они, в свою очередь, живо заинтересовались новой технологией. Партнерство сложилось само собой.

Первый голографический театр
Первый голографический театр

Когда мы начинали, не было даже павильона, который бы удовлетворял нашим требованиям

Правильно ли я поняла, что голографический спектакль «Старые разговоры по-новому» — это измененная версия ранее поставленного спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках»? Кем была предложена идея остановиться именно на этой постановке?

Всем основателям корпорации VRTIST в районе 40 лет, поэтому мы очень хорошо понимаем героев постановки. Актуальность диалогов, по нашему мнению, вне времени. Идею предложил наш креативный продюсер Евгений Егоров, мы ее поддержали.

Кто писал сценарий для постановки — театральный коллектив «Квартет И» или это совместное творение «Квартета И» и сотрудников компании VRTIST?

Евгений Егоров дорабатывал сценарий существующей постановки «Квартета И», потом согласовывал с ними изменения.

С какими трудностями столкнулись при создании голографического спектакля?

Как и в любом деле, все определяют тонкие настройки. У нас венчур в венчуре. Никто в России не делал голографический театр. Никто в России до нас не снимал полноценные голографические спектакли. Когда мы начинали, не было даже павильона, который бы удовлетворял нашим требованиям.

Мы доработали западные технологии, создали свои программные продукты, соединяющие все виды систем: аудио, свет, видео, сценическое оборудование.

Привлекали ли вы инвестиции со стороны, во сколько обходится один спектакль с технической точки зрения (можно примерно) и где вы закупали оборудование?

Стоимость шоу зависит от большого количества параметров. Это справедливо для любого фильма/спектакля. Актеры, декорации, костюмы, постпродакшн. Снять хорошее шоу стоит дорого, нам помогли частные инвесторы.

Как данный формат подачи театрального материала помог реализовать идею спектакля? Как считаете, удалось ли сохранить связь со зрителем, которая выстраивается во время «живого» показа?

«Разговоры мужчин…» выполнены в формате стендап шоу. Этот формат элементарно переносится в голограмму. Удалось ли сохранить связь со зрителем — нельзя дать однозначный ответ. И да, и нет. Человек может вообще не явиться на выступление. Одни и те же артисты выступают иногда великолепно, иногда плохо.
Голограмма не просто замена живого человека. Это микс новых технологий. У нас полностью уникальный контент с 2D анимацией, сопровождающий разговоры артистов, есть новые песни, спецэффекты.

Первый голографический театр
Первый голографический театр

Снять хорошее шоу стоит дорого, нам помогли частные инвесторы

Сколько по времени занимает подготовка голографического спектакля? Опишите процесс создания такого рода постановок. Насколько по времени отличается подготовка голографического спектакля от «живого»?

По нашему опыту не менее полугода, если работать очень быстро и слаженно. В зависимости от сложности сценария, идей режиссера, количества анимации и спецэффектов работа может длиться до 2-х лет. Процесс создания шоу состоит из следующих основных этапов разработки: сценарий, контент (голография и спецэффекты, разработка двухканального видео, синхронизация изображений), сценическое действие. Далее идет технический этап постпродакшена (анимация, спецэффекты и пр). После мы сводим вместе видео, аудио, свет, звук — то есть делаем непосредственно само шоу. Подготовка голографического спектакля сложнее обычного, занимает намного больше времени.

Как считаете, не потерялась ли идея постановки в спецэффектах? Если нет, то каким образом удалось сохранить баланс между реальностью и возможностями голографического изображения?

Спецэффекты дополняют сюжет, не изменяя смысл. За счет спецэффектов спектакль получился актуализированным.

У актеров театра «Квартет И» была возможность впервые оказаться зрителями на спектакле собственного исполнения, которой они успешно воспользовались. Расскажите о впечатлениях актеров?

Артистам очень понравилось. Вообще, мы общались со многими звездами, устраивали частные показы. Все в восторге! Основной плюс — можно не ездить на гастроли и при этом получать гонорары! За многие годы поездок по городам нашей большой страны артисты устают. С каждым/ой едет еще два автобуса команды: танцоры, музыканты, звукорежиссеры, ассистенты. С нами у звезд появляются альтернативы: можно снять шоу и оно поедет по городам страны без его/ее участия, либо можно самостоятельно передвигаться и принимать участие лишь в некоторых выступлениях. Многим селебрити важно, что люди в регионах, которые не смогли доехать до Москвы или крупных районных центров, смогут посмотреть их шоу. Это реализация нашей миссии — сделать эксклюзивные шоу доступными для всех.

Насколько актерам было трудно освоиться в новом формате подачи?

Ребята профессионалы. Многие сцены снимали с одного дубля.

Какие еще кандидатуры рассматривали создатели проекта? Если рассматривались несколько театральных коллективов, то по какому принципу проходил отбор?

Мы сразу пошли к лучшим, договорились с ними и приступили к производству.

Первый голографический театр
Первый голографический театр

Голограмма не просто замена живого человека. Это микс новых технологий

На данный момент оценить возможности театра будущего могут лишь жители и гости Москвы и Московской области. В каких городах в скором времени также пройдет показ театра будущего? Дальнейшие показы будут доступны только в сети кинотеатров «Каро» или предполагается сотрудничество и с другими компаниями? По какому принципу будут выбраны другие города России?

В следующем году мы планируем продолжить развитие в РФ. Мы развиваемся по модели франчайзинга, оставляя за собой производство контента, технические решения и общее управление новыми локациями. Сейчас ведем переговоры с потенциальными партнерами на дальнем востоке и юге России. Есть интересанты из Казахстана и Киргизии.

В настоящее время данный формат подачи уже нашел свою аудиторию? Какие отзывы поступают от зрителей спектакля?

В основном, всем нравится. Мы совсем недавно стартовали и пока рано говорить о сложившемся восприятии театра будущего зрителями. Этот вопрос будет актуально обсудить через год, после выхода следующих шоу и развития сети в регионах.

Сейчас на официальном сайте Голографического театра будущего VRTIST заявлено две премьеры, одна из которых уже запущена. Вторая — спектакль «Сказки Пушкина» — еще не имеет своей даты. Когда будет запущена вторая постановка? Что ожидать юным зрителям и их родителям?

Выход «Сказок Пушкина» запланирован на вторую половину декабря, под Новый Год. Концепция — А.С.Пушкин читает свою сказку, взаимодействует с героями, участвует в действии. В роли Пушкина неподражаемый Павел Деревянко. Малыши и их родители увидят уникальное взаимодействие актеров, анимированных персонажей, скетчевой анимации и виртуальных миров.

Первый голографический театр
Первый голографический театр

Реализация нашей миссии — сделать эксклюзивные шоу доступными для всех

Во многих источниках указано, что в дальнейшем в репертуар театра будущего войдут всемирно известные мюзиклы, популярные спектакли, концерты, комедии и fashion-шоу. Есть ли уже набросанный список тех проектов, за которые возьмется коллектив корпорации VRTIST в ближайшем будущем?

Я пока не могу раскрыть детали, но мы готовим коллаборацию с анимационными студиями, имеющими мировую известность, по выпуску мюзиклов с участием их героев. Также, мы планируем поставить horror и, возможно, экшн на базе комикса.

В дальнейшем к показу будут подготовлены уже поставленные спектакли или будут и авторские проекты, которых еще не видел ни один зритель?

Мы планируем делать авторские, уникальные проекты, которых еще никто не видел. Впереди очень много работы, но она нам очень нравится, мы любим то, чем занимаемся.