Несмотря на кажущиеся существенными требования современного мира, Атморави отказался от упрощения «живых» выступлений какими-либо подкладками или плейбэками. Он представляет свои песни либо совершенно прозрачно — под гитару, либо с использованием луп-рекордера и эффект-процессоров под электрогитару. Концерты очень живы, и публика с трепетом погружается в мир «эзотерического рока», именно так определяет свой жанр музыкант.


Расскажи, пожалуйста, о себе и своем пути. То, что считаешь нужным, чтобы знали люди. Какие ценности подарили родители, как попал в музыкальную среду?

Родители и бабушка предоставили драгоценный доступ к музыке в виде пластинок и начального музыкального образования. Но, наверное, пластинки были все-таки важнее. Я полюбил слушать музыку в записи уже в 5−6 лет. Очень любил Бетховена и Джо Дассена. Мы с семьей часто пели какие-то романсы и песни. И мама, и папа немного играли на пианино, которое было у нас дома, так что песенные вечера проводили частенько. Кроме музыки я очень любил (и люблю) читать. Стал читать доступную в те годы музыкальную периодику, в частности журнал «Ровесник». И стал вдохновляться интервью с музыкантами. Самое сильное впечатление было от интервью с Марком Нопфлером. Я потом увидел в магазине винил Dire Straits и не мог его не купить, даже не зная, что там за музыка. Это был такой особенный альбом «LOVE OVER GOLD». Эта пластинка стала для меня особенной и знаковой. Как и вся дискография Dire Straits впоследствии.

Я тратил все деньги на пластинки и терял много времени на их поиски. В то время было не просто, найти альбом Эрика Клэптона. Помню, как на большой перемене бегал в магазин, а потом на уроке рассматривал свою покупку.

По поводу музыкальной среды не могу ничего сказать. Среду мы сами создавали с моим братом и школьными друзьями. До сегодняшнего дня я не могу сказать, что являюсь частью некой музыкальной среды. У меня есть подозрение, что такой среды на территории бывшего СССР просто нет, так как деньги в музыке особо и не появились. Особенно в авторской музыке, не встраиваемой в контекст корпоративного праздника.

Часто приходится скрывать свои эмоции, мнение?

Не скажу, что приходится вообще что-то скрывать. Если я и не спешу с высказыванием своего мнения, то не потому, что хочу его скрыть. Я стараюсь отвечать на вопросы и говорить с теми, кто готов услышать. Иначе есть опасность пустого выброса энергии.

Атморави
Атморави
Что для музыканта может стать тюрьмой?

Тюрьмой может стать необходимость зарабатывать на жизнь чем-то другим, не музыкой. Тюрьмой может стать зависимость от избранного самому себе формата. Тюрьмой может стать жажда признания. Много чего.

Музыка — образ жизни или само собой разумеющееся прикладное искусство к ней, к жизни?

Мне кажется, что моя главная задача и стремление — сделать музыку образом жизни. А это нелегко, так как необходимо оплачивать свою жизнедеятельность, изыскивать возможности, находить доход без того, чтобы идти на компромиссы. Очень бы хотелось превратить музыку в главный поток, в котором можно было бы пребывать.

Что касается общих высказываний. Есть люди, для которых музыка играет очень большую роль. Может быть, у них генетика такая. И для таких людей тяжело не иметь в своей жизни много-много музыки — это может быть и музыкант, и меломан. Есть хороший короткий сериал «Roadies» про людей, обслуживающих концертный тур. Вот там прекрасно показан мир, где музыка это образ жизни. Причем для тех, кто сам не играет на инструментах. Я тоже так ощущаю. И иногда мне кажется, что, может быть, если бы была возможность, мне бы хватило быть технической поддержкой музыкального каравана. И не обязательно исполнителем и артистом.

Ностальгия способна утешить или загнать в депрессию?

Думаю, что и то и другое будет лишь игрой ума.

Что потрясло больше всего за этот год?

У меня был очень плотный год. С переездом, записью и выпуском альбома нашего нового проекта САТГИТА. Потрясением, наверное, можно назвать радость совместного создания музыки в августе и сентябре. Сначала мы записывали альбом, который потом я сводил, а в сентябре мы поехали на Ошо Фестиваль на Азовском море и там каждый день играли живую музыку. Это было потрясающе.

САТГИТА
САТГИТА
Существуют ли критерии, которые помогут определить хорошего исполнителя? Своеобразный чек-лист.

По моей теории хорошим исполнителем может стать артист с огромным сценическим опытом. Без сотен концертов за два-три первых года выхода на сцену сложно набрать обороты и раскрыть свой талант. А потом это уже видно по тому, как человек держит зал, как ведет себя на сцене, как передает (или нет) свое послание публике, как помогает слушателям раскрыться и пережить очищение от переживания музыкальных произведений.

Нужно ли артисту изобретать образ или стоит оставаться самим собой на сцене и в жизни?

Это зависит от жанра. И это зависит от доступных каналов распространения информации. В России/Беларуси сегодня у музыкантов не так уж много каналов оповещения публики. Имидж можно придумать, но будет ли от этого толк? Кому показывать этот имидж и как? Вопросов много.

Атморави
Атморави
Расскажи о процессе записи музыки. Студия или кухня? Об инструментах и аппаратуре, концертах и публике.

Я с 2000 года занимаюсь домашней звукозаписью. Освоил программу Logic, которой достаточно для того, чтобы записывать свои вещи. Насобирал некоторое количество микрофонов. Больше всего использую «Октаву МК-012». Какое-то время назад понял, что очень важно иметь в самом начале хороший звук максимально близкий к конечному звучанию. Поэтому очень важно иметь хорошие инструменты и хорошее звукоизвлечение. Из гитар у меня американский Martin D-18, мексиканский Fender Telecaster BlackTop, бас Steinberger. Мечтаю расширить свою коллекцию и завести банджо и гитару формы «парлор» поменьше.

Как можно уговорить человека пойти на live?

Это работа не музыканта, а промоутера. Совсем другая профессия. И весьма непростая. Если у человека в детстве не было переживания живой музыки как чуда, то впоследствии сложно будет найти какие-то слова, чтобы увлечь такого человека в концертный зал. Как с этим быть? Надо развивать СМИ, которые бы фонтанировали энтузиазмом по поводу артистов и музыки. Тому есть чудесные примеры американских радио станций KCRW и Folk Alley Radio.

Плагиат — это мародерство

Можно ли простить сознательный плагиат?

Что значит простить? Закон есть закон. Когда человек называет своим чужое сочинение, которое, может быть, уже было обкатано на какой-то публике, то это обычное мародерство. Эксплуатация чужого труда и таланта.

Век артистов, которые способны собрать стадион, как мне кажется, ушел. По крайней мере на территории РФ. Многие довольствуются клубами до 200 человек. И почти рады этому. Что думаешь?

На территории РФ стадионы никто и никогда не собирал. Никогда не было концертов по 50−70 тысяч человек. И сегодня никто не собирает столько. Причина тому — страшная ситуация со СМИ. Со времен СССР изменилось многое, но СМИ стали чуть ли не хуже. Доверие к ним ноль, и они совершенно не выполняют функцию фильтра и воспитания вкуса у широкого населения. Интернет, к сожалению, еще больше рассредоточил аудиторию. К этому добавляется общая плачевная ситуация с экономическим климатом. Конкурентная среда на культурном поле не оставляет много шансов для начинающих артистов или артистов альтернативных жанров.

Музыка — это цветение большого дерева. Если из дерева сделали телеграфный столб, то вряд ли будет много цветов. Отсюда посещаемость настолько низкая.

Музыка и политика. Музыка и религия. Политика и религия. Эти вещи дополняют друг друга?

Эти вещи взаимосвязаны. Разные общества производят разные условия для возникновения разной музыки. В принципе, не надо быть особо одаренным, чтобы уметь сравнивать музыку, создаваемую в разных социально-экономических условиях, и заметить, насколько музыка может быть разной в зависимости от контекста. Всякое искусство и вообще все существует в контексте. Нельзя вырваться из этого. Хотя и не всегда можешь что-то менять во внешнем мире. Но пытаться стоит, мне кажется.

Как артисту вовремя уйти? Metallica когда-нибудь сможет это?

Вовремя уйти? Для чего уйти? Если есть идеи и есть желание играть, а также есть желающие тебя слушать, то зачем уходить? Есть много примеров музыкантов, ушедших из жизни прямо на сцене. Это прекрасный способ поставить точку в этом воплощении.