Елизавета Костягина, солистка группы MONOЛИЗА, о саундтреках к фильмам, съемках клипов и ротации на радио.

MONOЛИЗА & Светлана Сурганова — Жуть

Вы соавтор некоторых песен Светланы Сургановой, первый свой альбом записали у нее на студии, каждые 6 лет, осенью, снимаете с ней клип. Как вы познакомились и почему решили работать именно со Светланой?

Есть такая профессия «соавтор Светланы Сургановой» (улыбается). На самом деле в соавторстве только 2−3 песни у нас, но этикетка прилипла прочно (улыбается). А вообще, мы друзья и уже несколько лет как соседи. Познакомились абсолютно случайно, по фактору геолокации. Мы много общались, и я показала Свете какие-то свои тексты, и из них получились хорошие песни. Но сколько ещё таких, из которых ничего не получилось (улыбается).

Кто вам обычно снимает клипы и сколько съемочных дней уходит на создание одной работы?

Обычно это либо друзья, либо кто-то по рекомендации. Достаточно 1−2 дня, если всё снимается в одной локации. Исключением, наверное, был только клип «Мечта» — один день мы провели в загородной конюшне, второй день мы снимали в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина, а третий — просто в тюрьме. Если подробнее, то заключительные съемки проходили в заброшенной кронштадтской гауптвахте.

Клип на «Космос» снимали в Индии, но по стечению обстоятельств. Все остальные работы родились в Санкт-Петербурге. На «Линии», кстати, тоже потребовалось два дня. Хотя… кажется, и на «Мою весну» тоже несколько дней ушло, т. к. доснимали много участников кроме самих музыкантов.

MONOЛИЗА
MONOЛИЗА | Фотограф: Александра Сморыго

Есть такая профессия «соавтор Светланы Сургановой»

В одном из интервью Вы говорили, что хотели всю жизнь заниматься продюсированием и организацией концертов — на Ваш взгляд, как сегодня обстоят дела с продюсированием в России? Многие музыканты зарекаются иметь дело с продюсерами, например. Как Вы к этому относитесь, есть ли у Вас продюсер?

Продюсированием я не очень хотела заниматься, а об организации концертов подумывала. Мы недалеко ушли от этого, иногда концерты лежат полностью на наших плечах. У нас нет продюсера, и я с пониманием отношусь к тем, кто зарекается.

С какими трудностями Вы сталкивались, как начинающий музыкант?

Я думаю, что мне в этом плане повезло: у меня была поддержка Светы Сургановой и единомышленников в самом коллективе. Главное, на всех этапах, чтобы в тебя кто-то верил.

Вашей группе уже 11 лет, если оглянуться назад — что бы Вы себе сказали/посоветовали 11 лет назад?

Беги, Лиза, беги (смеется).

Изменили бы что-нибудь?

У меня есть много песен об этом: о желании, возможности что-либо менять. Но, наверное, нет — всё это время прошло очень интересно и без этого опыта не было бы того, что есть сейчас.

За это время у Вас было ощущение хоть раз, что Вы «исписались»?

Всякое бывает, но пока проходит. Всё меняется с рождением новой песни. А в перерывах я исписываюсь.

MONOЛИЗА
MONOЛИЗА | Фотограф: Александра Сморыго

У нас нет продюсера, и я с пониманием отношусь к тем, кто зарекается

Ваша песня «Когда» стала заглавным саундтреком к фильму «Два пистолета. Олимпиада грабителей», в 2013 г. Вы написали саундтреки к новогоднему фильму «Тётушки» — «Звездочеты», «Прекрасная жизнь» и «Под прицелами». Как вышли на историю по написанию музыки к фильмам? Хотели бы еще написать треки к фильму?

Писать на заданную тему песни — очень непростое занятие, я бы не справилась. В этих двух случаях съемочные группы сами вышли на нас и выбрали песни из нашего репертуара, которые им больше всего подходили.

В 2014 Вы собирали деньги для альбома на краудфандинговом проекте Planeta.ru. Сколько стоит записать качественный альбом? Не было страха, что денег может не хватить на запись или вы их не соберете?

Интересная и неоднозначная история с этим краудфандингом. Я более того скажу, мы и не ставили такой цели — на проекте обозначили просто более реальную цифру, потому что, если не собиралась поставленная цель, деньги уходили то ли в фонд Планеты, то ли другой процент они брали, в общем, рисковать было страшно. При этом мы смогли окупить хотя бы часть своих затрат, и это уже хорошо. Самым моим страшным сном было то, что мы вообще у кого-то что-то берём, и я могу чувствовать себя обязанной. Все эти лоты тоже не проходили для меня безболезненно, для меня общение с каждым новым человеком — стресс, а там мне пришлось пострессовать. Но это был тренд и мы были в нём (улыбается).

MONOЛИЗА
MONOЛИЗА | Фотограф: Александра Сморыго

Музыка всегда жива, а её земная оболочка может меняться…

Ваши треки сейчас можно услышать на радио? Поделитесь опытом, как попасть молодым музыкантом на радио и нужно ли это сегодня, в эпоху интернета и соц. Сетей?

У меня есть своя теория на это счёт… Существует несколько способов попасть в жёсткую ротацию на радио, некоторые из них проверены самолично: через постель, через дуэты с Владимиром Шахриным или Светланой Сургановой, за деньги, написать просто хорошую песню или писать тот материал, который точно подойдёт под форматы, и стать в итоге заложниками этих форматов навсегда.
Что же касается настоящего момента, то со дня премьеры клипа стартовала «Жуть» на волнах Страны FM. А ранее, как вы можете догадаться, на радиостанциях звучали и «Линии», и «Осенью», и такие песни как «Мечта», «Моя весна» и другие.

Что в плейлисте у Елизаветы Костягиной?

Можно посмотреть у меня на странице вконтакте. Искать или слушать музыку специально у меня, к сожалению, совсем нет времени. Обычно я слышу что-то и шазамлю, потом добавляю к себе, если понравилось.

Рок сегодня актуален?

Совсем я про это ничего не знаю. Знаю, что музыка всегда жива, а её земная оболочка может меняться…

И напоследок. Вы счастливый человек?

Всенепременно!