Илья Живой — хореограф, выпускник балетмейстерской кафедры Вагановской Академии, работает с ведущими артистами Мариинского театра и не боится экспериментировать. Поговорили о вдохновении, важности профессии и стремлениях.

* * *

Почему из всех видов деятельности Вы выбрали именно балет? Расскажите, с чего начинался Ваш путь?

Я начал танцевать с самого детства. Когда мне было 7, родители отдали меня в танцевальный кружок. Помню, что мне нравилось танцевать, и я не чувствовал никакого желания это бросить или поменять занятия на другие. Потом была Академия Вагановой, а потом Мариинский Театр.

Помните ли Вы свое первое выступление? Оно было удачным? Какие чувства Вы испытывали?

Если честно, я не помню. Но помню, что мне говорили о моих способностях, что нужно всегда очень стараться и много работать, только тогда будет толк.

Почему начали выступать под псевдонимом «Живой»? Почему именно этот псевдоним?

«Живой» — это не псевдоним, это моя фамилия в паспорте. Всю жизнь я носил фамилию матери, не знаю почему, никогда не задумывался об этом, но в один день решил поменять ее.

Илья Живой
Илья Живой / Фотограф: Ирина Лопатина

Нужно всегда очень стараться и много работать, только тогда будет толк

Вы обучались у таких людей как Геннадий Селюцкий и Николай Боярчиков. Какой именно вклад они вложили в Вас как в преуспевающего хореографа? Чем именно запомнился каждый из них?

Николай Николаевич запомнился мне своим чувством юмора и позитивным отношением к жизни — это хорошие качества. Геннадий Наумович научил меня слышать музыку, не просто слушать мелодии и ритмы, а проникать в математику и главное уметь оживить эту систему за счет пластики тела. Музыкальность — это одно из самых важных качеств в профессии хореографа.

В Мариинском театре Вы начали работать с 2008, а с 2013 года преподавать. Что Вам нравится больше — выступать в качестве артиста балета, преподавать или ставить постановки?

Я не преподаю в театре, я вообще очень редко занимаюсь такими вещами, как мастер-классы или образовательные программы. Мне нравится танцевать, но чем старше я становлюсь, тем чаще танцую только свою хореографию. Так устроен театр.

В балетах «E2.Едва.Hardly», «Adulte», «Connections» Вы были в роли хореографа и ведущего артиста. Были ли моменты, когда, танцуя на сцене совместно со своими «учениками», у Вас возникали трудности во взаимопонимании? И насколько трудно быть цензором собственной работы?

Я очень критичен к самому себе и порой мой перфекционизм усложняет жизнь, но я ценю это в себе, это не дает расслабляться. Я всегда очень дружелюбен с артистами, будь то танцовщики-новички или звезды с мировыми именами — так проще и продуктивнее работается, да и вообще, я понимаю их, ведь мы делаем одно дело.

Какие методы как преподаватель Вы используете при обучении, либо во время репетиции постановки?

Я просто стараюсь максимально понятно изложить то, чего я хочу добиться от танцовщика.

Илья Живой
Илья Живой / Фотограф: Павел Воронов

«Живой» — это не псевдоним, это моя фамилия в паспорте

У Вас пройдет мастер-класс «Времена года», почему такое название и возможно ли чему-то научить за такой короткий период?

Это идея Екатерины Матвеевой — cделать класс по мотивам моего балета. Она пригласила меня для участия в проекте WORKSHOP & BACKSTAGE, в котором к организации мастер-классов подходят очень творчески. Не думаю, что можно в принципе чему-либо научиться за полтора часа, но вот потанцевать и повеселиться мы точно успеем.

Многие отзываются о Вас, как об одном из лучших молодых хореографов Мариинского театра, Игорь Ступников назвал Вас «Мастером лирического танца». Как Вы реагируете на подобные высказывания в Ваш адрес? Согласны ли Вы с ними?

Мне всегда приятно слышать положительные отзывы о своей работе, особенно от людей, которые в этом разбираются. В целом же мнений я слышал много и они абсолютно разные, это нормально. Главное самому быть довольным тем, что у тебя получается. Вера в себя и свои силы — это главное.

Вы приняли участие в более чем 15 постановках в качестве артиста. Какие проекты больше всего запомнились и почему? Какие из них больше всего способствовали Вашему профессиональному развитию и что именно они Вам дали?

Я танцую классический балет большую часть своей жизни, и самое интересное и полезное — это работать с хореографами других жанров. Ты должен уметь все, быть универсальным танцовщиком и актером.

На сайте Мариинского театра говорится о том, что Вы совместно с труппой гастролировали в США, Японии, ОАЭ, Германии, Франции, Испании, Италии, Англии. Где больше всего понравилось выступать и почему? Куда бы Вы хотели поехать со своими постановками?

В каждом месте есть свой изюм. Вообще, путешествовать — это прекрасно. Я поклонник Японии и мечтаю когда-нибудь показать свои спектакли там.

Илья Живой
Илья Живой / Фотограф: Тата Сироткина

Музыкальность — это одно из самых важных качеств в профессии хореографа

Ваши постановки пользуются популярностью даже у критиков. Как Вы думаете, почему?

Сложно сказать, в чем тут дело. Думаю если проект удачный, то гораздо легче написать о нем хороший отзыв, чем пытаться выжать хоть что-то из провальной работы.

Как Вы относитесь к славе и популярности? Считаете ли Вы себя знаменитым?

Я считаю себя способным на поступки, что же касается поиска славы и признания, то процитирую Бродского: «Наши изделия говорят о нас больше, чем наши исповеди».

«Деловой Петербург», как и многие другие издания, писал о том, что «Времена года» Вы ставили именно на Екатерину Кондаурову и Романа Белякова? Почему? Как Вы выбираете тех, кого хотели бы видеть в роли исполнителей в Ваших постановках?

Екатерина Кондаурова моя муза, это одна из лучших балерин современности, и работать с ней огромная честь и гордость. Балет «Времена Года» — это бесспорно ее балет.

В издании «Музыкальные сезоны» Вы сказали, что в самом начале старательно избегали всего, что «Могло бы напомнить о Джордже Баланчине, Иржи Килиане и других корифеях — но потом пришло понимание, что великих не зря называют великими, что не нужно бояться перенимать приемы, найденные ими, что творческие претворения этих приемов помогает найти свой собственный стиль». Почему раньше было такое отношение? Что заставило поменять свое мнение на этот счет?

Я повзрослел и перестал двигаться от противного. Переосмысление того, что тебя вдохновляет, поиск новых красок и акцентов, создание своего собственного пластического языка — вот что меня действительно интересует.

Илья Живой
Балет Ильи Живого «Времена года» / Фотограф: Валентин Барановский

Сложно говорить о будущем классического балета, гораздо важнее подумать о его настоящем

Постановка «Мечтатели» ставилась тремя хореографами. Каждый из вас творил свою часть, не видя при этом, что делают оставшиеся два хореографа. И совместно вы делали только заключительную часть. Насколько тяжело было работать в таком формате?

Мне не было тяжело в работе над «Мечтателями», мы нашли общий язык с коллегами и все прошло очень уверенно и слаженно.

В «WTF» Вы назвали себя «носителем классической школы». Также в одном из изданий писали по поводу «Мечтателей» следующее: «Джинсы и футболки на сцене для артистов балета так же непривычны, как и электронная музыка». Как Вы считаете, имеет ли место подобное в балетной среде? Каким образом подобные нововведения могут повлиять на «классический» балет? Каким Вы видите будущее балетной среды?

Да, я танцовщик с академическим образованием и многолетним опытом работы в театре с преобладающим классическим репертуаром, но это абсолютно не мешает мне экспериментировать как хореографу. У меня есть определенные табу в плане создания пластики, но я абсолютно открыт к восприятию различных танцевальных жанров. Сложно говорить о будущем классического балета, гораздо важнее подумать о его настоящем.

Тяжело ли творить новый пласт балета, который сейчас представляет собой симбиоз классики и современности?

Мне в принципе сложно придумывать, я всегда очень размеренно начинаю новые проекты. Не люблю суету и спешку. Но тут невольно, да вспомнишь поговорку «Русский долго запрягает, да быстро едет».

Какие поставлены цели в плане карьеры (к примеру, какие-либо определенные награды, выступления за границей и др.)?

Я сейчас очень жду церемонию вручения «Золотой Маски», ведь балет «Времена Года» выдвинут в номинациях «лучший балет», «лучший хореограф», «лучшая работа художника по свету» и «лучшая женская роль» у прима-балерины Мариинского театра Екатерины Кондауровой. Есть еще несколько идей и потенциальных проектов, в том числе и за границей, поэтому нужно непременно все успеть и осуществить!