Игорь Верещагин: «Не надо бороться ни с какими видами самовыражения. „Мазня“ может оказаться картиной Ван Гога»

Легендарный отечественный уличный и музыкальный фотограф Игорь Верещагин о съемках книги VINYL, эталонном снимке, советах Брессона, Инстаграме и тенденциях серебряно-желатиновой печати.
Текст: Глеб Глядо
Все фотографии предоставлены автором
Игорь Верещагин — известный отечественный уличный и музыкальный фотограф. Снимал The Rolling Stones, Игги Попа, Элиса Купера, Пола Маккартни и Роберта Планта. Его работы публиковались во множестве отечественных и западных журналов, а также использовались для оформления плакатов и обложек альбомов Гарика Сукачева, групп Jethro Tull, «Чайф», «Сплин», «Би-2» и многих других.
Когда вы увлеклись фотографией? Что подтолкнуло к этому? Кому вы показывали свои первые фотографии?
Увлекся очень давно. А несколько лет назад, роясь среди отцовских пленок (он в пятидесятые годы снимал, довольно много, когда приехал строить Братскую ГЭС), нашел конверт с негативами, где написано: «Маша и я, снимал Игорь. Игорь на остановке, ждем автобус, 12 июня 1957 года».

В школе фотографировал, в институте, конечно, и всю жизнь, первым кому показывал — друзьям, одноклассникам.

А к музыкальной фотографии подтолкнуло увлечение музыкой, в 60-е годы у нас уже были магнитофонные записи Beatles, Beach Boys, Rolling Stones, передачи по VOA и BBC, но фотографий практически не было, мы так хотели узнать какие они. Вот этот интерес не иссяк до сих пор.
Дмиитрий Быков и Владимир Познер после блистательного вечера в ЦДЛ
Трудно представить, что Вы не успели реализовать что-то, что задумывали, но все же — есть ли какая-то съемка мечты, которая не дает покоя (задумка, которую пока не получается реализовать, но очень хочется)?
Да, я уже несколько лет снимаю книгу VINYL — портреты значимых для меня (и многих) людей с их любимой виниловой пластинкой.

Мои главные кумиры из 60-х. К сожалению, то поколение уже уходит.

Я мечтаю успеть сфотографировать Кёртиса Фуллера (Curtis Fuller) — единственного на сегодняшний день живого музыканта, игравшего на пластинке Джона Колтрейна Blue Train.

И уже никогда мне не увидеть моих кумиров — Джона Леннона и Джорджа Харрисона, Джими Хендрикса и Джима Моррисона…
Не люблю конкурсы. Ни фото, ни конкурсы красоты
Без названия
Можно ли назвать постановочную съемку уделом новичков, а репортажную — профессионалов?
Конечно нет, это разные виды съемки, в каждом можно быть и новичком и профессионалом.
Вы самокритичны?
Надеюсь, да. Отлично понимаю, что я близок к начинающему в постановочной фотографии, да и многих других видах фото.
О стереотипах в обществе
Алкоголь — быстрый реультат и доступность
Что такое красота в фотографии? Существует ли эталон качественного снимка?
Если бы знать, что такое красота в фотографии… У каждого она своя.

А эталон качественного снимка для меня — если он нравится мне. Впрочем другим он не обязан нравиться вообще, поэтому я не люблю конкурсы ни фото, ни конкурсы красоты.
Если ты мнишь себя фотографом — значит ты фотограф
Пушкинская площадь, февраль, 2017
Современное искусство связано с переживанием нового опыта. Как это отражается на фотографии?
Это для меня сложный вопрос. Я не очень разбираюсь (то есть совсем не) в современном искусстве, но возникают новые возможности в фотографии благодаря развитию цифровой технологии. Например, live photo — функция в новых iPhone — где фото не статично, запечатлены доли секунды движения. Это мне кажется дает новые возможности для выражения.
Если внимательно всмотреться в старые снимки, мы поймем, что «вечность» была иной. Развитие технологий упростило существование. Каждый второй мнит себя фотографом. Насколько они действительно могут считаться таковыми?
Если ты мнишь себя фотографом — значит ты фотограф. Возможно только не для большой аудитории, а для себя лично. А возможно еще для семьи и друзей, что тоже неплохо.

Я не думаю, что мир сильно изменился, технологии — да. Я иногда думаю, как было бы скучно жить без радио, фотографии, кино, если бы все это не было бы изобретено. Мы бы никогда не узнали ни Beatles, ни Шаляпина ни Феллини.
Все советы Анри Картье-Брессона актуальны
Профиль
Интернет переполнен «селфи», в которых авторы, накладывая эффекты, пытаются казаться красивее реальности. Стоит ли с этим бороться?
Да не надо бороться ни с какими видами самовыражения. Возможно, гримасы и эффектные фильтры будут толчком к дальнейшему развитию. Сколько уже в истории было примеров, когда «мазня» оказывалась картинами Ван Гога.
Творчество — это «результат сублимации», а фотограф — «голос своего бессознательного»? Согласны с такой точкой зрения?
Да, согласен. Я считаю, что самое главное в фотографии — это интерес к фотографии. Этого нельзя приобрести ни на каких курсах, ни в каких институтах. Если есть интерес — значит ты фотограф, продолжаешь им быть. Точнее это должен быть интерес к созданию фотографии, к съемке. А просто интерес к фотографии может быть у очень большого круга зрителей и критиков.
Пляжный фотограф. Болгария 1984
В эссе «Совершенство техники» Юнгер констатирует разочарование в миссии техники: она не освобождает, а порабощает, не создает новые богатства, а формирует новые потребности. Вопрос такой же странный, как и нужный — зачем нужна фотография и требуется ли ей постпродакшн?"
Есть такая тенденция. Современные камеры очень сложны, в них пытаются заложить как можно больше различных функций, но есть и другие тенденции — возврат к пленке, к простым камерам, без лишних функций.

Лейка (Leica) пошла совсем далеко — у них теперь есть камера без дисплея. То есть у вас нет возможности без конца заниматься «чимпингом» — заглядывать на экран. Это помогает сосредоточиться на съемке.

Да и все советы Анри Картье-Брессона по-прежнему актуальны: кадрируйте при съемке, снимайте одним объективом, постарайтесь быть незаметным.

Никогда не потеряет актуальности семейная фотография, без всякого постпродакшена.
Инстаграм — помощник фотографу?
Вот с этим до сих пор не разобрался. Раньше там были ограничения в размере и пропорциях фото, это меня как-то оттолкнуло. Говорят теперь все изменилось.
Томск, 1977. Защитились. Обмыли...
Австралийский фотограф Дин Уэст в интервью для нашего медиапортала говорит о том, что фотография пытается стать картиной и благодаря цифровым возможностям у нее это получается. Какую технику используете Вы (цифра, аналог)?
Я использую и цифру и пленку. Больше конечно цифру, но у пленки своя магия, как и у виниловых пластинок.

Сейчас такое время, что многие, даже снимающие на пленку, потом сканируют и печатают на струйных принтерах, используя преимущества обеих технологий. Даже есть тенденция особо ценные цифровые фото печатать серебряно-желатиновой технологией, это, например, приветствуют музеи.
Еще
Интервью-журнал HITCH.SPACE
mail@hitch.space