Фотограф Дин Уэст (Dean West): «Фотография всегда нереальна. Она всегда уже позади»

Интервью с австралийским фотографом Дином Уэстом о постпродакшне, нарративном ядре творчества, идеальном инстаграме, трендовом ретро и о неравенстве фото и картин.
Текст: Илья Хромов
Dean West
Dean West
Фотограф Дин Уэст (Dean West) сотрудничает с SONY, Disney, MTV. Его многогранные снимки объединяют реальность и вымысел. Кадры строятся месяцами.

Опираясь на принципы современной эстетики, автор отображает наиболее часто встречающийся формат голливудской киноиндустрии. Этим еще больше пленяет зрителя и профессионалов.

Дин Уэст живет и работает в Нью-Йорке. В 2008 году он был включен в ТОП-100 подающих надежду мировых фотографов Saatchi & Saatchi. Был назван лучшим рекламным фотографом года по версии Aperture Awards. А среди известных коллекционеров работ фотографа — сэр Элтон Джон.
Фотография — это искусство рассказать историю. Искусство запечатлеть один кадр и рассказать о том, что в нем происходит. Вы и сами соглашались с этим в Ваших предыдущих интервью.

И Вы ведь не работаете с одной фотографией. Вы используете множество кадров и большой постпродакшн, объединяя все это в одно изображение. Это что, трюк?
Слушайте, фотография всегда использовала самые последние технологии, чтобы создавать свои изображения. Все это — множество слоев. Каждая деталь, каждая птичка в кадре — это способ добавить что-то по пути. Меня нельзя сравнивать с классиками и традиционными фотографами, но я всегда использовать последние технологии, чтобы создать новые способы смотреть на вещи. Я постоянно ищу новые способы создавать новые изображения. Возможности, что у нас есть сейчас — мы никогда не обладали ничем даже похожим. Я использую новые возможности в продакшене, ищу что-то новое, потому что если мы только и будем держаться корней, то ничего не изменится, и со временем это станет чем-то скучным. Да и сам я люблю ставить перед собой вызовы и пытаться преодолеть их, так что… Забавно — работы, что есть здесь, очень сложны, а ведь я всегда пытаюсь сделать вещи такими простыми, как это только возможно. Такая вот правда.
Disney
У Вас нет ощущения, что сейчас в фотографии у нас стало гораздо меньше нарратива, чем это было десять-двадцать лет назад, и уж точно — пятьдесят?
Зависит от того, на что смотришь. Я знаю множество фотографов, которые фокусируются на нарративе. Фотографы, которых я обожаю, делают прекрасный нарратив. Я думаю, что аудитория просто стала меньше уделять внимание. Может, из-за технологии мы стали гораздо меньше просто смотреть на произведение искусства и наслаждаться им. Я уверен, что из-за технологии и из-за современной рекламы фокус действительно ушел от нарратива в сторону быстрого, шустрого контента, который просто старается ухватиться за твой взгляд. Но я надеюсь, что со временем (хотя скорее всего, этого не случится) люди вернутся назад к более глубокому погружению. Но сейчас оно точно становится короче и короче. Да и я сам, например, когда у меня даже какой-то сайт не грузится, становлюсь весь такой: «что за дела»?

Но я всегда буду считать, что нарратив — это ядро моего творчества. Я никогда не буду делать что-то, что не считаю стоящим того. Поэтому я всегда спрашиваю себя, перед тем, как начать: «зачем я делаю это»?
Around the Band
Что думаете об инстаграме?
Слушайте, для фотографов инстаграм идеален. Это еще один визуальный язык, с помощью которого я могу общаться. Плох ли инстаграм? Я так не думаю. Я думаю, все зависит от того, как люди используют этот визуальный язык. Если весь день сидишь напролет в инстаграме, легко скатиться до депрессии — люди видят, как их друзья, да и просто совершенно неизвестные люди, селебрити постят фотографии прекрасных пляжей, путешествий, мест, вечеринок… И это создает в тебе грусть. Тебя там нет. Бесспорно, у этого есть негативный эффект. Но как фотограф, я использую инстаграм просто как еще один способ показывать свои работы и свою перспективу на вещи людям.
Мы подняли тему технологий. Да, сейчас мы безбожно продвинулись в ней, такого никогда не было. Но вот какое дело: в последние годы мы видим некий тренд на ретро — во всех областях искусства, да и не только. Я знаю, Вы как-то сказали, что не любите тренды, ведь тренды приходят и уходят. Но скажите мне вот что: это ретро просто новый тренд, или увлечение технологиями — это просто был временный затяжной тренд, и теперь ретро возвращается на свое исконное место?
Технология всегда будет развиваться и прогрессировать. И в моде, и везде, я думаю, что ретро — это просто тренд, который идет по кругу. Когда я использую ностальгические, традиционные стили в своих работах — это просто напоминание людям о том, что фотография — это всегда о прошлом. Кадры, будто бы из другого времени — все это способ напомнить людям, что фотография всегда нереальна. Она всегда уже позади.

Является ли ретро трендом? Да. В Нью-Йорке все сейчас носят черное, все время. Такого никогда не было. Через несколько лет наверняка все уже будет по-другому. А технология всегда будет иметь своих сторонников — ведь она позволяет смотреть сквозь глобальные тренды, сквозь срезы времени и видеть вещи в более крупном масштабе.
Novartist
Лет пятьдесят-семьдесят назад люди постоянно говорили: фотография — это не искусство. Это просто способ запечатлеть момент. Со временем это мнение начало меняться и продолжает меняться. Сейчас фотография, наконец, стала искусством? Мы можем взять картину и фотографию, поставить рядом и сказать, что они равны?
Я не могу сказать, что они равны. Но могу сказать, что фотография определенно сейчас куда больше стала искусством, чем двадцать-тридцать лет назад. Яркое тому доказательство — аукционы. Фотографии теперь продаются за полмиллиона долларов. И это не некая одна единица — это ведь тиражи, они печатаются больше, чем в одном экземпляре.

Но я все же считаю что это искусство. Фотография всегда была инструментом ловить реальность. Документировать ее. Но из-за диджитала и технологий фотография сейчас пошла как бы назад — в сторону попыток стать картиной. Из-за возможностей. И это очень интересно для меня, как для кого-то, кто работает с цифровыми фотографиями. Этот уход от тренда на реальность и документирование в сторону большей искусственности и уникальности. И кстати, когда мы закончим со всем этим — мы вернемся к документальной фотографии.

Я знаю, что многие фотографы вовсю используют цифровые технологии из-за новых возможностей. Я знаю, что многие фотографы используют пленку из-за аутентичности. Но как-то я сказал в другом интервью, что фотография — это объект. Это что-то, на что можно посмотреть и подержать в руках. Это то, что можно представить в галерее, музее, в раме. Потому что тогда фотограф и становится фотографом по-настоящему.
Еще
Интервью-журнал HITCH.SPACE
mail@hitch.space