Фернандо Пессоа — Лиссабон: Что следует увидеть туристу

Отрывок из книги Фернандо Пессоа «Лиссабон: Что следует увидеть туристу»
Фернандо Пессоа
Фернандо Пессоа
Фернандо Пессоа (1888 — 1935) — португальский поэт, прозаик, мыслитель.
Фернандо Пессоа написал этот путеводитель по Лиссабону на английском языке в 1920-е годы. Он никогда прежде не публиковался — рукопись обнаружилась, когда после смерти поэта прошло значительное время. Путеводитель представляет двойной интерес: как текст, вышедший из-под пера Пессоа, и как описание городских достопримечательностей, получившееся весьма поэтичным. Пессоа любил Лиссабон, прекрасно знал все его уголки, здесь он провел свое детство до поступления в среднюю школу в Дурбане. Эта книга и сегодня не устарела. Исправления коснулись только имен собственных и названий
мест — их написание приведено в соответствие с современными орфографическими нормами. Несмотря на то что рукопись пролежала без движения более восьмидесяти лет, настоящая книга станет незаменимой помощницей туристам, посещающим Лиссабон, но особенно ценна она для поклонников творчества Пессоа, число которых постоянно растет.

Лиссабон: что следует увидеть туристу

Перевод — Александра Соколинская
Лиссабон — это скопление разноцветных домиков, неравномерно разбросанных по семи холмам. Оттуда с разных точек открываются великолепные панорамы.

Перед путешественником, прибывшим морем, Лиссабон предстает вдали точно ночное видение, четко вырисовываясь на фоне ярко-голубого неба и сверкая куполами, позолоченными солнцем. Памятники и старинные замки возвышаются над домиками как далекие предвестники этого благословенного края.

Турист начинает изумляться, когда корабль, миновав маяк Бужиу — небольшую сторожевую башню в устье реки, построенную три века назад по проекту архитектора Фрея Жуау Туриану, — приближается к полосе мола. Перед его взором вырастает башня Белень, строение в романо-готическо-мавританском стиле, великолепный образец военной архитектуры XVI века. Корабль движется вперед — река сужается, а затем опять расширяется, образуя крупнейший естественный залив в мире, где стоит на якоре величайший из флотов. Еще немного — и слева на холмах становятся видны крыши домов. Это и есть Лиссабон.

Высадка протекает без трудностей и задержек; на берегу нет проблем с общественным транспортом. Экипажи, автомобили, даже электрический трамвай — за несколько минут они доставят туриста прямо в центр города. На причале все устроено для удобства путешественников — таможенники и представители портовых и иммиграционных служб неизменно вежливы и готовы дать все необходимые справки. Возле здания таможни — небольшой полицейский участок, что очень хорошо, поскольку именно здесь контролируется доставка багажа.

Полицейский участок рассылает багаж во все части города и отвечает за доставку. Ответственные за это чиновники очень компетентны и говорят на нескольких языках.
 — Лиссабон: Что следует увидеть туристу
Лиссабон: Что следует увидеть туристу
Фернандо Пессоа
Панорамный вид Лиссабона
Панорамный вид Лиссабона
А теперь попросим туриста следовать за нами. Как чичероне, будем водить его по городу, показывать памятники, сады, примечательные здания, музеи — все, что стоит посмотреть в изумительном Лиссабоне.

Если турист собирается задержаться в городе на какоето время, поручим его багаж носильщику, пусть отвезет вещи в гостиницу, а самого его посадим в автомобиль и отправимся вместе с ним в центр города. По дороге покажем ему достопримечательности.

Прямо напротив пристани, от которой мы только что отъехали, находится возвышенность Роша-ду-Конде-де-Обидуш. На ней раскинулся прекрасный сад, куда ведут две большие каменные лестницы. Из сада открывается красивейший вид на реку. Если пойти по улице 24-го Июля, мы пройдем мимо садов Сантуш (или садов Васко да Гамы [порт. произношение — Вашку да Гама. — Примеч. ред.]) и садов Праса-де-Дон-Луиш (или площади Дона Луиша), где стоит памятник одному из героических защитников конституции маркизу де Са-да-Бандейра. Статуя работы Джованни Чинизелли была отлита в Риме; постамент изготовлен в Лиссабоне Жерману Жозе де Саллешем и водружен в 1881 году.

Обратим внимание на площадь, простирающуюся до самой реки. Она начинается чуть дальше, за красивым зданием Национальной помощи туберкулезным больным (Асиштенсия Насионал ауш Туберкулозуш), основанной королевой Амелией. Слева мы видим монумент герцогу да Терсейра, освободившему Лиссабон от правительства абсолютистов, справа — небольшую, но по-своему примечательную мраморную статую моряка у штурвала. Автор этой скульптуры — Франсишку душ Сантуш, автор скульптуры герцогу — Симойш де Алмейда.
Площадь Педру IV
Площадь Педру IV
Рядом — железнодорожная станция, по которой проходят поезда в Кашкайш. На реке — причал для небольших пароходов, ходящих по Тежу. Тут же — автомобильная стоянка.

Наша машина движется вперед по Арсенальной улице мимо здания Ратуши (Камара Мунисипал), одного из красивейших в городе, примечательного как внешним убранством, так и интерьерами. Это — плод сотрудничества архитектора Домингуша Паренте и знаменитых скульпторов и художников. Непременно обратите внимание на монументальную лестницу, ведущую на второй этаж, а также на великолепную роспись на потолке и на стенах. Комнаты ратуши богато украшены фресками и холстами с изображением исторических персонажей. Над ними трудились художники: Секейра, Колумбану, Жозе Родригеш, Невеш Жуниор, Мальоа, Салгаду и т. д. На великолепном полотне Лупи изображен маркиз де Помбал — он руководит восстановительными работами после сильнейшего землетрясения, почти полностью разрушившего Лиссабон. Также обращают на себя внимание бюсты, выполненные известными скульпторами, камины, мебель и т. д.

Посредине площади мы видим Позорный столб (Пелоуринью), хорошо известный за пределами Португалии. Это шедевр конца XVIII века, спираль изготовлена из цельного камня. В правой части площади возвышается здание Морского арсенала (Арсенал-да-Маринья). Помимо складов оружия и мастерских — они выходят на реку, и мы их не видим — в нем разместились основанное в 1845 году мореходное училище (Ешкола Навал) и Апелляционный суд (Трибунал-да-Реласау). В залах последнего можно полюбоваться старинными коврами. В здании также находятся другие государственные учреждения. Его крыло, смотрящее на ратушу, занимает почта и телеграф, хотя со стороны площади есть только вход в отделение, куда приходит почта до востребования.

И вот мы на центральной площади Лиссабона — площади Коммерции (Праса-ду-Комерсиу), бывшей Террейру-де-Пасу. Англичанам она известна как площадь Черной лошади, одна из самых больших в мире. Это огромное пространство правильной четырехугольной формы, с трех сторон ограниченное однотипными зданиями с громоздкими каменными арками.
Панорама парка Кампу Гранде​
Панорама парка Кампу Гранде
Здания занимают основные государственные учреждения: министерства (за исключением Министерства иностранных дел), главное управление почты и телеграфа, таможенная служба, приемная генерального прокурора республики, иммиграционная служба, административный суд, штаб-квартира Красного Креста и т. д. С четвертой, или южной, стороны площади открывается вид на реку Тежу, очень широкую в этом месте, по ней в обе стороны ходит водный транспорт. В центре площади — бронзовая конная статуя короля Жозе I, великолепная 14-метровая скульптура работы Жоакина Машаду де Каштру, вырубленная из монолитного камня и торжественно открытая в 1774 году. Постамент украшают картины восстановления Лиссабона после землетрясения 1755 года. Одна из фигур ведет лошадь, попирающую врагов копытами, другая держит пальмовую ветвь. Кроме того, мы видим королевский герб и портрет маркиза де Помбала, а также аллегорическую фигуру, символизирующую королевскую щедрость при восстановлении Лиссабона из руин. Монумент окружает ограда из колонн, и к нему ведут мраморные ступени.

На северной стороне площади, напротив реки, пролегают три параллельные улицы; средняя берет начало под огромной триумфальной аркой, одной из самых больших в Европе. Арка построена в 1873 году, однако ее возведение началось еще в 1755 году по проекту архитектора Вериссиму Жозе да Кошта. Венчающая ее аллегорическая группа работы скульптора Калмелса изображает Славу, возлагающую венец на Изобретательность и Мужество. Лежащие фигуры, символизирующие реки Тежу и Дору, а также статуи Нуну Алвареша, Вириату, маркиза Помбала, Васко да Гамы выполнены скульптором Виктором Баштушем. Возле площади Коммерции останавливаются лодки, курсирующие между двумя берегами. Справа, напротив реки, — станция Южной железной дороги. Ею часто пользуются туристы, а также экипажи иностранных военных судов. На площади также расположена стоянка экипажей и автомобилей.

От площади Коммерции мы можем попасть в центр по любой из трех улиц, тянущихся в северном направлении: Золотой улице (Оуру) слева, Торжественной (Аугушта, под аркой) — в середине или Серебряной улице (Прата) справа. Пойдем по Золотой улице — из-за своей коммерческой направленности она считается главной в городе. На ней расположены несколько банков, рестораны и магазины на любой вкус. Многие магазины, особенно в ее конце, по роскоши не уступают парижским бутикам.

В верхней части улицы слева мы видим лифтовый подъемник Элевадор-де-Санта-Жушта. Он носит название поперечной улицы, на которой был построен, — улицы Санта-Жушта. Это одна из лиссабонских достопримечательностей, и она неизменно вызывает восхищение у туристов, приехавших со всех концов света. Сконструировал подъемник французский инженер Рауль Месньер. Конструкция выполнена из чугуна, она необычна по исполнению, легка и безопасна. Подъемник рассчитан на два лифта, приводимых в движение электродвигателем. Верхняя остановка — площадь, где находятся руины церкви Карму, ныне — археологический музей. Над остановкой — смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама города и реки. Вход только по разрешению. Подъемник принадлежит Электрической трамвайной компании.
Церковь и монастырь Сан-Висенте- де-Фора
Церковь и монастырь Сан-Висенте- де-Фора
Теперь мы добрались до площади короля Педру IV, более известной как площадь Россиу. Это большое четырехугольное пространство, ограниченное со всех сторон, кроме северной, зданиями, восстановленными Помбалом после землетрясения, а также главный лиссабонский транспортный узел, где проходят почти все маршруты городского транспорта. Посередине площади стоит конная статуя Педру IV, открытая в 1870 году. Она создана по проекту Габриэля Давью скульптором Элиасом Робером.

Этот памятник — один из самых высоких в Лиссабоне, его высота — более 27 метров. Он состоит из каменного постамента, мраморного пьедестала, колонны белого мрамора и бронзовой статуи. В нижней части — четыре аллегорические фигуры: Справедливость, Сила, Осторожность и Умеренность, а также гербы шестнадцати главных португальских городов. К северу и югу от памятника — два пруда с бронзовыми фонтанами, окруженные цветочными клумбами.

В северной части площади возвышается Национальный театр Алмейды Гаррета, построенный в 1846 году итальянским архитектором Фортунато Лоди. Фасад здания заслуживает особого внимания: портик поддерживают шесть монументальных колонн, прежде принадлежавших церкви Святого Франсишку да Сидаде. Статуя драматурга эпохи Ренессанса Жила Висенте, основоположника театрального искусства в Португалии, и статуи Талии и Мельпомены выполнены скульптором Ассишем Родригешем по эскизам Антониу Мануэла да Фонсека. Они же — авторы композиции «Аполлон и музы», статуй драматургов и рельефа «Четыре фазы суток». Не менее интересно здание изнутри. Особого внимания заслуживают театральный вестибюль и потолок, расписанный Колумбану.

Театр стоит на месте дворца, где когда-то заседали инквизиторы.