Литература
Энди Уорхол — «ПОПизм: Уорхоловские 60-е»
Читать: отрывок из книги Энди Уорхола «ПОПизм: Уорхоловские 60-е», книга вышла в рамках совместной издательской программы Музея современного искусства Гараж и издательства Ad Marginem.
Культурная буря охватила 60-е — поп-арт, сексуальная революция, психоделия, Боб Дилан, андеграундное кино, — и в центре всего этого Энди Уорхол. «ПОПизм» — это реконструированное десятилетие начиная с 1960 года, когда Уорхол только начал создавать свои полотна с банками супа Campbell's и Мэрилин; ретроспективный взгляд на живопись, кино, моду, музыку, знаменитостей и отношения, определявшие атмосферу «Фабрики» — места, ставшего центром 60-х в Нью-Йорке, места, где всегда можно было найти всех: от Лу Рида с Тhe Velvet Underground и Нико до Эди Седжвик, Джерарда Маланги и Пола Моррисси. Неоднородный, смешной и откровенный «ПОПизм» — своеобразный итог десятилетия, изменившего мир.
«Спортзал»
Отрывок из книги Энди Уорхола — «ПОПизм: Уорхоловские 60-е»
Поп-мода была на самом пике — только взгляните на «Спортзал». Это был год электрифицированных платьев — виниловых, с набедренным ремнем на батарейках — и обрезанных подолов, мини-платьев с серебряной нитью, «микро-мини-юбок» с гольфами, платьев Пако Рабана из пластиковых квадратиков, соединенных металлическими кольцами, воротников а-ля Неру, вязанных крючком юбок поверх трико — одна видимость юбки. Большие шляпы, высокие сапоги, короткие шубы, психоделические принты, объемные аппликации, куча разноцветных рельефных колготок или ярких туфель из лакированной кожи. Следующее модное течение — ностальгия — пришло только в августе, когда показали картину «Бонни и Клайд», а пока шик, мини и безрассудство, набиравшие обороты с 1964-го, цвели и пахли.
Энди Уорхол - ПОПизм: Уорхоловские 60-е
«ПОПизм: Уорхоловские 60-е»
Энди Уорхол
Что-то невероятное происходило и с мужской модой — ребята стали соревноваться в блеске и кураже с девчонками, а это сигнализировало о грядущих крупных переменах в обществе в вопросах пола и социальных ролей. А пока множество интересующихся модой мужчин, которые последние несколько лет с раздражением советовали девушкам, что надеть, стали наряжаться сами. Это был очень здоровый процесс, люди наконец занялись тем, чем им хотелось, вместо того чтобы воплощать свои фантазии на представителях другого пола — теперь они сами могли взять и превратиться в собственный идеал.
Юбки становились все короче, платья — все меньше и прозрачнее, так что будь девушки еще и сексуальны в стиле Playboy или Расса Мейера, их могли прямо на улице атаковать. Вместо этого, чтобы противостоять суперсексуальным нарядам и охладить эффект микро-мини, так сказать, молодежь выказывала очень спокойное отношение к сексу. Девушка в стиле 1967-го — это Твигги или Миа Фэрроу, этакая мальчишечья женственность.
Tell It Like It Is стала хитом в начале года, и это вообще был новый взгляд на вещи. Интересное время в поп-музыке. Все ждали выхода нового альбома The Beatles (им оказался июньский Sgt. Pepper), но на радио уже крутили синглы оттуда — Penny Lane/Strawberry Fields в феврале, а еще I Never Loved a Man Ареты Франклин, и Mercy Mercy Mercy, и Gimme Some Lovin', и Love Is Here and Now You're Gone, и т. д.
«Спортзал» был, на мой взгляд, идеальным для 60-х местом, потому что, как я и сказал, мы всё оставили там ровно так, как оно и было, — маты, брусья, гири, канаты, гантели. Думаешь: «И правда спортзал, ничего себе, фантастика», — а когда смотришь новым взглядом на что-то давно знакомое, видишь это иначе, это неплохой поп-опыт.
Наш первый уикенд в «Спортзале» совпал с первой демонстрацией против войны во Вьетнаме. Мартин Лютер Кинг-младший, Стокли Кармайкл и другие выступили на Шип-Медоу, а потом прошли маршем до Пятой авеню. День был дождливый, и мы с Полом и Нико из окна «Фабрики» наблюдали, как толпа переходит 47-ю улицу по направлению к штаб-квартире ООН. Такие лица, как у Нико, отлично смотрятся при естественном дневном освещении — им только в окна и смотреть, в бесконечность пустыни, сквозь горизонт и т. д. Хорошо помню, как она стояла там в брючном костюме от Таффин и Фоале, а фоном звучала Happy Together группы The Turtles.
В это самое время Стокли Кармайкл выдал свое «белые посылают черных убивать желтых», и везде о нем писали, так что я даже узнал его, увидев в тот же уикенд танцующим с высокой блондинкой в «Спортзале». Из «Спортзала» мы обычно шли в дискотеку «Роллинг стоун», а потом в «Труди Хеллер», новый клуб на углу Бродвея и 49-й, в нескольких кварталах от «Чита» — и везде в ту пору играла Sweet Soul Music, — а вскоре на Шеридан-сквер открылся «Салвэйшн», вдруг появилось множество мест, куда можно было пойти.
медиапортал HITCH.SPACE
mail@hitch.space