Дмитрий Губин: «Толстой умер — да здравствует Докинз!»

Дмитрий Губин о современном non-fiction: правильные издательства, важные вехи становления научпопа, список нон-фикшн книг на лето.
Текст: Петр Пудендин
Фото: Андрей Шуршев
Художественная литература перестала быть доступным и дешевым наркотиком. Она вступила в конкуренцию с другими доступными и дешевыми наркотиками. «Наркотик» — слово, существующее только в России. Всемирная организация здравоохранения, например, его не признает. ВОЗ использует слово «druggen», а слово «drug» означает вещество, которое способно менять наше психофизическое состояние. А изменить наше психофизическое состояние может многое. Можно в киношку, можно в ресторан или боулинг, можно на закат посмотреть… Литература стала одной из. Она перестала быть главной.
Мы не можем читать и перечитывать то, чем они восторгались в юности (Сэлинджером, Маркесом, Ремарком или еще кем-нибудь), разочаровались. Это та же елка — Новый год кончился.
Дмитрий Губин в Эрарте
Дмитрий Губин в Эрарте
Долго не читали и вдруг решились? Хорошо. Но если чтение художественной литературы можно возобновить, используя школьный шаблон, то получится ли поступить так же с non-fiction? Невозможно!
«Что прочесть?» — вопрос, который задают себе многие неглупые люди, зайдя в книжный магазин и подойдя к полке с non-fiction. А книг становится все больше и больше.
Дмитрий Губин в Эрарте
Дмитрий Губин в Эрарте
Почему стоит читать non-fiction?

Вечное искусство являлось вечным только в представлении людей второй индустриальной волны, то есть эпохи, когда массово производились промышленные и потребительские товары. Никто не ожидал, что искусство видоизменится, как, например, и классическая школа при крестьянской семье: сама себе и роддом, и университет, и погребальная контора. То же самое происходит и с книгами — художественную литературу перестают читать.
Цитата
Александр Невзоров
«У русской классической литературы
кончился срок годности»
Срок годности кончился не только у литературы. Срок годности кончился абсолютно у всего: сокращаются симфонические оркестры по всему миру, современная живопись не способна произвести впечатление… Когда мы смотрим на картину, думаем про себя: «Эта вроде ничего…», «А эта неплохо смотрелась бы на кухне, уменьши мы ее формат раза в два».
Именно здесь художественную литературу сменяет non-fiction. Более того, уже есть на что опереться. Казалось бы, у научпопа нет никакой перспективы — объем знаний возрастает настолько быстро, что за этим не успевают углядеть даже профессионалы. Спасает лишь то, что читателю достаточно пересказать какую-либо простую парадигму, а дальше — только детали. Главное — запомнить ядро. Этим суггестивным методом можно рассказать о чем угодно. Так и появилась принципиально новая научно-популярная литература — non-fiction, которая откликается на каждое научное открытие. Она подает открытие в виде ядра, которое обернуто в некую словесную оболочку. В старом научпопе этого не было.

С чего начать?
Билл Брайсон - «Краткая история почти всего на свете»
Билл Брайсон
«Краткая история почти всего на свете»
Если вы не знаете, с чего начать читать non-fiction, о чем он вообще пишет, начните с книги американского писателя, популяризатора науки, беллетриста-журналиста Билла Брайсона. Она называется «Краткая история почти всего на свете».

Еще один вариант входа в non-fiction— книга Александра Никонова «Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности», за которую он в 2005 году получил Беляевскую премию. Никонов полностью пренебрегает всеми правилами написания научно-популярной литературы, но при этом он замечателен в ловкой игре — нашей уверенности в том, что мы все знаем. «Апгрейд обезьяны» отлично помогает сбросить с нас старую индустриальную шкуру.
Александр Никонов - «Апгрейд обезьяны»
Александр Никонов
«Апгрейд обезьяны»
Спасительный плот фонда «Династия»
Но есть и более сложные способы подойти к чтению non-fiction-литературы. Один из вариантов, на который стоит обратить внимание, — это фонд «Династия» Дмитрия Зимина, разработчика крылатых ракет в СССР. Когда наступила перестройка, Зимин решил не мучить светлый сон ребенка в других странах мира возможностью подлета советской крылатой ракеты и основал маленькую скромненькую компанию. Она называлась «ВымпелКом» — торговая марка «Билайн». Согласно легенде, которую многие активно поддерживают, когда Зимину исполнилось 70 лет, а «Билайн» набрал 7 миллионов клиентов, Дмитрий продал 70% своих акций и 70 миллионов долларов из этих процентов вложил в фонд поддержки науки «Династия», стал помогать в издательстве научно-популярных книг.
Цитата
Дмитрий Губин
«Все книжки, на корешке которых стоит знак „Династии“ — это книжки высшего качества».
Спасательный круг сайта Slon.ru
Еще один вариант открыть дверь в мир non-fiction­— сайт slon.ru. Если фонд «Династия» использует экспертную систему оценок (все книги прошли экспертный фильтр) — инперсонифицированные анонимные экспертные рекомендации, то slon.ru, наоборот, использует персонифицированные субъективные рекомендации. 10 non-fiction книг от известных людей (Ноам Хомски, Билл Гейтс, Линор Горалик, Дмитрий Быков, Лев Лурье и другие).
Дмитрий Губин в Эрарте
Дмитрий Губин в Эрарте
Если раньше мы могли себе позволить не смотреть на название издательств, то сейчас это играет не последнюю роль.
Издательства нон-фикшн
Почему нам стоит знать издательства нон-фикшн литературы и какое это имеет практическое значение?
Базисный ответ на этот вопрос можно найти в «Библии» независимого книгоиздателя — «Легко ли быть издателем» Андре Шиффрина. Издателю приходится десятилетиями взращивать книгу — он такой же автор, как и писатель. Издательство видит идею и подбирает под нее писателя, дизайнера, редактора и все прочее, как оперный театр репертуарного типа составляет программу на текущий сезон.
Издательство «Corpus»
www.corpus.ru/

Глава издательства Варвара Горностаева (бывший главный редактор «Колибри», «Иностранка»).
Первый успех — книга «Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной». Фантастический тираж в 120 тысяч. Далее пошли в печать:
«Эгоистичный ген»
Ричард Докинз
Книга написана от имени гена. С точки зрения этого самого гена,люди — просто биологические белковые машины, которые доставляют его на место репликации.
«Эволюция человека»
Александр Марков
Первый российский нон-фикшн. Увлекательный рассказ о происхождении и устройстве человека, основанный на последних исследованиях в антропологии, генетике и психологии.
Губин рекомендует
обязательно прочитать книги, изданные «Corpus»
Издательство «Альпина нон-фикшн»
http://www.nonfiction.ru/

Павел Подкосов — один из отцов-основателей издательства.
Начиналось все с книги Эдуарда Лимонова «Дети гламурного рая» — свингующий Нью-Йорк конца 50-х годов, «Студия 54», Энди Уорхол. Дальше в печать стали отдавать уже более серьезные труды:
«Стой, кто ведет?»
Дмитрий Жуков
О том, какую роль играют гормоны в жизни мужчины и женщины. Научная книга, очень много про крыс. В описании феромонов Жуков достигает шекспировских высот.
«Физика невозможного»
Митио Каку
Образцовая книга с точки зрения того, как должна писаться научно-популярная литература. То, что казалось совершенно невозможным, является легкодоступным и легкореализуемым сюром. Все невозможности по Каку делятся на три типа: все-таки возможные в ближайшее время, возможные в отдаленной перспективе и абсолютно невозможные, то есть возможные в отдаленной перспективе, когда изменятся базовые представления о физике. Этой книгой в свое время зачитывалась Алена Долецкая, главный редактор журнала «VOGUE Russia».
«История Бога»
Карен Армстронг
Писательница сотворила настоящее чудо. Она охватила в одной книге всю историю единобожия: от Авраама до наших дней, от античной философии, средневекового мистицизма, духовных исканий Возрождения и Реформации вплоть до скептицизма современной эпохи.
Губин рекомендует
обязательно прочитать книги, изданные «Альпина нон-фикшн»
Издательство «Ad Marginem»
http://admarginem.ru/

Глава издательства — Александр Иванов, доктор философский наук.
Александр Иванов: «Ad Marginem изменился, когда лет десять назад перестали появляться интересные книжки, что-то произошло. Тексты утрамбовались, сложились, они стали ясны. Творческий момент закончился. Стало ясно, что есть литература премиальная, какая-то еще, но это не очень интересно для издательского процесса. Интересно открывать имена из архива, открывать поздний модернизм, индивидуальные миры Жиль Делёза».
Раньше издавали пограничную литературу, сотрудничали с Ильей Кормильцевым, печатали Владимира Сорокина, Александра Шульгина и Энн Шульгину «Фенэтиламины, которые я знал и любил». Сегодня же «Ad Marginem» издает только non-fiction.
«О фотографии»
Сьюзен Сонтаг
Широкое распространение фотографии приводит к установлению между человеком и миром отношений «хронического вуайеризма», в результате чего все происходящее начинает располагаться на одном уровне и приобретает одинаковый смысл. Главный парадокс фотографии заключается, согласно Зонтаг, в том, что человек, который снимает, не может вмешаться в происходящее, и наоборот, — если он участвует в событии, то оказывается уже не в состоянии зафиксировать его в виде фотоизображения.
«Прекариат: новый опасный класс»
Гай Стэндинг
Методом наблюдения автор описал новый класс, названный «прекариат», то есть класс фриланса. У прекариата есть три характерных особенности. Во-первых, это их производственные отношения — у них нет гарантий занятости, гарантий рабочего места. Во-вторых, прекариату свойственны специфические отношения распределения. Ему в основном приходится полагаться только на прямое денежное вознаграждение за труд. Прекариат не может рассчитывать на пенсии, пособия по безработице, оплату медицинских счетов. И в-третьих, у прекариата особые отношения с государством: все больше людей в прекариате не имеют тех же прав (гражданских, социальных, политических, культурных и экономических), что есть у остальных граждан.
Губин рекомендует
обязательно прочитать книги, изданные «Ad Marginem»
Дэвид Брукс «Бобо в раю»
Бобо является порождением буржуазии и богемы, Павел Дуров — это типичный бобо. Все реалии: сад своими руками, только эко-продукты, драные джинсы и миллион на банковском счету. Когда богатые завидуют богемным и наоборот. Дивные сцены.
Издательство Ивана Лимбаха
http://limbakh.ru/

Душа издательства — Ирина Кравцова. С коммерческой точки зрения очень удались:
«Сама Жизнь»
Наталья Трауберг
Воспоминания и мемуары дочки кинорежиссера Леонида Трауберга.
«Мы – это наш мозг. От матки до Альцгеймера»
Дик Свааб
Не человек обладает своим мозгом, а напротив —
мозг и есть человек. Причем все действия и поведение полностью определены имеющимся мозгом,
в этом смысле свободная воля — лишь приятная иллюзия.
Губин рекомендует
обязательно прочитать книги Издательства Ивана Лимбаха
Библиотека Траума
библиотечное воровство
«Библиотека Траума»
«Библиотека Траума» — 92 гигабайта книг. Зачем так много? Самые важные книги — это не те, которые ты уже прочитал, а те, что еще не прочитаны. Библиотека появилась в 2008 году путем объединения архива Либрусек c одной из существовавших тогда сборок aldebaran+fictionbook+fenzin.В дальнейшем были обработаны все fb2-сборки и fb2-архивы на трекере, по сей день отслеживаются обновления всех основных fb2-библиотек в сети.
«Флибуста»
Блокирована навечно. Но, как в известном анекдоте, «есть нюансы». Все новинки появляются в первую очередь именно здесь. Возможно, нет смысла платить за то, что вы не знаете. Если книга понравилась, то можно уже по факту оплатить труд автора, редакторов, корректоров и других причастных к ее созданию.
Дмитрий Губин в Эрарте
Дмитрий Губин в Эрарте
Дмитрий Губин: «Мне нужны: книжка электронная, книжка бумажная (главное ее преимущество — «3D память») и mp3-книга».
медиапортал HITCH.SPACE
mail@hitch.space