1Когда в Петербурге появилась клубная жизнь? Как так вообще получилось?

Все началось конце 80-х начале 90-х гг прошлого века, когда мода на электронную музыку пришла в Россию из Европы. В Европе технокультура появилась в момент падения Берлинской стены, а затем она достаточно быстро начала распространяться по всему Старому Свету. Параллельно с этим организовывались первые крупные техно- и acid-вечеринки в Лондоне; это же явление происходило в Бельгии и Голландии. В Советский Союз оно пришло через Ригу. Там зарождались первые движения, направленные на популяризацию клубной электронной музыки. Именно Санкт-Петербург стал первым местом зарождения клубной культуры в России: первый клуб, первый виниловый магазин, первый рейв, первая вечеринка. Все это очень подробно описано в книге «Корпорация счастья» Андрея Хааса. Кстати, его брат Алексей Хаас исторически считается первым диджеем в России.

2Каким образом организовывались мероприятия и привозы артистов? Кто был востребован на сцене изначально?

После первых сквот-вечеринок петербуржцы популяризировали клуб «Танцпол», который появился там же — на Фонтанке, 145. Как и любое культурное движение, электронная клубная тусовка произрастала из андеграунда как среды, в которой на тот момент были сконцентрированы все модные персонажи. Движение разрасталось и становилось все более масштабным: если сначала в сквот приходило по 50−60 друзей, то со временем это приобрело совсем иные масштабы. В начале 90-х гг появился клуб «Туннель», в 1991 году был проведен первый рейв в петербургском планетарии — «Гагарин Пати». 1991−1992 годы стали зарей российского клубного движения. Первым иностранным диджеем (если не считать дружеских сетов латыша Яниса в том же «Танцполе»), который выступил в РФ, был знаменитый WestBam: его выступление проходило на одном из крупнейших рейвов 90-х гг. Тогда еще не было Интернета, все организации и привозы артистов происходили через знакомства и связи. Все происходило на дружеских началах, а заинтересованные в этом люди достаточно быстро распространяли слухи о том, какие культурные мероприятия проходят в Москве, Риге и Петербурге. Таким образом формировалось комьюнити. Сейчас индустрия клубной электроники выглядит совсем по-другому: у каждого артиста есть агенты и профессиональные менеджеры, их обслуживают PR-агентства. Раньше этого не было. Можно лишь догадываться, что первые диджеи и концерты организовывались посредством сарафанного радио и распространением полиграфии: друзья приглашали друзей, музыкантам платились какие-то смешные гонорары, и это не было индустрией.

3Когда петербургские тусовщики стали проявлять активный интерес к электронной музыке?

В начале 90-х гг с появлением первого клуба «Туннель». Тогда еще так называемая тусовка делилась на две категории: представители культурного слоя и бандиты, которые были ярким социальным явлением со всеми вытекающими (малиновые пиджаки, бандитские группировки). А поскольку в клубах продавался алкоголь, играла музыка и было весело, представители криминальных кругов интересовались подобными мероприятиями. Кто-то из них выступал спонсором. Бандиты и тусовщики делили клубы между собой.

4Какие места и тусовки Петербурга помогли раскрутиться электронной сцене?

Как и было упомянуто ранее, все началось на Фонтанке. Среди популярных и культовых мест значились клуб «Туннель», ПАРъ СПБ, клуб «Мама» на Петроградке, компания «Контрфорс», также проводилось большое количество рейвов в «Юбилейном». Со временем электронная сцена начала делиться на подкатегории, появились более андеграундные и более гламурные места. Так или иначе, каждое из них внесло свой вклад. В разных местах начинали свою карьеру разные диджеи. Петербург изначально являлся преимущественно техно-городом, а также именно здесь в России появились и популяризировались такие жанры как drum’n’bass и jungle.

5Кто такие Roots United?

За последние десять лет ребята из Roots United сделали самый крупный фестиваль — Present Perfect. Также они частично популяризировали хаус-музыку. На момент 2008−2009 года, создателям Roots United было по 20 лет: они представляли собой молодое поколение, которому была интересна другая, новая музыка. Они начали организовывать первые небольшие мероприятия, которые со временем выросли в крупное музыкальное движение. Сами о себе RootsUnited скромно говорят, что вряд ли являются главным маяком в направлении клубной электроники, однако при этом со времен конца нулевых они единственные, кто остался и внес свой значительный вклад: это и организация крупных музыкальных событий, и запуск музыкального лейбла, и большое количество привозов за восемь лет существования коллектива. На их счету больше сотни артистов и более 80 мероприятий — в Москве, Петербурге и других регионах России. За это время ребятам удалось сформировать свой собственный музыкальный почерк и узнаваемый стиль.

6Что происходит с электронной сценой сегодня?

Она развивается семимильными шагами, пройдя путь от стагнации до подъема, который заметен последние четыре года. Это связано с тем, что электронная музыка превратилась в четко оформленную мировую тенденцию. Появилось гораздо больше ориентированной прессы, электроника перестала быть андеграундом и стала мейнстримом — в адекватном восприятии этого слова. Естественно, есть люди, которые, пользуясь этим, эксплуатируют громкий статус электронной музыки и превращают ее в гигантскую индустрию, когда фестивали становятся супер-прибыльным мероприятием — особенно в Европе. Но то, что электронная музыка из андеграундного явления стала популярным культурным фактом, не есть плохо. Скорее, это закономерно: мы это заслужили.

7Каковы дальнейшие перспективы?

Все будет развиваться в подобном ключе и дальше, но со временем изменятся стили и музыкальные направления. В любом культурном явлении есть периоды цикличности. Сейчас индустрия переживает бум техно-музыки: так было 10 лет назад, так же будет еще через 10 лет. Клубная электроника все больше коммерциализируется, но до тех пор, пока все слагаемые успеха мирно сосуществуют, главным остается поддержание баланса и нахождение золотой середины. Вполне возможно сочетать верность традициям, изначально заложенным в культурном направлении, и коммерческий успех.