Бранимир: «Пока с себя не начнёшь — ничего не произойдёт»

Деревенщина — значит простак, пьяница и невежда. Городской — интеллектуал и высокомерный сноб. В попытке разобраться с этими ярлыками и о том, как они уживаются в рамках страны, мы обратились к Бранимиру, музыканту исколесившему Россию вдоль и поперёк.
Фото: Ольга Хумпа
Текст: Павел Тигай
Бранимир
Деревенщина — значит простак, пьяница и невежда. Городской — интеллектуал и высокомерный сноб.

В попытке разобраться с этими ярлыками и о том как они уживаются в рамках нашей страны, мы обратились к Бранимиру: музыканту исколесившему всю страну вдоль и поперёк, человеку образованному и начитанному, но родившемуся в городке с населением в двадцать тысяч человек, рок-барду говорящему с этой самой глубинкой через язык образов, исторических отсылок и метафор.
Люди в своей массе делятся на две группы: одни стремятся мыслить и как-то развиваться, а другие — живут только лишь сегодняшним днём и будь, что будет. Исходя из опыта, что можешь сказать о глубинке, какая категория там преобладает?
Если разделять людей по принципу тяги к получению знаний, то я бы ещё выделил третью категорию — те, кто уже обладает. Им не надо ничего, но их не так много. В некоторых традициях их называют брахманами, они цельные личности.

Я не уверен, что есть какой-то большой процент тянущихся к знанию в больших городах. В глубинке очень много светлых голов. Поэтому если мы будем брать среднее соотношение, то оно будет примерно везде одинаково.

Я не думаю, что страшно принять определенную биологическую программу и жить одним днём. Не всем же тянуться к знаниям. Потому что знания — это херня полная. Ведь ум в чистом виде не даст человеку счастья.

Если ты обладаешь большим количеством знаний, это еще не значит, что ты обладаешь фундаментальным количеством знаний. И человек, который не тянется к знаниям, может отчетливее представлять, зачем он живет, чем тот, который постоянно сомневается и находится в интеллигентской модели существования — прокрустовом ложе. Тут всё зависит от того, какую отправную точку мы возьмём.

Поселковому человеку гораздо сложнее достаётся знание, приобретение его. Там всё-таки меньше ресурсов. В больших же городах широкий доступ к информации, больше вариантов найти единомышленников.

Я сам из небольшого городка, двадцать тысяч человек там живёт. В 17 лет уехал учиться в Волгоград, потому что в маленьких районных центрах нет мощных образовательных учреждений, нет трамплина. А сейчас, с годами, мне нет разницы, где базироваться и пребывать.
Бранимир
Бранимир
А если в глубинке организовать интеллектуальную инфраструктуру, поможет это как-то самим жителям?
Не уверен, что это поможет. И я даже скажу больше — в больших городах образованных интересных людей не так много, как кажется, хотя возможностей гораздо больше. Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Дело не в размере города. Просто кому-то нужно получать знания, а кому-то они бесполезны. А ведь знания, которыми обладает человек, всю жизнь вкалывающий на заводе, это ведь тоже знания. Да, он не знает, что такое поп-арт. Оно ему и не надо знать. Но это не значит, что он плохой человек. По такому принципу не нужно делить человечество. Потому что я знаю примеры людей, которые не прочли ни одной книги, но при этом порядочные и достойные люди. А есть и противоположность — прочли массу литературы, владеют несколькими языками, но при этом они воры, подонки и ничтожества.

Жители глубинки нормальные. Они немного более злые, чем в мегаполисах. Поскольку там более крутая среда обитания. В крупных городах концентрат ненависти сосредоточен на окраинах, а в посёлках такая брутальность пропитала всё. Это моё родное, от этого волосы дыбом не встают. Я спокойно ориентируюсь в такой атмосфере, и навести коннект с местным населением для меня не проблема.

Моя задача — рассказывать о другом тоннеле реальности в своих песнях. Что он есть. И по мере сил что-то пытаться исправить.

Кто-то изначально вырос в городе Москва, у него своя судьба и представления, некоторые даже за МКАД не выезжают, а у меня ужаса не вызывает какой-нибудь пгт, там тоже живут люди, и критерии оценки совсем иные — можно ли на них положиться в экстремальных ситуациях и живут ли они по человеческим понятиям.

В глубинке есть культурные люди, которые тянутся к образованию и стараются использовать любые возможности, чтобы повысить свой интеллектуальный уровень.

Пьют в больших городах ничуть не меньше, чем на периферии. Просто в мегаполисах больше развита инфраструктура развлечений: больше клубов, мероприятий. А вот, например, в моём детстве была только одна дискотека в здании ДК — старшая и младшая. И самое громкое событие — день города. Привозят звезду из телевизора. От нехватки событий народ и пьёт то по углам, то по подъездам. Но если открыть там ночные клубы, не думаю, что от этого будет кому-то лучше. Поскольку у народа денег на это нет.

Всегда противостояние между городом и деревней было и будет. Я сторонник того, что интеллект в чистом виде ничего не приносит. У меня был школьный товарищ, которому ну никак не давались сочинения. При этом он сейчас хороший работник в своей сфере, у него крепкая семья. Поэтому есть люди всё-таки, которым не нужно много читать. Зачем им это, если они этого не хотят?

Люди из глубинки в своей злобе более открыты. То есть не понравился ему человек, он может сразу лицо разбить. В больших городах это надо обосновывать как-то, какую-то причину придумывать. А там с этим гораздо проще. Это всё передаётся из поколения в поколение, и так оно и будет. Деревенские люди более простые, честные, открытые, потому что там менее масштабный социум и всё чётко проявляется. Люди быстрее успевают друг другу надоесть.
Получается, нельзя никак это хоть немножко изменить?
Владимир Соловьёв, религиозный философ, однажды сказал: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратить в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад…». Я к чему клоню? Там не все пропащие. И в любом случае, человеку важно ощущать себя полезным, хоть в чём-то. Но, допустим, мы выдернем заводчанина, заставим его читать книжки, потому что это НАДО — от этого он точно не станет счастливее.
Бранимир
Бранимир
А люди отличаются по регионам, например, Урал, Дальний Восток…
Да, конечно. Мой опыт говорит, что очень сильно на это влияют климатические условия. На юге люди темпераментные, вспыльчивые, а чем выше на север — суровость возрастает. А вообще, мне в любом уголке России комфортно. При любых раскладах.


Гастрольные случаи


В 2009 году у меня был квартирник в Казани. Я тогда бухал еще, поэтому не мог полностью контролировать ситуации. Люди собрались, сгребли обувь в один угол, куртки развесили, расселись, послушали, похлопали, всё ништяк. Уже время позднее, почти на поезд опаздываю, лезу в карман, а денег нет. Спрашиваю организаторов: были ли люди подозрительные, которых ты не знаешь, или, может, крысы какие? Он говорит, что был парень, сидел как-то за кражу. Эврика! По ходу дела выясняется, что у девушки деньги тоже пропали. А этот человек уже, естественно, съебался. На деньги мне насрать было, но я ведь всем им душу на равных раздавал, они все аплодировали, а там крыса оказалась. И это меня задело.

А если говорить о хорошем, то, пожалуй, случай в Томске показательным будет. Я приехал уставший и сутки отсыпался, а на следующий день встречающей стороне, моим друзьям, удалось меня растормошить, и мы хорошенько в спортзале потренировались. Они благодарны мне за то, что на моём примере смогли перестать быть панками-обрыганами, занялись своим телом, и с головой у них всё в порядке стало. В этом моя главная заслуга. Слушатели не с окна выбрасываются, не вены себе режут, а находят своё место в трезвой системе координат.


А так-то много всего удивительного происходит. А эти два я вспомнил, чтобы антитеза появилась.
интервью
Бранимир
Взрослый человек должен нести ответственность за всё, что делает, когда такого нет — начинается хаос и беспредел. Это легко понимается на примере врачей. Давайте они не будут ручаться за то, что ухайдохали человека на операционном столе, а скажут, что это было просто хобби. Так же и музыкант обязан относиться к тому, что он делает.
Но ведь ни один музыкант не имел в виду в своих песнях, что давайте, например, все начнём мазаться. Хотя…
Музыкант зачастую — это архитектор человеческих душ. И он должен осознавать, что его песни оказывают влияние и воздействие.

Когда я слушал в 13 лет Курта Кобейна, то понимал, кто он, какой образ жизни ведёт, я видел родственную тоску, и мне хотелось жить, как он. Мой токсикоманский опыт был связан с группой Nirvana. Понятно, что чувака в 40 лет на это не подписать.

В определённом возрасте происходит личностная деформация, это очевидно. И человек становится отрезанным ломтем на всю жизнь, либо наоборот.
Бранимир
Бранимир
Насколько востребована в глубинке не массовая культура. Авангардная музыка, авторское кино.
Повторюсь. Процент одинаков. На тридцать тысяч человек найдётся тридцать неформалов. Всё-таки культы Nirvana, Prodigy, Rammstein не могут быть показательными. У этих явлений присутствует определённая массовость. Раньше все подряд это слушали, потому что это было модным. Но даже если взять King Dude, то, например, в моём Котово его знают пара-тройка человек. Но в больших городах «Воровайки» так же востребованы, как и в деревне.

Хорошо охарактеризовал глубинку Александр Башлачёв в песне «Некому березу заломати»:

Если забредет кто нездешний.
Поразится живности бедной.
Нашей редкой силе сердешной
Да дури нашей злой-заповедной.

Я думаю, что стоит сосредоточиться на поиске общих вещей, а не различий. Каждый хочет быть любимым, уважаемым, каждый хочет быть уверенным в завтрашнем дне, заниматься тем делом, которое по душе.
Бранимир
Бранимир
Почему существует мнение, что, если человек из деревни, значит, он водит трактор и бухает? Может быть, это искусственно созданный образ?
Ага, а москвичи едят икру и деньгами срут. В деревне почему надменно к городским относятся? Потому что знают, что их держат за лохов. То есть это даже не создаётся кем-то, это само по себе. Люди просто барственно друг на друга смотрят.

Многие не понимают, откуда и для чего что-то берётся, и начинают искать врага, который виноват в их бедах.

Раньше я многого не замечал. Особенно хорошего. Делал градацию: вот эти — быдло, а это интеллигенция. Но на самом деле, много хороших качеств есть в людях. И они периодически стихийно проявляются.

Пока с себя не начнёшь — ничего не произойдёт.