Александр Жунёв

Александр Игоревич Жунев — уличный художник из Перми. Широко известен в своём городе, наиболее известной работой долгое время был портрет Сергея Есенина на стене долгостроя по улице Куйбышева.

Интервью с ведущим пермским стрит-арт художником Александром Жуневым. О специфике работы стрит-арт художника, пермских культурных контрастах, постгельмановской городской политике и о том, как даже с помощью «аттракционов» можно менять мир.

Александр Жунёв

Александр Игоревич Жунев — уличный художник из Перми. Широко известен в своём городе, наиболее известной работой долгое время был портрет Сергея Есенина на стене долгостроя по улице Куйбышева.

Интервью с ведущим пермским стрит-арт художником Александром Жуневым. О специфике работы стрит-арт художника, пермских культурных контрастах, постгельмановской городской политике и о том, как даже с помощью «аттракционов» можно менять мир.
Художник, который занимается паблик-артом, хорошо чувствует пространство, в котором он работает. И то, что ты здесь стал признанным художником, говорит о том, что ты очень хорошо чувствуешь это место. Расскажи про Пермь.
Это мой родной город. И хотя я очень люблю его, это не мешает мне видеть массу проблемных точек. Это город, у которого нет идентичности. Здесь много людей, работающих на заводах, настоящих работяг. В то же время есть класс людей, которые требуют чего-то актуального, и именно поэтому тут произошла культурная революция Гельмана. В этом противоречии, в этом столкновении и создается определенная скандальность.

Есть люди, которым семью бы прокормить, но в то же время здесь говорят об искусстве. И да, большинство людей ходит в кинотеатр или цирк. Кроме того, в этом месте с советских времен много лагерей, и когда люди выходят, им некуда податься, они остаются здесь.
То есть Пермь — это город контрастов?
Однозначно. После прогулки по городу вряд ли вспомнишь особенности архитектуры. Тут высотки соседствуют с заброшенными деревянными бараками. Со стороны все это виднее, наверно.
Ильмаринен, кузнец счастья, первая часть 3Д рисунка на фасаде кинотеатра Калевала в г. Петрозаводск
«Ильмаринен, кузнец счастья», первая часть 3Д рисунка на фасаде кинотеатра Калевала в г. Петрозаводск
Как тебе удается попадать в нерв? Делать вещи, которые будоражат всех?
Я вышел не из арт-среды. Мои родители обычные инженеры. Я обычный пацанчик с с заводского района. Я смотрел всегда на искусство с точки зрения обывателя, мне было важно, например, чтобы моя мама поняла то, что я делаю. Я вкладываю свои мысли в ту форму, которую может воспринять каждый. Наверное, поэтому некоторым интеллектуалам не нравится то, что я делаю.
В Перми современное искусство стало частью общественной жизни. Благодаря Гельману, наверное. Почему ты изначально не стал работать с галереями и музеями? Почему именно стрит-арт?
Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Я хотел говорить с людьми непосредственно и напрямую. Я хочу показать, что из простых предметов можно создать искусство. Что этим может заниматься каждый. Вот портрет из листьев. Я хотел бы изменить наш город. Показать, как важна красота. Мне хочется, чтобы человек задумался.
«Дедка за репку, Бабка за Дедку…»
«Дедка за репку, Бабка за Дедку…»
Тебе удается общаться со зрителем, узнавать мнение публики о своих проектах?
В социальных сетях, конечно. А в жизни обычно говорят что-то вроде: «Спасибо, что украшаете наш город». Когда я делал портрет Шевчука из листьев, какой-то человек стоял и долго фотографировал, потом ушел, а после вернулся с распечатанными фотографиями, подарил их мне и попросил автограф. Это было очень приятно. В другой раз я делал иллюстрацию к сказке «Репка», и там вместо внучки балерина. Это проект про пермскую идентичность. Не каждая хочет тащить репку, кто-то хочет быть балериной. Ей не хочется этим заниматься, но она все равно в связке. Она все равно помогает родным. Там тоже были очень приятные отзывы, хотя не все поняли, о чем речь.
Это же история про тебя?
Да, это автобиографичная такая вещь. Я закончил геологический факультет, затем экономический. В начале 2000, когда я понял, что не хочу работать геологом, была мода на бизнес. И я хотел стать предпринимателем и пошел на экономический. Но после окончания я понял, что научиться чему-то можно только на практике. Мы открыли с другом фирму и стали заниматься печатью на футболках. Надо было себя рекламировать, и я обратил внимание на граффити, ведь это бесплатно и в людных местах. Я заказал одним ребятам сделать нашу рекламу в виде граффити. Я все пытался донести до них, что мне нужно, просил все сделать проще. Потом не выдержал, взял баллончик и сам стал им показывать как надо. Я понял, что могу это сам делать. Я тренировался за гаражами, ходил на мастер-классы. Заинтересовался стрит-артом, и понял, что с его помощью можно донести что-то серьезное до людей, инициировать важные общественные дискуссии. И это невероятная возможность коммуникации с обществом. И главное, использовать стрит-арт для рекламы некрасиво! (смеется)
«Пока мы залипаем в сетке, Павленский мучается в клетке». Москва.
«Пока мы залипаем в сетке, Павленский мучается в клетке». Москва.
Но у тебя есть коммерческие заказы, как я понимаю.

Да, бывают, но только не рекламные вывески. Провожу мастер-классы на каких-то мероприятиях, делаю городские заказы. Это не работа художника. Но лучше я буду делать это, работать теми же материалами, так же на улице, с людьми, чем работать вообще без всякой связи с творчеством. Надо пройти сложный путь, перед тем как начнут покупать твои работы. Так что над своими собственными проектами я часто работаю ночами.

В Перми люди больше открыты для стрит-арта. В Петербурге с этим гораздо сложнее.

Это связано с обликом города. В Петербург люди приезжают смотреть и фотографировать парки и сады, исторические достопримечательности. Это трудно совмещать со стрит-артом. Здесь слишком велико влияние исторического контекста.
Но осуществить это возможно! Однако этого не происходит.
Потому что мало людей, которые могут сделать это талантливо. Мало людей в администрации, которые решатся на такое. Как всегда, мало специалистов. В Перми все по-другому. И такое отношение к стрит-арту сейчас, наверное, связано и с работой Гельмана. Его можно критиковать, но вектор был задан правильный.
Диалог
Диалог
После любой революции часто наступает откат. После культурной революции Гельмана случился откат в Перми?
Чиновники стали как огня бояться словосочетания «современное искусство». Проще запретить чьи-то работы или выставку, чем рисковать быть уволенным с работы.
Поддержка населения на чьей-то стороне или население пассивно?
Я наблюдаю то, что происходит в социальных сетях, и сейчас СМИ только отражают эти процессы. Большинство людей в социальных сетях выступают за то, чтобы сохранять институции, связанные с современным искусством. А люди, которые работают на заводе, в большинстве своем индифферентны. Сейчас чувствуется сильная изоляция, и Мединский, чтобы народ не роптал, проводит пропаганду. Главный месседж: все хорошо, мы молодцы. Это просто и скучно.
А это нельзя сказать о стрит-арте? Стрит-арт — разве это всегда сложно?
Нет, но это чаще всего искренне. И людям нравится неординарное. Там, где ты ходил день за днем и видел серую мрачную стену, сегодня ты идешь и видишь на ней что-то новое, яркое. Это приносит разнообразие в жизнь. Можно сфотографироваться рядом, скажем.
Тесла и Маск
То есть ты создаешь аттракцион? Но ты говорил, что тебе важно влиять на людей? Как это сочетается?
Даже для аттракциона можно придумать идею, когда человек не просто взаимодействует с аттракционом, но этот аттракцион заставляет его думать. Это происходит почти всегда. Если ребенок начинает лазить по какой-то яркой инсталляции, это уже заставляет его оторваться от планшета. Это если совсем просто.

Да, хороший стрит-арт выбивает из колеи. Он заставляет оглянуться. Сама по себе эстетика в искусстве влияет на человека. На него влияет гармония, она его меняет. Как? Это трудно объяснить, но это так.
Кого бы ты выделил из российских паблик-арт художников?
Мы обсуждали группу «Война» и их проект с разводящимся мостом у здания ФСБ — это очень сильно. А вообще я бы выделил Тимофея Радя. Тимофей один из самых известных российских художников, работающих на улице. Но он работает с кириллицей, и за рубежом его не так хорошо понимают, к сожалению.
А здесь его понимают?
Да. Он один из самых востребованных молодых художников. Кураторы, галеристы и искусствоведы понимают. А это в карьере самое важное.
Легенда о Кудым Оше Кудымкар
Легенда о Кудым Оше Кудымкар
Паблик-арт вышел за пределы галереи. Но признание «уличных» художников мы оцениваем все равно по тому, как к нему относятся искусствоведы?
В этом огромный диссонанс, жуткое противоречие. Институциями замечаются только самые-самые активные стрит-арт художники. Чтобы попасть в историю, надо дружить с институциями. Но чтобы попасть в музей, все равно сначала надо прославиться на улице. У обычного современного художника и стрит-арт художника совсем разные пути построения карьеры.
Сколько прошло лет с тех пор, как ты вышел со своими проектами на улицу и до того, как твои работы оказались в музее?
У меня довольно быстро. Но это было связано с тем, что к нам приехал Гельман, и было много конкурсов, в которых я успешно участвовал.
Новый символ культуры Пермского края из фанеры.
Новый символ культуры Пермского края из фанеры.
Но все-таки ты не очень хорошо относишься к слишком тесной дружбе с городскими властями?
В большинстве городов чиновники пытаются приручить стрит-арт художников, дают им всякие заказы к 9 мая, например. Тогда художники не мутят воду, не делают провокационных вещей. Чтобы оставаться художником, нужно быть независимым.