«Белый куб» Выпуск 11 («ERARTA MOTION PICTURES»)
«ERARTA MOTION PICTURES» как поиск новых художественных форм
Юлия Рыбакова
Автор проекта «Белый куб» — о том, что есть современное искусство, кто его создает и как все это понимать. Куратор галереи «Арт-Лига» в арт-центре «Пушкинская-10», Санкт-Петербург.
В рамках программы «Белый куб» мы посетили открытие фестиваля фильмов о живописи «ERARTA MOTION PICTURES 2016». Фестиваль проходит в четвертый раз, и если изначально в его программе были документальные фильмы, где в фокусе оказывались художники и художественный процесс, то со временем в программу стало попадать все больше фильмов, использующих живописные приемы. Так первоначальный слоган фестиваля «Кино о живописи» получил расширение:
«Кино как живопись».

В начале прошлого столетия авангардисты пытались с помощью новых принципов изображения и восприятия, даже модификации языка, который в первую очередь формирует мировосприятие людей, изменить сознание масс и мир к лучшему. Идеи левого авангарда содержали в себе желание создания мира без насилия и несправедливости. И хотя после Второй мировой войны идеи глобального преобразования мира больше пугают, чем вдохновляют, этот поиск новых форм, призванный изменить мир к лучшему, не прекращается до сих пор. Мы ищем и ищем новые образы и формы отражения действительности в надежде, что это поможет нам лучше понять себя и друг друга.

Фестиваль «ERARTA MOTION PICTURES» особенно интересен именно тем, что здесь мы можем наблюдать этот живой поиск, это стремление людей из разных стран, с разных континентов найти новый изобразительный язык — или правильно обратиться к прошлому. В разнообразии представленных на фестивале фильмов взгляд, отстраненный от содержания каждого фильма в отдельности, заметит единое пассионарное движение.
Мы поговорили о фестивале с его организатором Денисом Рубиным.
Фестиваль ежегодный и проводится всегда в конце марта.
Расскажите, пожалуйста, о фестивале.

Это фестиваль кино о живописи, фестиваль, посвященный живописи. Мы придумали его четыре года назад здесь, в музее. Посмотрели в интернете, нет ли подобных форматов где-то в мире, и убедились, что по крайней мере в обозримом пространстве интернета нет ничего подобного. То есть фильмы отдельно снимаются, само собой, художники рисуют, а вот фестиваля, который объединил бы это в одно, тем более в таком месте, где контент соответствует
контексту — то есть в музее современного искусства, где проходит фестиваль кино об искусстве, — такого нет.

Уже четыре года мы организуем международный фестиваль. Это фестиваль короткометражного кино, потому что довольно сложно найти большое количество качественных полнометражных фильмов, посвященных живописи. И в «ERARTA MOTION PICTURES» на равных правах существуют как фильмы, посвященные художникам и живописи, процессу написания картин, так и те фильмы, в которых живопись является основным приемом. То есть фильмы, в которых режиссеры используют живописную идеологию, философию, технику. Например, анимация, где все нарисовано от руки с использованием масла, или экспериментальные работы, где демонстрируется пейзаж и обыгрывается тема пейзажа. Это очень разные и очень яркие визуальные истории. И когда мы начали делать этот фестиваль, мы поняли, что в мире довольно много режиссеров работает в таком жанре. Существует очень много фильмов, которые по разным параметрам так или иначе можно отнести к кино о живописи или к кино как живописи — это, может быть, даже более важно.
То есть ключевой все-таки является живопись? Ведь сейчас существует огромное разнообразие художественных практик, и живопись — лишь одна из них. Например, есть видеоарт — можно ли сказать, что он также присутствует на фестивале?

Нет, к фестивалю это не относится. На фестивале будет кино, а кино отличается от видеоарта некоей законченностью — это связная история. Необязательно история — но сюжет, повествование, законченное во времени, а не зацикленное нечто. И потом, мы сконцентрированы на живописи, а не на всем объеме визуального искусства — и не на всем искусстве в принципе. Опыт показал, что сужение темы дает более точную фокусировку, это делает ее более оригинальной. Если сделать фестиваль просто об искусстве — тема поплывет, придется в состав брать фильмы о музыке: те же клипы, фильмы о театре… И так далее.

Фестиваль идет четыре дня: видимо, было много заявок, много участников из разных стран…

Да, заявок было более 600, мы отобрали 24 фильма протяженностью от двух минут до получаса. Мы разбили весь конкурсный блок на три программы, и программа идет час пятнадцать, час двадцать… Есть еще обширная внеконкурсная программа, которая традиционно представлена нашим жюри.
Гран-При Жюри Кинематографистов: «Вслепую», Йоанне ван дер Вег
А как обычно формируется жюри и кто будет составлять его в этом году?

Раз у нас кино о живописи, то и оценивать картины должны специалисты по кино и живописи. Поэтому две секции жюри работают параллельно: жюри кинематографистов и жюри художников. Традиционно мы стараемся набирать интересных персонажей.

За историю фестиваля у нас уже побывали и отдувались в качестве судей Александр Сокуров, Анатолий Белкин, Владимир Шинкарев, Николай Копейкин, Александр Шишкин-Хокусай, Константин Бронзит, недавно нашумевший… И многие другие, в том числе иностранные специалисты.

В этом году у нас тоже звездное жюри. Из кинематографистов будут: Владан Петкович — это сербский кинокритик, специалист в области современного артхаусного кинематографа; Мария Кувшинова — кинокритик, в недавнем прошлом обозреватель журнала «Сеанс» и автор замечательной книги, которую можно читать в качестве Библии нашего фестиваля — «Кино как визуальный код»; Михаил Железников — петербургский кинорежиссер, а также куратор и вдохновитель таких проектов, как параллельная программа фестиваля «Послание к человеку», «Kinodot» и многих других.

Жюри художников получилось более скандальное — это Марина Алексеева, сооснователь «Деревни художников» и сама замечательный художник, и Сергей (Пахом) Пахомов, известный многим в последнее время по телепередаче «Битва экстрасенсов» и участием в таких скандальных фильмах, как «Зеленый слоник» и «Пять бутылок водки». Не все знают, что Сергей Пахомов — замечательный художник. И третий участник — это французский художник под псевдонимом С215, и которого во всем мире называют французским ответом Бэнкси. Это человек, который все европейские столицы украсил своими трафаретами.
Гран-При Жюри Художников: «Бегемоты», Петр Думала
Будете ли вы повторять фильмы, которые покажете на фестивале?

Да, мы стараемся впоследствии устраивать показы лучших фильмов с фестиваля, но это точечные показы и, конечно, мы никогда целиком не повторяем программу, так как это слишком большой массив. Обычно мы показываем только победителей и те фильмы, которые нам кажутся особенно интересными. Нужно понимать специфику фестиваля — без разрешения автора фильмы демонстрировать нельзя. Процентов десять от всех фильмов доступны в сети.
Какая миссия у этого фестиваля?

Миссия самая простая: коммуникация и популяризация. Проще говоря, сводить вместе творческие силы и аудиторию. Наш фестиваль отличается тем, что мы привозим почти всех участников за свой счет. И большая часть тех, кто вышел в специальный отбор, окажется в Петербурге. Они познакомятся между собой, познакомятся с нами.

И миссия, конечно, для зрителей. Кино, которое мы показываем — не такой частый гость на отечественных экранах. Поэтому цель и в том, чтобы показать, что, оказывается, можно снимать по-другому. Или, например, можно снимать какой-то обычный натюрморт долго-долго — и это окажется интересным. Это немногим из аудитории приходит в голову и, конечно, встряхивает сознание. Это просвещение, конечно. Многие из фильмов настолько просто исполнены внешне, но имеют настолько сильную идею, что я уверен: многие из зрителей, посмотрев эти фильмы, попробуют стать режиссерами. Наше время удивительно тем, что сейчас гораздо проще начать этим заниматься. Не факт, что получится и что получится хорошо. Но пробовать может практически любой.
Специальный диплом музея Эрарта:
«Последний футуристический фильм 0,100», Настя Тарасова
И последний вопрос — может быть, как раз для тех, кто вдохновится этим фестивалем и попробует снимать сам. Планируете ли вы проводить фестиваль в следующим году? Когда следует отправлять заявки на участие?

Фестиваль ежегодный и проводится всегда в конце марта. Начиная с середины лета, мы открываем прием заявок, что всегда анонсируем в интернете. До конца декабря этого года принимаются заявки на следующий год.