Аполло Браун (Apollo Brown): «Водораздел не должен находиться там, где он находится»

Американский саунд-продюсер Аполло Браун и рэпер Skyzoo про давление на творческих личностей, раскол между андеграундом и радио, нью-скулом и олд-скулом и про то стоит или нет русским все-таки заниматься хип-хопом.
Текст: Илья Хромов
Apollo Brown & Skyzoo
Apollo Brown & Skyzoo
Аполло Браун — андеграундный американский хип-хоп саунд-продюсер и битмейкер. Он работал с Гилти Симпсоном, Big Pooh, Black Milk, Grap Luva, Oddisee, предпочитает в основном держаться олд-скула.

Skyzoo — американских хип-хоп исполнитель из Бруклина, выросший в одном квартале от дома Бигги. Работал с Дре, Wale, Tyrese, Джоном Леджендом, Ллойдом Бэнксом, Джилл Скотт.

Разговор был про давление и жесткое окружение, которое выковывает великих, про радио и андеграунд, про раскол между нью-скулом и олд-скулом в России и в мире, про социальные медиа и о том комильфо или не комильфо русским делать хип-хоп.
Я читал ваши предыдущие интервью, и нашел там, что ваша работа над последним, совместным альбомом была «некомфортной», но в хорошем смысле.
Аполло: Да, не то чтобы нам было некомфортно, просто мы вытащили друг друга из своих «зон комфорта». Я сделал несколько треков, которые обычно не делаю, если речь идет о моей музыке. А он высказал на этих треках то, что обычно не высказывает. Все это для того, чтобы «разбудить» друг друга и сделать хорошую музыку.

Skyzoo: Мы оба очень похожи в музыке — в том, что нам нравится, в том, каков наш музыкальный подход, и в том, как она повлияла на нас, когда мы росли.
Здесь у нас в России мы чувствуем напряжение и давление в множестве аспектов жизни. В последнее время я слышал мнение, что это на пользу различным творческим людям — что когда их помещают под давление, творчество становится только лучше.
Skyzoo: Верно, алмазы рождаются под давлением.
В этом и вопрос. Что вы думаете об этом?
Аполло: Тяжелое окружение определенно помогает тебе делать прекрасную музыку. И прекрасное искусство. Ты смотришь из окна, идешь по улице, да где бы ты ни был — и чувствуешь вдохновение. Да, такая музыка необязательно счастливая. Не та, что ты бы сыграл на свадьбе. Но это музыка о жизни, о том, через что проходят люди. О том, через что ты проходишь каждый день.

Я считаю, что большинство людей чувствуют близость именно с этой музыкой, нежели с той, где речь идет о деньгах, девках, алмазах, шмотках и еще раз деньгах. Примерно восемьдесят пять процентов этого мира — это обычные люди. Они живут обычной жизнью, пытаются справиться со своими бедами.

Apollo Brown & Skyzoo

Nodding Off | Official Video
Так личность должна быть под давлением, чтобы делать великие вещи?
Аполло: Необязательно. Совсем необязательно! Мы можем делать отличные вещи, живя и хорошей жизнью. Это скорее состояние твоего разума. Не думаю, что постоянное давление для этого обязательно. Но я думаю, что когда его нет, некоторые люди могут все-таки немного сбавить. Деньги уже есть, напряжения нет. Больше им это не нужно.

Skyzoo: Верно. Меняется их мотивация.

Аполло: Да, уходит голод, приходит сытость.
Apollo Brown
Apollo Brown
То есть ты не должен быть все время голоден, но ты должен помнить о том, что был голоден когда-то?
Аполло: Да, что когда-то ты был голоден!

Skyzoo: В точку. Твоя мотивация должна оставаться на месте, ты должен желать быть лучшим, делать лучшее, отдавать миру, чтобы он пробовал это и любил. У многих людей мотивация пропадает, потому что и была она только в том, чтобы заработать денег и выбраться из своего района, перестать ходить на опостылевшую работу. И когда они достигают этого — цели больше нет. Наша мотивация — делать отличную музыку. Конечно, мы зарабатываем деньги, это ведь бизнес. Но наша мотивация остается прежней — отличная музыка. Это жизненный курс. Это не уйдет никогда.

Аполло: В Штатах есть аналогия: футбол в колледжах и профессиональный футбол. В моем представлении футбол в колледжах гораздо интереснее, ведь все быстрее, жестче, игроки выкладываются на полную каждую игру, они все еще хотят что-то доказать, они хотят достигнуть какого-то уровня.

Профессоналы же — это кучка лентяев. Не ловишь мяч, никуда не торопишься — некуда, мол, тебе торопиться. В колледжах такого не увидишь, потому что ты жаждешь доказать, что достоин другого уровня. В музыке то же самое, да везде то же самое. На каком-то уровне ты пытаешься достигнуть успеха куда сильнее, а потом бьешь баклуши, ведь свое лучшее уже отдал. Но в том и суть — достигнув нового уровня, ты должен помнить, на каком ты когда-то был и чего тебе стоило подняться выше. Ты должен помнить, что в любой момент явится кто-то, кто целится на твое место.
Skyzoo
Skyzoo
Skyzoo, в одном из последних интервью ты говорил о связности и концептуальных альбомах — о том, что их уже не делают так, как раньше. Моя догадка в том, что дело в Интернете, в том, что теперь первую роль играют синглы, а не альбомы. Что вы думаете об этом?
Skyzoo: Я вырос в местах, кто твой альбом должен был показывать тот же уровень, что показал сингл — как бы высоки не были ожидания. Ты должен был поддерживать ажиотаж, который возникал вокруг тебя, так что ты всегда должен был быть так хорош, как только возможно.

Так что для меня текст песен, сторителлинг, связность, концептуальность — все это нацелено на то, чтобы сделать весь альбом отличным. Моя установка пришла оттуда, потому что такой была музыка, на которой я рос. Illmatic, Ready To Die, Mobb Deep, Liquid Swords…
Ты просто взял и перечислил мои любимые альбомы.
Skyzoo: Именно. И они наши любимые вот почему: песни для них писались не для того, чтобы крутить по радио, но для того, чтобы объединить и составить цельное произведение. И моя цель — продолжать нести это знамя.
Аполло, ты часто говорил в последнее время о том, что ты немного изменил свой стиль для этого альбома. Ты всегда работал в олд-скульном стиле, теперь стало чуть больше нью-скула.

Я не знаю точно, но я могу предположить, что в США это просто разные стили музыки, и ты выбираешь какой тебе ближе, в каком ты хочешь работать. Но здесь, в России, если один MC предпочитает олд-скул, а другой — нью-скул, между ними идет постоянная вражда, отсутствие уважения. Что вы можете об том сказать?
Apollo: Да, это есть не только здесь. В Штатах такого тоже хватает. Я совсем не поддерживаю подобный раскол. Я считаю, что все должны быть включены в хип-хоп тему, что должен быть диалог.

Skyzoo: И баланс.

Аполло: И должен быть баланс, верно. Все, что сейчас слышно на радио, это Дрейк, Future, Lil Wayne и так далее. Ты не услышишь никого из тех, кого можно считать андеграундом. Я не говорю «выкиньте их всех оттуда, а нас давайте на радио!» Нет, совсем нет. Просто все должно быть более сбалансировано, дайте нам доступ к диалогу, к дискуссии о музыке. Мы ведь определенно заслуживаем того, чтобы быть в ней. Мы делаем тяжелую работу, временами более тяжелую, чем они. И мы не бросаем все, потому что мы непопулярны среди пятнадцатилетних, понимаешь?

Этот водораздел не должен находиться там, где он находится. Здесь не должно быть вражды, не должно быть команда против команды.
Как думаете, откуда берется такая сильная вражда?
Аполло: У каждого подхода есть сторонники и на той, и на той стороне. У каждой стороны своя идея о том, что такое хип-хоп и каким он должен быть. Одна говорит другой, что они слишком устарели…

Skyzoo: Вторая отвечает, чтобы портфель в школу собирали…

Аполло: Не знаю, я вырос в месте, где музыка звучала определенным образом, и я, конечно, отражаю это в своей. Но я же не злюсь на всех новых игроков. Да, есть такие, которых я не выношу, которых ненавижу. Что есть, то есть. Это ведь не потому, что я ненавижу музыку и ее стиль, речь только о конкретных случаях. Так что я не хочу, чтобы вся музыка пошла по какой-то одной дороге — просто допустите нас к дискуссии.
Apollo Brown & Skyzoo
Apollo Brown & Skyzoo
Apollo Brown & Skyzoo
В России сейчас хватает молодых талантливых MC, но ярая нехватка молодых талантливых битмейкеров. Даже если такой и находится, о нем обычно знает невероятно мало людей. Почему так?
Аполло: У вас ведь несколько иные социальные медиа, не так ли? ВК куда популярнее фейсбука, например. Социальные медиа сейчас — это самый сильный инструмент для того, чтобы заявить о себе. Это новый маркетинг, новая промо-площадка. На ней ты встречаешь других людей, других MC, других продюссеров и прочее. Это очень важно. И если ты не задействован в этом на все сто — это огромная проблема. Когда я начал, я был везде, в каждом хип-хоп-шоу. Даже если речь была о других исполнителях — я там был. И люди начали меня замечать.
Да, с хип-хоп-шоу у нас беда.
Аполло: Дело и в том, что мы живем в стране, где хип-хоп — это главный музыкальный жанр.

Skyzoo: Это там как дышать.

Аполло: Ага. Он в каждой рекламе, в каждом фильме, в каждом ТВ-шоу. Даже если речь идет не о музыке, хип-хоп все равно как-то фигурирует. Хип-хоп правит музыкой в нашей стране. Думаю, большая разница между нашими странами и в этом.
Говоря о странах и о том, откуда пошел хип-хоп… Россия, как известно, страна консервативная, даже ретроградная. У нас до сих пор полно разговоров о том, что хип-хоп — это не для России, что мы все для него слишком белые, слишком северные…
Аполло: Знаешь, что я скажу? Я ничего такого не имею в виду, но большинство слушателей хип-хопа в Штатах — белые. Так что об этом и речи идти не может. Они просто не могут это говорить. Я в России или в Штатах смотрю на толпу со сцены — и вижу одинаковую картину. Восемьдесят процентов людей в толпе белые.
Так что бы вы передали всем тем людям, говорящим, что хип-хоп — это не для России?
Skyzoo: То, что хип-хоп — для всех. Это просто идиотизм. Хип-хоп для всех, кто понимает музыку, ценит ее и уважает. Кто любит ее, кто хочет быть ее частью, кто хочет знать о ней больше. Хип-хоп создан для всех, кто может получать от него удовольствие, а не для определенного типа людей, определенного цвета или определенного класса. Он для всех. Как и любое другое искусство.

Аполло: И джаз для всех. И рок-н-ролл для всех.

Skyzoo: Если сделать небольшое исследование истории хип-хопа, прекрасно видно, что обо всем этом и речи быть не может. Полно артистов не из Нью-Йорка, полно тех, кто не выглядит так, как я и Аполло. Эминем. Маклемор. Посмотрите на всех этих людей, что явились не из Нью-Йорка и на нас не похожи. Они не из того угла, из которого пошел хип-хоп, но все же они его огромная часть. Доказательство прямо перед глазами. Маклемор успешен, Мак Миллер успешен. Вот же они, прямо перед нами.
Еще
Интервью-журнал HITCH.SPACE
mail@hitch.space