Алекс Долбенский (диджериду)

Алекс Долбенский о происхождении диджериду, технике игры и лечебном воздействии инструмента — как на игрока, так и на слушателя.
Фото: web
Текст: Павел Тигай
Алекс Долбенский (диджериду)
Из древности до нас дошли целительные свойства инструмента, — он действительно влияет на физиологию.
Расскажи нам о происхождении инструмента.

Алекс: Инструмент этот родом из Австралии: там он называется не «диджериду», а «yidaki» («едаки»). Инструмент распространен не во всей Австралии, а только на северных территориях континента. Название «диджериду» ввели европейцы, когда стали колонизировать земли в середине XIX века, — это звукоподражание той музыке, которую они слышали. Сейчас инструмент сокращенно называется «дидж».

Происхождением своим диджериду уходит в древность, — нет точных дат. Из подтвержденной информации это либо V, либо XIV век нашей эры, — большой разброс. Были найдены наскальные рисунки в пещерах Австралии, где изображены люди, играющие на диджериду. Как и во всех культурах, музыкальные инструменты являлись ритуальными предметами. Из древности до нас дошли целительные свойства инструмента, — он действительно влияет на физиологию.
Как этот ритуальный инструмент переместился в Европу, в Россию?

А.: Это было связано с колонизацией Австралии англичанами — в конце 70-х годов XX века. Диджериду стал популяризироваться некоторыми народными ансамблями. Инструмент считается духовым, но его можно отнести к полуперкуссионным инструментам; кроме того, он является обертонным инструментом — благодаря своему устройству и технике игры. Когда на нем играешь, раздается много обертонов и инфразвуков (унтертонов) — то, что по звуку ниже восприятия человека. Специфика инструмента: можно извлечь звук на октаву выше, — это так называемый передув.
Как создается инструмент?

А.: Помимо того, что это просто полая деревяшка, в Австралии климат сменяется то засухой, то сезоном дождей. Из-за этого колебания дерево намокает, а термиты съедают всю внутреннюю мягкую часть. Аборигены постукивали, слышали, что там пусто, и спиливали инструмент. Они никак его не обрабатывали, — просто спиливали и, поскольку он был ровным, из воска вылепливали мундштук.

Плотность древесины и толщина стенки очень сильно влияют на вибрации. Из-за плотности вибрации звук получается сочный, насыщенный.
Как музыкант выбирает себе инструмент?

А.: Современные музыканты в Австралии создали несколько качественных магазинов. Эти магазины представляют инструменты разного уровня: и любительские, и средние, и профессиональные. Дерево, из которого изготовляется диджериду, — традиционно австралийский эвкалипт. Стоить отметить особенности эвкалипта: это очень плотное дерево. Плотность древесины и толщина стенки очень сильно влияют на вибрации. Из-за плотности вибрации звук получается сочный, насыщенный.

Когда диджериду попал в Европу, его стали копировать. Сейчас в Европе и Америке есть мастера, которые научились делать инструменты достаточно профессионально. В 2000-х стали появляться фестивали, известные команды, заточенные на диджериду. Не в электронных, а в живых этно-коллективах. В электронике в психоделик-трансе иногда использовали эти ритмы. Это ввело инструмент в этно-тусовку на фестивали, связанные со средой свободных путешественников.
Диджериду считается одним из самых сложных музыкальных инструментов: задействована не только диафрагма, но и щеки, язык, гортань. Нужна специальная подготовка, чтобы начать играть на диджериду?

А.: Здесь есть особенности. В первый раз не совсем понятно, что вообще нужно делать. Сложность заключается в использовании техники непрерывного дыхания, которую нужно освоить, — сломать некий шаблон. Нужно одновременно вдохнуть и сдуть щеки. Начинается все с диафрагмы, — это основа, фундамент. Все ритмы, которые мы играем на инструменте, — это диафрагма. Легкие выполняют пассивную функцию; гортань и связки используются для вокализации; язык и вся ротовая полость, носоглотка участвуют в вибрации.
Расскажи в двух словах о диджерибоксе и диджерибоне.

А.: Диджерибокс — это закрученная штука, я отношу его к сувенирке: это несерьезный инструмент, — канал не прямой, вся игра основана на воздушном столбе и на обратном давлении. Диджерибон — это нормальная штука. Пластиковые инструменты — любительский уровень, чтобы начать играть: это такая демоверсия диджериду для освоения техники.
Сложность заключается в использовании техники непрерывного дыхания — одновременно вдохнуть и сдуть щеки.
Каждый диджериду играет только одну ноту?

А.: Одну ноту и передув на октаву выше. Эти инструменты раньше использовались в ансамблевой игре, где тональности разные. В первый раз я увидел это у французов: снимается мундштук, надевается новый мундштук чуть длиннее, — и тон меняется. Таким образом инструмент готов принять на себя пять мундштуков в основных нотах. Под основными на диджериду используется «ре», «ми», «фа»; «до» редко, «си» и «ля» редко. Также стали делать разборные (напополам) инструменты.
Диджериду считается лечебным инструментом. Каково его воздействие на человека?

А.: Воздействие диджериду может быть разным — как на игрока, так и на слушателя. Инструмент связан с ритмикой, с ритмической игрой, — а дыхание с ритмом. Двадцать минут игры, — и ритмичное дыхание вводит человека в трансмедитативное состояние, когда волны мозга замедляются. Увеличивается объем легких и выносливость. На психике слушателя игра на диджериду отражается напрямую: общими словами это можно назвать релаксацией либо медитацией.

Стоит сказать о воздействии вибраций инструмента на физическое тело. Низкочастотные вибрации действуют на плотные ткани: на кости, мышцы, связки, — это терапевтическое воздействие инструмента. Трансмедитативное состояние открывает доступ к нашему подсознанию, к работе с психикой на глубинных уровнях.

Школа диджериду AirFlow
Свободное распространение вибраций
Низкочастотные вибрации действуют на плотные ткани: на кости, мышцы, связки, — это терапевтическое воздействие инструмента.